Бизнес без остановок

Мэрия Томска начала реализацию проекта по замене остановочных комплексов на дорогах. Но предприниматели утверждают, что за благими намерениями о внешнем облике города скрывается банальная цель — монополизация рынка

Проект «Новые остановки Томска» вызвал бурю возмущения в среде местных предпринимателей, которые сегодня арендуют остановочные комп­лексы у муниципалитета. Мэр Томска Николай Николайчук старается быть убедительным — на «пилотном» комплексе, который уже установили на остановке ДОСААФ, по словам мэра, будет обкатана модель информационной системы для пассажиров с картой маршрутов, электронным табло с расписанием, куда будет приходить сигнал по ГЛОНАСС о времени ожидания муниципального транспорта, с бесплатным wi-fi. Стоимость одного комплекса нового поколения колеблется от одного до 1,2 млн рублей — в зависимости от внешнего вида и наполнения.

Экономическую составляющую проекта «Новые остановки Томска» на примере пробного остановочного комплекса мэр объясняет просто. Арендатор коммерческих площадей определяются через аукцион, организацией которого и дальнейшим содержанием остановки занимается МП «Агентство развития города». Ежемесячный доход от этого проекта составляет 100 760 рублей, из которых 15 422 рубля направится в городской бюджет за аренду земли, еще 10 076 останется в муниципальном предприятии, 7 800 рублей потратится на санитарное содержание остановки и 67 462 рубля пойдет в доход инвестора. По словам мэра, сегодня доход от аренды городской земли под существующими торговыми павильонами на остановках — всего 3,7 млн рублей в год. После же реализации проекта «Новые остановки Томска» поступления в бюджет вырастут минимум до 22 млн рублей (а по оптимистичному прогнозу — вообще до 60 млн).

Договор на строительство первой остановки заключен с ООО «Старый город». «Этот проект абсолютно прозрачный, эффективный и финансово благополучный, — утверждает мэр. — 83-м предпринимателям, которые сегодня платят за аренду земли на остановках, предлагается присоединиться к проекту либо в качестве инвесторов, — установить остановочный комплекс по утвержденному макету, отвечающему комфортности и безопасности пассажиров, — либо в качестве арендаторов коммерческих площадей такого остановочного комплекса». В МП «Агентство развития города» уверены, что недостатка в арендаторах не будет. Сейчас стоимость аренды квадратного метра на остановочном комплексе составляет тысячу рублей в год, в то время как в городских супермаркетах ставка арендной платы доходит и до 3,5 тыс. рублей за квадратный метр — причем в месяц. «В городе 632 остановки. На половине из них есть магазины. Но с городом договор о создании торговых площадей имеют только около 80 компаний и предпринимателей. А остальные? Цена у нас определяется из заключения оценочных фирм, которые действуют в соответствии с лицензией и федеральным законом «Об оценочной деятельности». У нас состоялись открытые аукционы, конкретно по заявкам, конкретно по остановке ДОСААФ. У предпринимателей, которые принимали участие в аукционе, вопросов к цене не было», — говорит исполнительный директор МП «Агентство развития города Томска» Денис Востриков.

В мэрии уверены, что если проект развернется, объем инвестиций в городскую экономику может составить от 600 млн до 1,5 млрд рублей — за полтора–два года. По оптимистичному сценарию, в экономику города с помощью проекта уже в этом году может быть привлечено 948 млн рублей. Но предприниматели от нововведений мэрии явно не в восторге. Например, владелец одной из городских остановок Александр Харин, считает, что в городе «по-тихому идет передел рынка остановочных комплексов»: «Вроде как все объясняется хорошим делом — надо изменить облик города. Но ведь сегодня стоит только убрать один остановочный комплекс, как останется готовая строительная площадка со всеми готовыми коммуникациями. Сейчас на них зайдут люди, которые поставят туда, как заявляется, 630 остановок. Это приблизительно получается порядка 50 тысяч квадратных метров торговых площадей. И если судить по заявленной арендной плате, которая составляет 1 200 рублей, то бизнес становится далеко не малым. Потому что оборот этого предприятия будет составлять около 50–60 млн рублей. Здорово. Тогда скажите, не монополизация ли это рынка?».

По оценкам бизнесменов, сегодня они платят 1 000–1 200 рублей за квадратный метр (то есть в среднем по 100–150 тыс. рублей) ежегодно в городскую казну. Теперь, согласно проекту «Новые остановки Томска», им придется такую сумму выплачивать каждый месяц. И даже не в казну, а отдельному муниципальному предприятию. Бизнесмены упирают на то, что на обслуживании каждой остановки с торговым павильоном трудятся порядка 10 человек — продавцы, бухгалтеры, охранники, дворники. В случае сноса объектов, говорят бизнесмены, на улице окажутся около девяти тыс. человек.

Мэрия утешает бизнес тем, что задача стоит только одна — привести остановки к единому цивилизованному стилю. И нынешние остановочные комплексы предпринимателей никто сносить не собирается. Если будет возможность реконструировать остановку, то ее будут реконструировать. И если новый вид остановки физически можно будет привить к старой площадке, то договор с предпринимателем просто перезаключат. Но бизнесмены все равно не верят чиновникам. С одной стороны, благие намерения городских властей на фоне тотального свертывания мелкорозничной торговли сигаретами, пивом и прочим действительно выглядят как форма остановочного геноцида. С другой — очевидное сокращение розничной торговли на остановках заставляет мэрию думать помимо эстетического аспекта и об экономике. В частности, о новых подходах в регулировании деятельности остановочных комплексов. Понятно, что администрации приятнее видеть на остановках «Роспечать» или «Сибирские блины», а не продуктовые ларьки. Обсуждение проекта продолжится в апреле, и, вероятно, Томск ждет длинная дискуссия.