Инвестор приходит в «Гавань»

Спецвыпуск
Москва, 27.05.2013
«Эксперт Сибирь» №21 (376)
Республика Бурятия реализует амбициозный проект создания международного туристического центра на востоке России

Когда шесть лет назад власти Республики Бурятия начали создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», было понятно, что на территории начинается не только беспрецедентный по масштабам проект в истории региона, но и по сути создается фундамент для новой экономики Бурятии — туристическая отрасль.

Для громких заявлений существовали вполне реальные основания. Еще пять лет назад наметилась тенденция к перераспределению туристического потока с иркутской части побережья озера Байкал на байкальское побережье Республики Бурятия. Путешественников сюда привлекают песчаные косы бурятского берега, великолепные, залитые солнцем пляжи с мягким мелким песком, термальные источники (здесь открыто около 360 месторождений минеральных источников и лечебных грязей), охота и рыбалка, трекинг и хайкинг, сплавы на плотах и конные экскурсии. Словом, туристы поняли, что Байкал — это в большей степени все-таки Бурятия. Статистика красноречиво подтверждает этот вывод. В 2008 году Бурятия приняла 212 тыс. туристов. Еще в 2010 году количество туристов, посетивших республику (и в том числе Байкал), составляло чуть более 500 тыс. человек, а в 2012 году эта цифра достигла 750 тыс. По предварительным прогнозам региональных властей, в среднесрочной перспективе следующих двух–трех лет туристический поток возрастет до миллиона человек, а к 2020 году составит уже около двух миллионов путешественников. «Байкальская гавань» в этих условиях должна способствовать стимулированию турпотока и развитию смежных экономических отраслей — сферы услуг и гостеприимства, производства, малого бизнеса и т.д. То есть, по сути, стать ядром серьезного экономического прорыва и центром формирующегося туристического кластера.

От идеи до проекта

Специалисты утверждают, что по сравнению с иркутской туристической зоной «Ворота Байкала» бурятская «Байкальская гавань» давно ушла вперед. Последняя, в частности, существенно опережает иркутский проект по объему предполагаемых инвестиций. Понятно, что в становлении любой российской особой экономической зоны (ОЭЗ) существуют несколько этапов, в том числе и связанных с инвестиционными вложениями. Но также очевидно, что свой первый и, видимо, самый сложный этап, «Байкальская гавань» уже прошла.

«Когда в 2007 году вышло постановление правительства об организации нашей ОЭЗ, пришлось очень много вопросов решать на федеральном уровне, — говорит министр экономики Республики Бурятия Татьяна Думнова. — Для республики это был совершено новый опыт, колоссальное приложение сил. И спустя несколько лет мы получили первые результаты — на практике среди туристско-рекреационных зон заметного развития удалось добиться только Алтайскому краю и Бурятии. Сегодня мы ведем большую работу с резидентами. И, к сожалению, приходится отметить, что в России нет специализированных компаний, которые занимаются развитием туризма. Наши резиденты — это компании, располагающие свободными средствами и желающие вложить их в развитие туристической отрасли. Очень много вопросов решалось с земельным оформлением, с созданием инфраструктуры. И на сегодня участки для инвесторов готовы. Можно приступать к строительству зон отдыха, гостиниц, кафе, дорог. Поскольку проект системный, то сразу стали решаться вопросы инфраструктуры — началось бурное строительство дорог от Улан-Удэ в сторону БАМа, линий электропередач, был построен аэропортовый комплекс. В дальнейшем получит развитие сразу несколько районов, которые прилегают к территории зоны».

Татьяна Думнова отмечает, что «Байкальская гавань» — это не просто оазис или вещь в себе. ОЭЗ действительно становится ядром туристического кластера. Системный подход позволяет говорить о развитии не только инфраструктуры зоны, но и о появлении новых туристических направлений и продуктов. Таких, например, как этнографический и экологический туризм.

