Мнения специалистов

26 августа 2013, 00:00

 031_expert-sibir_34.jpg

Коммерческий директор «Tele2 Кемерово» Алексей Сидоров

— Как изменился рынок за последний год? Как на эти вызовы ответила компания?

— С каждым годом рынок становится все более насыщенным. Появляются новые услуги и технологии. Мы не только стараемся соответствовать рынку, но, самое главное, стремимся оправдать ожидания наших абонентов. Постоянно обновляем наш портфель услуг, предлагаем абонентам новые тарифные предложения. Кроме того, совершенствуем и качество наших услуг, постоянно проводим улучшения зоны покрытия.

Конечно, тестируем новые технологии. В 2012 году мы успешно завершили испытания первой в России сети стандарта LTE 1800. Исследования, проведенные в соответствии с методикой НИИ Радио (НИИР), продемонстрировали высокую эффективность применения технологии LTE в диапазоне 1800 МГц.

— Как оцениваете инвестиционный климат в регионе?

— В регионе сейчас довольно хороший инвестиционный климат. Во-первых, мы видим, как развивается здесь промышленность, торговля. Сюда все чаще «заходят» компании федерального уровня, которые ранее никогда не открывали свои представительства в городах с численностью менее одного миллиона человек, а значит, у нас есть большой потенциал и большие возможности.

Что касается нашей компании, то мы ежегодно вкладываем инвестиции в совершенствование инфраструктуры — строительство новых БС, усовершенствование существующих, развитие дистрибуции.

— Какие факторы будут определять рынок в среднесрочной перспективе?

— Факторы цены и качества. А именно — соответствие качества цене. Уникальность услуг и, безусловно, качество обслуживания абонентов. Это основные факторы, которые будут играть определяющую роль развития рынка в перспективе.

Наша компания готова продолжать свое развитие, мы внимательно смотрим на инициативы регулятора. Большие возможности мы видим для компании в запуске услуги MNP (услуга позволяет абоненту сохранять номер при смене оператора. — Ред.) — мы надеемся, что она заработает в декабре этого года.

***

Геннадий Рассказов 032_expert-sibir_34.jpg
Геннадий Рассказов

На вопросы отвечает первый вице-президент ОАО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов

— Как изменился рынок за последний год?

— В 2012 году в России были зафиксированы максимальные для постсоветского периода показатели производства и потребления цемента. С января по декабрь предприятия отрасли выпустили 61,5 млн тонн продукции (+2,5% к уровню докризисного 2007 года), объем потребления цемента составил 65,1 млн тонн (+8,4% к уровню 2007 года). Вместе с тем структура и география потребления цемента заметно изменились. В 2011–2013 годах строительный материал был более востребован в европейской части страны, где находятся объекты, возводимые в рамках подготовки к международным спортивным соревнованиям (Универсиада-2013 в Казани, Олимпиада-2014 в Сочи, Чемпионат мира по футболу-2018).

По итогам текущего года аналитики ожидают замедления темпов роста цементного рынка России, что связано с завершением многих инфраструктурных проектов. По прогнозам, в 2013 году объем потребления цемента в РФ не превысит 69–70 млн тонн (плюс шесть–восемь процентов к уровню 2012 года; в то же время в 2012 году емкость рынка выросла на 13,1% по сравнению с 2011-м); объем производства составит около 63–64 млн тонн (плюс два–четыре процента к уровню 2012 года; в 2012 году объем производства увеличился на 9,5% по сравнению с аналогичным показателем 2011-го).

Снижение темпов роста характерно и для цементного рынка СФО. Если в 2010–2011 годах показатели роста сибирского рынка были выше общероссийских, то в 2012 году прирост по отношению к 2011-му составил всего 6,5%. За шесть месяцев 2013 года потребление цемента в СФО выросло на 6,6% по сравнению с аналогичным показателем 2012-го. Однако к концу года этот показатель, вероятнее всего, снизится и составит около четырех–шести процентов. С учетом этого мы ожидаем, что объем потребления цемента в регионе в 2013 году составит 6,7–6,8 млн тонн. Производство цемента в Сибири достигнет, по нашим прогнозам, 7,5–7,6 млн тонн (плюс один–два процента к уровню 2012 года).

— Как оценивается инвестиционный климат в регионе?

— Инвестиционный климат региона сложно назвать благоприятным. Непростая ситуация на мировом финансовом рынке привела к тому, что в российском банковском секторе ощущается большая неуверенность. Инвесторы не спешат вкладывать средства в капиталоемкие проекты, что, безусловно, замедляет дальнейшее социально-экономическое развитие Сибири.

Имеют значение и особенности географического положения СФО. В частности, территория региона характеризуется большими расстояниями, разделяющими населенные пункты, и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. А это тоже снижает инвестиционную привлекательность Сибири и сдерживает реализацию многих крупных проектов.

Кроме того, вызывает сомнение успех некоторых инициатив. Например, проекты по возведению новых цементных заводов вряд ли будут успешными. Профицит производственных мощностей и высокая сезонность строительных работ приводят к тому, что предприятия нашей отрасли сегодня загружены менее чем на две трети. Нужно учитывать и то, что спрос на цемент в Сибири растет все медленнее. А значит, региональные производители стройматериалов не могут ожидать значительного увеличения объемов продаж своей продукции.