На разлив

Михаил Кичанов
19 августа 2013, 00:00
  Сибирь

При рекордных продажах разливного пива Новосибирск заметно отстает по потреблению пенного напитка не только от крупнейших городов страны, но и соседних региональных центров

Фото: Виталий Волобуев
Наиболее востребованы в Сибири недорогие сорта разливного пива с чешскими и немецкими акцентами в названиях

Молодые люди, бодро несущие двух-, трехлитровые пластиковые бутылки с пивом, — обычная картина на улицах сибирских городов. Причем носителями этой новой культуры пития являются как представители сильного пола, так и совсем слабого — хрупкие девушки с трехлитровыми бутылями в обеих руках никого не оставят равнодушным. Особенно массовым пивное движение становится в пятницу, ближе к вечеру. Статистика утверждает, что несомненное лидерство в торговле пивом из кег принадлежит административному центру сибирского региона — Новосибирску.

Новосибирск признали всероссийским центром разливного пива еще в прошлом году. Проанализировав развитие досуговых сфер бизнеса в 51 российском городе, компания 2ГИС пришла к выводу, что в столице Сибири действует больше всего торговых точек разливного пива на душу населения: 18 магазинов на 100 тыс. горожан. Всего 255 организаций, торгующих разливным пивом (включая все филиалы сетей — 335). Годом ранее таких точек было 230, а в 2009 году — чуть более пятидесяти. Для сравнения: в Москве в прошлом году зафиксировано 366 организаций, торгующих пивом, а в Санкт-Петербурге — всего 117. Также исследование 2ГИС показало, что наибольшей популярностью разливное пиво пользуется именно в Сибири: Горно-Алтайск, Барнаул и Новокузнецк вошли в пятерку городов с рекордным количеством пивных точек. «Доля разливного пива в объеме пивного рынка Новосибирска составляет 23–25%. В других городах-миллионниках эта цифра значительно ниже. Объясняется это тем, что данный сегмент рынка зарождался именно в Новосибирске, у нас он был сформирован значительно раньше, чем в других крупных городах», — объясняет феномен руководитель по продажам в канале on-trade в регионе «Сибирь — Дальний Восток» пивоваренной компании «Балтика» Сергей Аксенов.

Дорогая полка

Большое число пивных магазинов эксперты склонны объяснять ценовой доступностью пеногасителей, разработанных и запатентованных компанией «Новосибирскпродмаш». Ее продукция (устройство беспенного розлива пива PEGAS — несомненный лидер новосибирского рынка розлива пива из кег) упростила организацию бизнеса по продаже пива. Успешный опыт участников рынка и относительно невысокий «входной билет» (от 200 тыс. рублей) побуждал предпринимателей вкладываться в продажи пива.

Другая причина популярности формата пива из кег — в сложностях захода в торговые сети для мелких пивоваров. При, понятное дело, высокой популярности кегового пива — такой продукт сибиряки априори считают более качественным. «[Крупные торговые сети], что называется, сейчас находятся «на волне» и пытаются заработать как можно больше денег на этом законодательном нововведении (ограничение продажи пива в киосках, запрет рекламы). У нас ведь нет другого выхода, кроме как договариваться с ними. Конечно, контрактные условия стали жестче, «зайти на полку» стало дороже. И в денежном отношении, и в сборе сопроводительных документов. К тому же полка — не резиновая, и каждый из лидеров рынка старается туда попасть», — констатирует директор завода Efes Rus в Новосибирске Дмитрий Прохоров. В результате Efes Rus стал наращивать объемы разливного пива. «Но существует вероятность, что и тут (на рынок разливного пива. — Ред.) наши законодатели могут повлиять. Недавно депутаты Госдумы вышли с инициативой запретить продажу пива в пластиковой таре (ПЭТ) емкостью более 500 миллилитров. А это как раз основной вид продукции в небольших магазинах разливного пива — люди берут на дачу, на отдых по нескольку литров пива в больших упаковках», — говорит Прохоров.

По мнению экспертов, новосибирский рынок сейчас явно переполнен мелкими пивными магазинами. Например, на Горском жилмассиве такие торговые точки работают если не в каждом жилом доме, то уж точно в каждом втором. Немало примеров, когда в одном многоквартирном доме открыто сразу несколько точек розлива. «Ситуация на новосибирском рынке такова, что основной канал потреб­ления разливного пива — это не бары и рестораны, а торговые точки формата «пиво на вынос». Большинство представленных здесь сортов относятся к экономичному ценовому сегменту, их выпускают небольшие производители, как правило, из других регионов. Потребители в этом канале очень чувствительны к колебаниям цены, для них важна разница даже в один–два рубля за литр. В Новосибирске в барах и ресторанах (канал HoReСa) продается только около трети всего объема разливного пива, остальная часть реализуется в торговых точках формата «пиво на вынос», — говорит Аксенов. Высокая конкуренция привела к появлению в городе нескольких высококлассных пивоварен. Это Bierbach, Amadeus и KELLERS.

