Малый и средний бизнес в «слепой зоне»

Малым и средним компаниям выгодно торговать с внешними рынками только через посредников или совместные партнерства. Прямые экспортные каналы открыты только для крупных компаний

Георгий Самойлов-Самарин

Новосибирская область, по оценкам экспертов, является одним из немногих регионов в Сибири, откуда в большей мере экспортируется не сырье, а товары машиностроительной отрасли. На долю первых двадцати экспортеров приходится 80% от объемов всего экспорта. Все эти предприятия хорошо известны. Чего не скажешь о компаниях малого и среднего бизнеса. Идентифицировать, чем конкретно занимаются игроки из сектора МСБ, сложно, поскольку таможенные органы не делят участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на малые, средние и крупные компании. Можно только «точечно» отслеживать их активность.

По данным статистики, в Новосибирской области объем экспорта растет, а количество компаний-экспортеров сокращается. Эксперты считают, что «уходят» именно малые и средние компании. Природу этого явления, а также вопрос — каким образом сегодня развивается инфраструктура экспортных каналов для «маленьких», — мы обсудили с руководителем Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области  Георгием Самойловым-Самариным. Центр создан в апреле 2012 года как структурное подразделение областного ГУП «Новосибирский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства», единственным учредителем которого является правительство Новосибирской области.

— Как вы оцените динамику экспорта?

— Ежегодно внешнеторговый оборот Новосибирской области увеличивался и показывал положительное сальдо внешнеторгового баланса. Процесс увеличения оборота был обоюдорастущим, объем экспорта превышал объем импорта. Но в 2012 году внешнеторговый баланс сложился отрицательный. Среди основных причин можно выделить: нестабильную экономическую ситуацию в мировой экономике, вступление России в ВТО и интеграционные процессы развития единого экономического пространства стран Таможенного союза. Волнения в Европе вызвали спад покупательского спроса, производители стали терять объемы поставок, а тут Россия вступила в ВТО. Само собой увеличились объемы поставок в Россию, что не могло не отразиться и на внешнеторговом балансе Новосибирской области. Создание единого экономического пространства стран Таможенного союза упростило участникам ВЭД процедуру экспорта, стерев таможенные границы с карт таких стран, как Россия, Беларусь и Казахстан. Участники ВЭД, работающие со странами Таможенного союза, попали в «слепую зону». По данным таможенной статистики 2009 года, только доля экспорта в Казахстан составляла 21,7 процента. Ведь единственная страна, граничащая с Новосибирской областью, — именно Казахстан, протяженность границ с которой 316,4 километров. С 1 июля 2011 года экспортеры в эти страны и, соответственно, товарооборот не учитываются в таможенной статистике, так как перемещение товаров в пределах границ единого экономического пространства рассматривается как внутренняя торговля, а не как внешняя.

— Количество компаний-экспорте­ров росло или снижалось?

— По итогам прошлого года в Новосибирской области осталось всего 466 экспортеров. А пять лет назад их было 1 035. Объем экспорта растет, а количество экспортеров уменьшается. Причем крупный бизнес в большинстве своем остался на тех же позициях. А вот предприятия малого и среднего бизнеса перестают напрямую рваться к прямым поставкам своей продукции за рубеж, зачастую прибегая к услугам профессиональных посредников. В Новосибирской области достаточно большое количество компаний, которые могут экспортировать свою продукцию, но по разным причинам не делают первых шагов или «обожглись» один раз и махнули рукой. С одной стороны, потенциальный и перспективный рынок для экспорта, с другой — «чужое» законодательство, языковой барьер и дорогая логистика. Расставить по полочкам и оценить возможности компаний можно через инструменты МЭР (взаимодействие с торговыми представительствами, организации ознакомительных семинаров о ведении бизнеса в конкретной стране, организация бизнес-миссий, консультирование по вопросам ВЭД и т.д.). Малый и средний бизнес хорош тем, что принимает быстрые управленческие решения. Может оперативно работать с любой компанией, отсутствуют долгие процедуры согласования. Если есть конкурентоспособная продукция, почему не поставлять ее, расширяя рынки? Просто малые и средние компании не обладают специализированными кадрами, и у них нет такого опыта, как у крупных компаний.

— Получается, что сокращение доли компаний МСБ во внешней торговле — следствие нехватки компетенций?

— Не столько компетенций, сколько информации. Чтобы выходить на экспортные рынки, нужно обладать систематической информацией о потенциальном рынке и аспектах бизнес-среды. Я имею в виду маркетинговые исследования. Они стоят очень дорого. Для малых и средних компаний это неподъемно. В Москве такое исследование, подготовленное, к примеру, Ernst&Young, стоит около 400 тысяч евро. Это нереальные деньги для сектора МСБ.

— А с какими продуктами компании Новосибирской области выходят на экспорт?

— Товарная номенклатура насчитывает более тысячи наименований, но основными товарными группами экспорта являются машиностроительная продукция, тепловыделяющие элементы, каменный уголь, драгоценные камни, металлы и изделия из них, химическая продукция, а также продовольственные товары. Доля услуг во внешнеторговом обороте составляет порядка 10 процентов. Из всего спект­ра услуг 90 процентов — транспортные услуги. Не зря в Москве Новосибирск называют транспортным «хабом».