В целом проект оценивается примерно в 60 млрд рублей. Средства будут вкладываться на условиях софинансирования республиканским и федеральным бюджетами, а также частными инвесторами. На сегодняшний день в развитие «Байкальской гавани» уже вложено три миллиарда рублей. Речь идет о строительстве пяти основных площадок зоны, каждая из которых помимо стандартной туристической инфраструктуры будет иметь и собственную специализацию. Например, на участке «Горячинск» планируется строительство водного курорта на основе термальных вод, на участке «Бухта Безымянная» — туристического центра для семейного отдыха и любителей водных видов спорта. Самый масштабный и наиболее перспективный проект — создание всесезонного курорта «Байкал» на участке «Гора Бычья».

По заключению канадской компании Ecosign, подготовившей мастер-план участка «Гора Бычья», данное место обладает большими преимуществами. Здесь 200 снежных дней в году, две тысячи часов солнечного сияния, высота вершины 1 771 метров, и максимальная протяженность трассы — девять километров. Указанные характеристики позволят создать на участке горный курорт мирового уровня.

Специалисты считают, что всесезонный курорт в рамках «Байкальской гавани» по своим характеристикам станет одним из наиболее востребованных на территории азиатского региона. В соответствии с концепцией проекта, на этом участке предполагается построить более 820 тыс. кв. метров недвижимости. Курорт сможет единовременно принимать более 25 тыс. человек. Первая фаза проекта предполагает строительство 18 тыс. кв. метров жилья, а также коммерческой недвижимости, включая гостиницы, коттеджи, кафе и рестораны, конгресс-центр, медицинский центр и банный комплекс. Центром проекта станет обустроенный горнолыжный курорт на горе Бычьей. В результате летом гости «Байкала» смогут заниматься трекингом и водными видами спорта, а зимой к их услугам будет выбор горнолыжных трасс. Общий заявленный объем инвестиций в проект «Гора Бычья» составляет 32 млрд рублей. Первую очередь курорта с гостиничной инфраструктурой и горнолыжными трассами планируется запустить в декабре 2015 года.

Таким образом в течение нескольких лет «Байкальская гавань» должна стать центром притяжения туристических потоков. Будет не только где отдохнуть, но и на что посмотреть. Например, в зоне планируется создание экопарка, который разместится на территории в 110 гектаров. В экопарке туристы смогут познакомиться с флорой и фауной Байкала.

«Конечно, все резиденты туристической зоны получают определенные законодательством налоговые льготы и соответствующую государственную поддержку, — говорит Татьяна Думнова. — Но сама по себе «Байкальская гавань» ничего не дала бы республике, если бы изначально не задумывалась как системный проект. Особая экономическая зона стала источником мощного толчка для развития экономики в целом. Никогда бы мы не построили дороги и линии электропередач, инфраструктуру развлечений. Все театры в Улан-Удэ реконструированы благодаря особой экономической зоне, ведь к нам приезжают туристы, а куда их вести? Сейчас в республику заходит несколько крупных компаний, которые специализируются на строительстве гостиниц. Например, ООО «ЕС-Инвест» будет сдавать в 2014 году пятизвездочную гостиницу Sayen на Верхней Березовке. Делаем ставку на развитие хостелов. В общем, «Байкальская гавань» все привела в движение».

Целевые показатели развития туристической отрасли в Республике Бурятия (2027 год)

Основные участники особой экономической зоны «Байкальская гавань»

В движении

По словам Татьяны Думновой, изначально в концепции «Байкальской гавани» сделана ставка на всесезонность и на доступность разным категориям населения. Например, позаботились о тех, кто приезжает в республику отдыхать на собственных автомобилях — создали три федеральных автокластера, которые вошли в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». «Байкальская гавань» в этом смысле действительно стала инструментом стимулирования регионального экономического роста, поскольку выступает как основное связующее звено с сетью туристических маршрутов и локальных туристских кластеров.

