Если в кучу сгрудились малые

Томские власти рассчитывают возродить в регионе малые аэропорты и местную авиацию. Для региона, в котором почти нет дорог, а жизнь сконцентрирована на юге — в Томске — это революционная задача

Томские власти приступили к разработке программы развития региональных авиаперевозок до 2020 года, которая, в частности, предусматривает восстановление местных аэропортов — все они прекратили свою работу еще в начале 1990 годов. Речь идет об аэродромах, расположенных в селах и небольших городах численностью до 20 тыс. человек. «Мы хотим восстановить местные аэропорты, которые сегодня еще живы. Речь идет о райцентре Каргасок, городах Колпашево и Кедровый, селах Новый Васюган и Средний Васюган. Кроме того, хотим реанимировать почти не существующий аэропорт в селе Белый Яр», — сообщил заместитель начальника областного департамента по связи, воздушному транспорту и взаимодействию с органами власти Виктор Шишкин.

Необходимость восстановления региональной аэропортовой сети вызвана назревшей проблемой транспортной доступности удаленных районов области, добраться до которых порой можно только на специальном транспорте высокой проходимости. До перестройки практически в каждом крупном селе Томской области был свой аэропорт, куда летали маленькие Ан-2, Л-410 и Як-40. Иначе из некоторых поселков до областного центра было просто не добраться. Однако в начале 1990 годов по экономическим причинам местные авиарейсы прекратились, и, как следствие, большинство аэродромов пришло в запустение. В мае нынешнего года, когда аэропорт Томска открыл международный терминал, вполне предсказуемо встал вопрос и о тех жителях области, кому непросто добраться до областного центра.

Планируется, что на развитие внутренних авианаправлений будут выделяться средства из бюджета. Возможна также частичная компенсация в тех случаях, когда транспортная доступность к населенному пункту есть, однако цена авиабилетов слишком высока. И это только один из путей решения вопроса. Но там, где местный аэропорт может приносить прибыль, будет организовано и коммерческое направление. «С учетом восстановления местных аэропортов, системы субсидирования авиапассажирских перевозок и ряда других вопросов объем финансирования со стороны областного бюджета может быть рассчитан в сумме до 500 миллионов рублей», — отметил Виктор Шишкин. По его словам, на данный момент готова концепция развития авиатранспортного комплекса Томской области на период до 2020 года, которую по заказу администрации подготовило ООО «Научно-консалтинговый центр «Аэропрогресс». Этот документ будет базой для разработки программы.

Между тем, не дожидаясь рождения на свет определяющей развитие отрасли программы, томские власти уже в сентябре 2013 года планируют запустить рейс из областного центра в одно из отдаленных поселений региона — село Каргасок (500 км от Томска). Каргасокский район является одним из самых экономически развитых в Томской области, поскольку именно здесь сосредоточена основная нефте- и газодобыча. Власти и перевозчики считают, что маршрут будет востребован не только у населения, но и среди тех, кто работает вахтовым методом на месторождениях. «Это востребованный маршрут на легкомоторном самолете: «Томск–Каргасок–Стрежевой» и обратно — три раза в неделю. Планируем к концу 2013 года выйти на ежедневные полеты», — сказал заместитель губернатора Томской области по промышленности и ТЭК Леонид Резников.

Еще в августе–октябре 2012 года компания «Томск Авиа» приобрела три самолета Cessna Grand Caravan 208В стоимостью 2,5 млн долларов каждый, а в ноябре — самолет Bombardier CRJ-200 за 3,5 млн долларов. С этого момента региональный перевозчик начал полеты по новым направлениям: «Томск–Новосибирск–Горно-Алтайск», «Новосибирск–Стрежевой» и «Новосибирск–Кызыл» (последние два — из аэропорта «Толмачёво»). Сегодня помимо внутрирегиональных рейсов компания рассматривает возможность открытия полетов в Абакан и Новокузнецк. Под управлением авиакомпании находятся аэропорты «Стрежевой» и «Пионерный», а также вертодром «Колпашево». Аэропорт Каргаска практически готов к тому, чтобы принимать самолеты Cessna, но остается привести в нормативное состояние инфраструктуру — метеослужбы, диспетчерские службы и др. Леонид Резников отметил, что полеты по данному направлению будут субсидироваться, однако эта форма поддержки коснется не всех пассажиров, а только пенсионеров, студентов, детей, поскольку Каргасокский район является нефтедобывающим, и считается, что многие жители этого населенного пункта смогут позволить себе покупать билет за полную стоимость.

В настоящее время добраться до Каргаска из Томска можно только по автодороге. При этом часть трассы — грунтовка, которая находится в очень плохом состоянии. Аэропорт Каргаска оказался в наиболее высокой степени готовности, поэтому развитие регио­нальных полетов начнется именно с него. Генеральный директор ООО «Томск Авиа» Виктор Марьенкин сообщил, что авиакомпания планирует осуществить технический рейс в Каргасок в июле. На подготовку аэропортов в других населенных пунктах, которые также находятся на значительном удалении от Томска, уйдет значительно больше времени, и раньше 2014 года ожидать новых внутренних рейсов, очевидно, не стоит.