«Почему рынок грузового автотранспорта остается преимущественно российским?»

Дмитрий Баранов 028_expert-sibir_26_2.jpg
Дмитрий Баранов

Ведущий эксперт УК «Финам Менедж­мент» Дмитрий Баранов

— Позиции отечественных грузовиков сильны по целому ряду причин. Во-первых, они давно присутствуют на нашем рынке и прекрасно известны нашим потребителям. Во-вторых, известны их возможности, технические характеристики и их способность совершать своего рода чудеса время от времени, выдерживать самые суровые условия эксплуатации. В-третьих, за много лет в стране создана уникальная база сервиса и ремонта этих автомобилей, зачастую даже нет необходимости ехать в сертифицированный центр марки, запчасти можно купить в придорожных магазинах на трассах, там же предлагается сделать и весьма сложный ремонт, после которого можно выполнить рейс и вернуться домой. Ну и, конечно же, цены на наши грузовые автомобили также способствуют спросу на них со стороны потребителей.

Вместе с тем конкуренция между отечественными и иностранными грузовиками неизбежно будет усиливаться, но наши грузовики, в отличие от легковых автомобилей, так просто свои позиции не сдадут. На их стороне — лучшая приспособленность к нашим дорогам, их известность в кругу наших потребителей, более привлекательная цена. К их минусам можно отнести меньший ресурс межремонтного пробега, худшую эргономику. Иностранные машины отличаются более высокой ценой, но при этом имеют больший ресурс межремонтного пробега, они более удобны в эксплуатации, но у нас пока не создано для их обслуживания и ремонта полноценной инфраструктуры, запчасти к ним нередко надо ждать, потому что они зачастую доставляются из-за границы. Тем не менее, и российские, и иностранные грузовики находят в нашей стране своих покупателей, просто у них у всех разные предпочтения и разные задачи, которые требуют персонального решения. И кто-то для этих целей выберет наш грузовик, а кто-то — иностранный.

Кира Завьялова 028_expert-sibir_26_3.jpg
Кира Завьялова

Аналитик «Инвесткафе» Кира Завьялова

— Во-первых, это объясняется стоимостью и доступностью послепродажного обслуживания и запчастей. Также играет роль узнаваемость данных брендов, к которым за долгое время работы с ними российские компании успели привыкнуть. Плюс ко всему, отечественные автопроизводители стараются не уступать в конкурентной борьбе, модернизируя модельный ряд.

Соглашусь с «Автостатом», у марок Mercedes и Ford хорошие конкурентные позиции благодаря широкому модельному ряду и высокому уровню качества. Можно отметить хорошие эксплуатационные характеристики в части экономичности и сроков службы. Продукция Ford также характеризуется относительно конкурентоспособной стоимостью. По данным AEB, продажи коммерческих автомобилей этих марок в 2012 году росли с темпами 40–80%, что говорит об активном захвате российского рынка.