Была без радости любовь

Повестка дня
Москва, 12.08.2013
«Эксперт Сибирь» №32 (384)

Мэр Томска Николай Николайчук ушел в отставку, не выдержав напряжения между городской и областной властью.

22 июля на внеочередном заседании городской Думы Томска третий по счету мэр города Николай Николайчук официально объявил о своей отставке, продемонстрировав депутатам папку, в которой лежало его заявление. В своем прощальном выступлении Николайчук пояснил причины этого поступка, которые, по большому счету, были видны невооруженным глазом. «Ни один серьезный проект невозможно начать и невозможно завершить без взаимного доверия и тесного взаимодействия мэра и губернатора. Полтора года назад в Томской области произошла кардинальная смена курса. И это влияет на город. Продолжение моей работы на посту мэра неминуемо приведет к конфликту. Город не может становиться заложником такой ситуации. Поэтому единственно верное решение — уйти в отставку. И я его принял», — сказал Николайчук. На прощание лишь отметив, что не разделяет идеи «превращения Томска из научно-образовательного центра в центр сырьевых компаний», недвусмысленно дав понять, что истоки начавшегося непонимания двух уровней власти главным образом лежат именно здесь.

Заявление мэра не стало шоком или откровением, поскольку постоянная критика деятельности муниципальных властей губернатором Сергеем Жвачкиным уже давно наводила на мысли о подобном решении. Ощущение того, что мэром всегда недовольны, весьма точно синхронизировалось и с настроениями томичей, которые поругивали градоначальника то за неспособность вывезти снег, то за вялую уборку улиц, то за подтопления дорог после дождя и т.д. Словом, когда папка с заявлением пошла в ход, народный плач не грянул. Вслед за Николаем Николайчуком из мэрии ушел его заместитель по инвестиционной политике Денис Молотков. Исполняющим обязанности мэра стал первый вице-мэр Евгений Паршуто. Никаких кадровых перестановок более не случилось.

Надо сказать, что в карьере Николайчука до сих пор важную роль играл случай. Работая главным инженером Томской ТЭЦ-3, в 2001 году Николай Николайчук был избран депутатом городской Думы. В 2002 году трагически погиб председатель парламента Олег Плетнев, и Николайчук занял его место. После ареста мэра Томска Александра Макарова в конце 2006 года будущий мэр Николайчук стал исполняющим обязанности градоначальника, а в 2008 году президиум генерального совета партии «Единая Россия» утвердил его кандидатуру для избрания на должность мэра Томска. Выборы 2009 года были нелегкими и поэтому прошли в два тура. Экс-губернатор Томской области Виктор Кресс несколько раз заявлял в эфире томских телеканалов, что не будет работать с мэром, если им станет оппозиционный кандидат-самовыдвиженец Александр Деев. Когда во втором туре победил Николайчук, Деев констатировал, что результаты выборов были сфальсифицированы путем вброса бюллетеней, но никаких последствий это не имело, и Томск получил мэра, полномочия которого истекали лишь в 2014 году. Однако областная власть сменилась раньше. И новый губернатор не стал стесняться в выражениях, описывая ситуацию в областном центре. Становилось все более очевидным, что Николайчук не вписывается в новую управленческую парадигму.

Больше всего доставалось Николайчуку за состояние улично-дорожной сети, ливневой канализации и за качество ремонта городских дорог. Сергей Жвачкин много раз говорил о том, что облик города уродует стихийная расклейка объявлений и неудовлетворительное состояние городских фасадов. Также губернатор критиковал проект городских остановок. «Возможно, для руководства города все это звучит не так завлекательно, как проект «Томск 3.0», скоростной трамвай или наполеоновские планы по освоению Левобережья, но это именно те проблемы благоустройства, которые волнуют томичей и которые на нынешний день не решаются, — отметил губернатор в своем майском выступлении перед общественностью.

За фантастические проекты типа концепции «Томск 3.0» или идеи скоростного трамвая «Томск–Северск» Николайчука в области критиковали довольно часто, считая, что мэрии надо заниматься городским хозяйством, а не строительством воздушных замков. Год назад случился скандал с покупкой для мэра Томска служебного автомобиля Hyundai Equus 3.8 за 2 миллиона 890 тысяч рублей — и это на фоне катастрофического дефицита городского бюджета. Нельзя сказать, что какая-то конкретная причина послужила толчком для отставки мэра, но в совокупности они вполне могли создать критическую массу. Профессор Томского государственного университета Алексей Щербинин уверен в том, что отставка Николайчука готовилась давно. «Политической воли у него не хватило. Личная воля у него была, но распорядиться ресурсами, учесть новую обстановку он не смог. Он пытается быть публичным политиком, а ему не верят. Он старается быть как Макаров, а у него не получается. Тот мог на голубом глазу ложь загнать, и все считали, что так и нужно, а у Николая Алексеевича даже правда не проходила», — отмечает Щербинин. «Я не вижу никакой корреляции между отставкой мэра и инновационностью города, — говорит декан факультета инновационных технологий Института инноватики Томского университета систем управления и радиоэлектроники Юрий Лирмак. — Ориентация сырьевая — это без вопросов. Но что поделаешь, такая страна. Я знаю, что по сравнению с предыдущим мэром стали хуже дороги в Томске». Иными словами, чем бы и как мэр ни крутил и какие бы форсайт-проекты ни вынашивал, оценивают его все равно по качеству дорог, фасадам и уборке улиц. В этом и есть простая сермяжная правда.

Что касается реальных проектов, которые получили свое начало при Николайчуке, то за их будущее, по мнению исполняющего обязанности мэра Томска Евгения Паршуто, нет никаких причин опасаться. Продолжение получат крупные инвестпроекты, которые реализуются совместно с областной администрацией — развитие полузаброшенной территории набережной реки Томь в центре Томска («Томские набережные») и создание индустриальных парков для инвесторов. «По долгосрочным проектам никто не собирается сейчас ставить точку на том или ином проекте, кроме проекта «Новые остановки Томска». Все они будут проанализированы с точки зрения их необходимости, приоритетов. Но этим займется новая администрация, новый мэр, — сказал Паршуто. — Не думаю, что остановки Томска или скоростной трамвай сильно волнуют людей. Волнует проблема с мусором в городе и дворах, проблема с раскопками, подача ресурсов, вопросы капитального ремонта и расселения и другие вещи, от которых зависит жизнь томичей. Вот этим как занимались, так и будем». Сам исполняющий обязанности от участия в будущих выборах мэра (они назначены на 13 октября) сразу дистанцировался, сообщив, что баллотироваться на эту должность не будет. В различных кругах высказывается мнение, что эту должность «освободили» под кандидатуру нынешнего генерального директора ОАО «Томское пиво» Ивана Кляйна.      

Новости партнеров

    Реклама