Можно оценить рынок по активности определенных предприятий, с которыми мы ведем работу. В этом случае можно выделить такие направления, как энергетика, медицина, фармацевтика, биотехнологии (в том числе БАДы), пищевую промышленность, IT. А вот производители оборудования тяжелы на подъем. Трудно сказать, с чем это связано. Медики, фармацевты, энергетики и пищевики принимают участие практически во всех мероприятиях нашего Центра, в том числе в зарубежных поездках (бизнес-миссии) в разные страны. Причем выставочные площади, регистрационные взносы, трансфер за участников, переводчика оплачивает Центр. Но активность невысокая.

 030_expert-sibir_26_2.jpg

— Компании, которые производят БАДы, поставляют на экспорт сырье или готовую продукцию?

— У нас в приоритете конечный продукт, с высокой добавленной стоимостью. В Европе сегодня период беби-бумеров (люди в возрасте от 45 до 60 лет), озабоченных здоровым образом жизни и внешним видом. Все занимаются спортом, борются с загрязнениями воздуха. Поэтому все, что связано со здоровьем, натуральным, природным, экологически чистым, там достаточно востребовано. Что находило свое подтверждение на различных выставках, в том числе на самой крупной — по медицине — Medica-2012. К производителям БАДов стояла очередь.

— А у нас много таких компаний? Можете назвать?

— Это «Природа-С», «Сиб-КруК», «Био-Веста», «Гленмери-Сибирь», «Абис», «Биокор». Выпускают различные биологически активные добавки, востребованные, в том числе, и за рубежом.

— С какими продуктами выходят на внешний рынок энергетики?

— Комплектующие к электродеталям, резисторы, обогревательные приборы, оптические системы, разъединители. В мае 2013 года Центр организовывал бизнес-миссию по энергетике в Монголию, результатом стало подписание контрактов на сумму 50 миллионов рублей.

— С какими банками работают участники ВЭД?

— В настоящее время российский рынок торгового финансирования — рынок покупателя, на котором хорошие заемщики — экспортеры и импортеры, выбирают банки, способные предложить наиболее привлекательные по цене условия финансирования. Ежемесячный оборот по корсчетам банков по обслуживанию ВЭД составляет порядка 200 миллиардов долларов. Около половины внешне­экономических расчетов обслуживает десять банков из почти 1 300 кредитных организаций страны. В топ-10 входят пять банков со стопроцентным иностранным капиталом, три госбанка: Сбербанк, Внешторгбанк и Газпромбанк — и всего два частных банка: Альфа-банк и МДМ-банк. На региональном рынке также можно выделить банк «Левобережный», активно работающий с экспортерами. Крупные сырьевые компании становятся все больше интересны зарубежным банкам, у которых есть возможность кредитовать их.

Частные банки проигрывают соревнование за средства экспортеров не только банкам с иностранным капиталом, но и нашим госбанкам. Эта тенденция видна уже сегодня: доля госбанков и западных «дочек» увеличивается, причем «иностранцы» преобладают на рынке. Основные причины — утрата доверия к частным банкам, ужесточение требований ЦБ, более низкая конкурентоспособность по сравнению с коллегами с иностранным и государственным капиталом и поддержкой. «Переток» обслуживания внешнеэкономических операций от частных банков к более крупным госбанкам обусловлен тем, что у них больше возможностей по кредитованию, а одним из условий предоставления кредита обычно является перевод оборотов в банк-кредитор. Отсюда тенденция, которая продолжится до тех пор, пока растут цены на энергоресурсы.

— Какие страны заинтересованы в продукции от сибирских экспортеров?

— Если продукция конкурентоспособная, то реализовать ее можно везде. Одним из эффективных инструментов продвижения являются выставки. И здесь главное — правильно себя преподнести. Если на выставке твой прибор визуально выглядит как «прямоугольник с проводами», стендисты едят или сидят, опустив глаза в ноутбуки, а стенд не оформлен, то результат выставки будет плачевен. Специфика Европы, особенно южной ее части, как правило, сводится к тому, что покупатели любят сначала глазами, а потом умом. Если «прямоугольник с проводами» по техническим характеристикам превосходит продукцию конкурента с соседнего стенда, но у соседа изделие выглядит как космический корабль, светящийся неоном, то, несмотря на то, что он уступает вашему прибору внутренне, купят его. Мы спрашиваем представителей наших компаний: почему вы экономите на промышленном дизайне? Они отвечают, что возрастет стоимость. Им нужно, чтобы просто работало, а внешний вид изделия не считается важным.

— Наши экспортеры в каких рынках сбыта заинтересованы?

— По статистике 2012 года, Новосибирская область торгует с более чем сотней стран. Как правило, легче работать с теми, где присутствовало советское влияние, где нас еще не забыли и говорят на русском языке. Все страны СНГ и Прибалтики, Средней Азии. К примеру, в Монголии к россиянам очень хорошее отношение. Сейчас на руководящих должностях в госструктурах находятся те, кто учился в Союзе, в том числе Новосибирске. Бытует мнение, что Европу необходимо рассматривать как рынок средств производства, где нужно покупать оборудование для выпуска продукции, а постсоветское пространство — это рынок сбыта. Может, это и правильно, но надо и Европу рассматривать как рынок сбыта. По статистике, все-таки в топ-10 стран, куда экспортирует Новосибирская область (по объемам продаж), находятся Болгария, Германия, Великобритания, Бельгия и США.