 020_expert-sibir_33.jpg Фото: Виталий Волобуев
Фото: Виталий Волобуев

Есть куда расти

Из-за значительного повышения акцизов на пиво, роста тарифов и введения дополнительных ограничений на продажу хмельного напитка сегодня наиболее востребованы в Новосибирске недорогие сорта с чешскими и немецкими акцентами в названиях, которые выпускают небольшие производители. Наиболее популярны в городе такие дешевые марки, как «Жигулевское» производства завода Heineken, линейка «Крюгер» от «Томского пива», пиво «Чешское» из алтайского села Бориха и «Чешский жбанек» (Томск). Как правило, география поставщиков пива в Новосибирск охватывает территорию Западной Сибири. Но в некоторых точках продаж можно купить и довольно экзотическое для новосибирца пиво из Восточной Сибири. «После трехлетнего перерыва в феврале этого года возобновили отгрузки в Новосибирск. Очень перспективный рынок, хотя и дорогой для нас по логистике. Если сейчас в этом городе мы продаем около одного процента от наших объемов производства, то в ближайшие год–два рассчитываем увеличить поставки до 10 процентов», — заявлял в апреле директор братского пивзавода «Гелиос» Владимир Смирнов (см. «Братская классика» в «Эксперте-Сибирь» № 16 за 2013 год).

Впрочем, высокая концентрация пивных магазинов не делает Новосибирск лидером по потреблению этого напитка. Более того, самый большой город СФО отстает по объемам потребления пива от ближайших крупных соседей — Кемерово, Красноярска, Иркутска (см. график 1). В среднем, новосибирцы выпивают два с половиной–три литра пива в месяц. В свою очередь, в Сибири и на Дальнем Востоке пиво пьют меньше, чем где бы то ни было в стране (см. график 2). Ну и, наконец, Россия по потреблению пива занимает лишь 19 место в мире. Если в наиболее пьющей Чехии на душу населения приходится 143 литра пива в год, в Германии — 105 литров, а в Финляндии — 80 литров, то в России — только 64 литра. При этом Россия — четвертый производитель пива в мире, всего 90 млн галлонов (гл). По этому показателю мы уступаем только Китаю (501 млн гл), США (232 млн гл) и Бразилии (137 млн гл).

Причину отставания в потреблении хмельного слабоалкогольного напитка новосибирцев участники рынка объясняют тягой к крепкому алкоголю и, прежде всего, к водке. Неудивительно, что российские пивовары считают производителей крепкого алкоголя своими прямыми конкурентами. «К сожалению, на практике мы видим, как в России в структуре потреб­ления алкоголя превалирует крепкий алкоголь. И основная причина алкоголизма в стране и его неблагополучных последствий — злоупотребление крепким алкоголем, нелегальной водкой и суррогатами. Эффективная реализация алкогольной политики возможна только за счет изменения структуры потребления алкогольных напитков», — уверен Сергей Аксенов.

Несмотря на высокий спрос на разливное пиво, общее производство и потреб­ление этого напитка снижается. Только за последний год падение производства составило около 10%. Причем негативная тенденция началась еще в период экономического кризиса, демонстрируя потери на уровне пяти процентов ежегодно. В среднем пивоваренные гиганты сегодня загружены на 60%. И перспективы не обнадеживают пивников. «Рынок разливного пива является неотъемлемой частью российского рынка пива и подвергается общему негативному влиянию чрезмерных законодательных ограничений. Говорить о развитии и перспективах можно в том случае, когда законодательное поле предсказуемо и стабильно, — говорит Сергей Аксенов. — Сейчас же и пивовары, и продавцы пива не знают, какие новые запреты будут реализованы на государственном уровне. На текущий момент в Госдуму внесены инициативы об установлении ограничения объема потребительской тары для пива до 0,5 л и 1 л, якобы для борьбы с алкоголизмом. Ни для кого не секрет, и это подтверждают исследования: искусственное ограничение объема потребления пива провоцирует рост потребления крепкого алкоголя». Впрочем, для небольших производителей пенного напитка именно точки разлива пока остаются главным каналом сбыта.