«В дополнение к «Байкальской гавани» мы приняли региональный закон о зонах экономического благоприятствования в республике, которые определили самостоятельно, — поясняет Татьяна Думнова. — Мы пошли по созданию туристического продукта и сейчас прорабатываем с муниципалитетами вопросы оборудования остановок на пути туристических маршрутов. Это уже возможность привлечь местных предпринимателей к небольшим проектам. 1 июня у нас состоится конкурс на туристические маршруты в районах республики. Другое направление — развитие этнопоселений».

С развитием инфраструктуры поездка в районы республики станет делом вполне доступным. Так, к 2014 году должна закончиться реконструкция трассы от Улан-Удэ до озера Байкал, после чего дорога на машине будет занимать не более 60 минут. В 2015 году планируется прямыми рейсами соединить Улан-Удэ с российскими городами-миллионниками и крупными сибирскими городами. В 2018 году должен открыться новый терминал аэропорта Байкал в Улан-Удэ. Все это — косвенные или прямые следствия реализации проекта «Байкальская гавань». Благодаря серьезной работе с инвесторами бурятская сторона Байкала действительно стала территорией, где реализация ОЭЗ получила видимое развитие. По крайней мере, инфраструктура зоны сегодня находится в высокой степени готовности, фактически созданы все условия для выхода на площадку инвесторов. И инвесторы, они же резиденты, уже идут. Пока в зоне двенадцать резидентов и еще десять заявок находятся в стадии рассмотрения.

В строительство туристско-рекреационной зоны в Бурятии будет вложено 60 миллиардов рублей expert-sibir_21_044.jpg
В строительство туристско-рекреационной зоны в Бурятии будет вложено 60 миллиардов рублей

Несмотря на серьезные государственные вливания в зону, резиденты тоже не сидят сложа руки. В прошлом году ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Сибирь-Капитал» приступили к строительству туристского коттеджного поселка, летом нынешнего года ООО «Интерра» планирует приступить к строительству ресторанного комплекса стоимостью 21 млн рублей. ООО «БайкалАктив» планирует начать строительство спортивно-оздоровительного комплекса в следующем году и т.д.

Очевидно, что развитие «Байкальской гавани» окажет серьезное влияние на рост удельного веса занятых в туризме и санаторно-курортной сфере. Сегодня в этой отрасли работает 0,6% от общей численности занятого населения (2,3 тыс. человек). С развитием ОЭЗ будут созданы новые рабочие места и к 2026 году число занятых в туристическом секторе превысит 15 тыс. человек. Общий вклад туризма и смежных отраслей в занятость региона составит в 2026 году около 10%.

Еще один немаловажный показатель — налоговая отдача. Если в 2005 году доля налоговых поступлений от организаций сферы туризма, функционирующих на территории республики, в консолидированном бюджете составила 0,95% (70,1 млн рублей), то согласно прогнозам, налоговые поступления от туристического сектора и смежных отраслей к 2026 году составят 12,5 млрд рублей в год, а суммарный объем налоговых поступлений достигнет 89,3 млрд рублей.

Естественно, туристический кластер придаст новое ускорение развитию смежных отраслей — агропромышленного комплекса, потребительского рынка, транспортных перевозок, сувенирной промышленности и др. Эксперты тур­отрасли считают, что при грамотном подходе туристический поток на Байкал может достигнуть трех миллионов туристов уже в 2020 году, при этом большую часть турпотока будут составлять гости из соседнего Китая. И тогда по популярности Байкал обгонит американское озеро Тахо. Что для этого необходимо? То же самое, что и сегодня, — взять природные преимущества байкальской природы и творчески над ними поработать. За 10–15 лет эту задачу вполне можно выполнить.  

Вклад туристического сектора и смежных отраслей в ВРП Республики Бурятия

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №21 (376) 27 мая 2013
    Нефтегазовое будущее России
    Содержание:
    Реклама