Японцы в бурятском лесу

19 августа 2013, 00:00
  Сибирь

Представители японской компании Mitsui & Co., ЗАО «Байкальская лесная компания» (БЛК) и правительства Республики Бурятия подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Японцы покупают долю в 40% в уставном капитале БЛК — сделка проведена через доп­эмиссию и покупку части акций у материнской структуры компании (ООО «Байл»). Средства, полученные от размещения акций, пойдут на рефинансирование текущей ссудной задолженности Сбербанка (ее общий размер не раскрывается, но известно, что в декабре прошлого года банк открыл БЛК две кредитные линии на общую сумму 293 млн рублей), а также на дальнейшее развитие БЛК. «В ближайших планах — полная автоматизация сортировочного процесса готовой продукции, чтобы мы могли адаптивно работать на рынок любой страны мира — Японии, США, Европы, Китая. Инвестиции в ближайшие три–четыре месяца оцениваются в 2,5 млн долларов. Планы дальнейшего развития компании будем решать с нашим новым партнером», — рассказал журналистам гендиректор ЗАО «БЛК» Евгений Пруидзе.

В целом, по сообщению пресс-службы правительства Бурятии, объем инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций составит около одного миллиарда рублей. Из них более 158 млн рублей пойдет на пополнение оборотного капитала, а более 830 млн рублей — на реинвестирование расходов, понесенных ЗАО «БЛК» в ходе реализации проекта по модернизации Ильинского деревообрабатывающего завода. В планах — строительство завода по переработке отходов лесопиления и производству гранулированного биотоплива (пеллет), а также на приобретение линии по определению качества и сортности пиломатериалов. «Это очень серьезное вливание для дальнейшего развития предприятия», — сообщил на подписании соглашения глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Подчеркнув, что «для республики это знаковое событие, поскольку впервые такая крупная японская компания заходит в республику и готова сотрудничать с одной из самых крупных лесоперерабатывающих компаний Бурятии». «Правительство России ставит перед лесоперерабатывающими предприятиями задачу развивать глубокую переработку леса, Бурятия станет одним из первых таких регионов», — отметил Наговицын.

Приход иностранного инвестора в капитал местной компании — событие действительно знаковое. Многие лесопромышленные компании Сибири работают, прежде всего, на экспорт — в том числе в Японию. У той же БЛК именно эта страна является основным потребителем, поэтому ничего удивительного в сделке с Mitsui на самом деле нет. Из Бурятии, по данным японской компании, продукцию выгодно поставлять в страны Ближнего Востока и Азии. Значительную часть экспорта Mitsui собирается направить на растущий китайский рынок. Однако, скорее всего, баланс поставок в пользу страны восходящего солнца у БЛК сохранится: в Японии наблюдается рост спроса на лесоматериалы.

Вопросы вызывает лишь заявленный проект по производству пеллет: в России рынок для этой продукции практически отсутствует, а насколько она будет нужна иностранным потребителям, пока не ясно. Впрочем, большинство аналогичных проектов, запущенных в последние годы в России, является «довеском» к основным производствам — таким образом лесопромышленники решают проблему утилизации отходов лесопиления и деревопереработки. «Переработка отходов, включая пеллетное производство, — повышение эффективности лесопильного бизнеса, увеличение выхода готовой продукции из того же объема сырья. Сбыт может быть и внутри России — существуют программы развития биоэнергетики в стране и разрабатываются проекты по перепрофилированию котельных на пеллеты. Кроме того, пока еще существует стабильный спрос на пеллеты в Европе», — отмечает гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. По его словам, заявленные в рамках сделки проекты вполне логичны. «Линия поможет повысить эффективность продаж, грубо говоря, можно будет больше продавать более дорогих товаров. На японском рынке существует строгая спецификация строительных пиломатериалов, чтобы продавать больше, нужно выпускать больше подходящей для этого рынка продукции», — говорит аналитик.