Открыться и заработать

Экономика и финансы
Москва, 26.08.2013
«Эксперт Сибирь» №34 (386)
Все большее число компаний малого и среднего бизнеса склоняются в пользу передачи своей бухгалтерии на аутсорсинг. Спрос рождает предложение: число консалтинговых компаний растет, в перспективный бизнес даже включились банки

Фото: Виталий Волобуев

До недавнего времени аутсорсинг услуг бухгалтера или юриста если и работал, то был «серым» — приходящий сотрудник периодически разгребал завалы документов. Но ситуация постепенно меняется. На рынке множатся консалтинговые компании, готовые за разумные деньги предложить весь комплекс услуг по надлежащему сопровождению предпринимательской деятельности. Целый ряд вопросов с бизнесменов уже снимают и специализированные онлайн-ресурсы. Так, с недавних пор услуги онлайн-бухгалтерии с возможностью оформления документов, учетом движения денежных средств и системой налоговой отчетности начали предлагать и банки. О том, что думают о специализированных бухгалтерских онлайн-ресурсах деловые люди Новосибирска, готовы ли они к прозрачности и открытости в работе с консалтинговыми компаниями, говорилось на круглом столе, который на минувшей неделе провел журнал «Эксперт-Сибирь».

Онлайн для маленьких

О том, что такое онлайн-бухгалтерия и зачем она нужна банкам, участникам круглого стола рассказал управляющий Сибирским филиалом ОАО «Промсвязьбанк» Константин Каменщиков. С марта текущего года Промсвязьбанк  работает со специализированным интернет-сервисом для ведения онлайн-бухгалтерии «Мое дело». «Что дает эта услуга нашим клиентам? Все просто. Интеграция банка с «Моим делом» позволяет клиентам автоматически формировать и выгружать бухгалтерскую отчетность из банка в этот специализированный сервис. Для банка это прозрачность финансового учета клиента, так как упрощается мониторинг его финансового состояния. Это важно для определения стоимости кредитного ресурса. Кроме этого, специализированный онлайн-ресурс неизбежно ведет к сокращению количества личных обращений в банк. Мы заинтересованы в том, чтобы большую часть операций наш клиент проводил удаленно в режиме онлайн, или используя банкоматы cash-in. То есть, не пользуясь услугами оператора. Для банка это элементарная оптимизация процессов. Также мы рассчитываем, что онлайн-бухгалтерия приведет и к удешевлению Cash management, весьма дорогого сейчас продукта», — объясняет банкир.

По его словам, банк фиксирует до 500 обращений в месяц по сервису «Мое дело». Пока для клиентов, зарегистрировавшихся в сервисе, Промсвязьбанк открывает расчетные счета совершенно бесплатно (только за последний месяц сибирский филиал открыл 48 таких счетов). В основном услугой, понятное дело, пользуются небольшие компании. Среди возможных проблем при работе с онлайн-бухгалтерией Константин Каменщиков называет прозрачность финансового учета — клиент и банк могут расходиться в понимании глубины открытости. Есть проб­лема и с конфиденциальностью обмена — нельзя стопроцентно защитить данные от хакеров; инерционность последствия выбора сервиса — для клиента могут возникнуть технические сложности при переходе на другой ресурс. «Любой банк заинтересован в том, чтобы если клиент к нему пришел, то оставался бы с ним как можно дольше», — подчеркивает Константин Каменщиков.

По словам менеджера по сопровождению сервиса «Мое дело» (Новосибирск) Марии Мезенцевой, услуга «Мое дело» — это альтернатива 1С. Сейчас ресурс позволяет предпринимателям решать вопросы заработной платы и кадров. В сентябре добавится автоматизированная учетная система. «Чтобы работать с ресурсом «Мое дело», совсем не обязательно иметь специализированную бухгалтерскую квалификацию. Достаточно общих знаний. Простой и понятный интерфейс делает программу максимально доступной для работы».  Директор компании «Правовая практика» Ольга Попова уверена: у онлайн-бухгалтерии хорошее будущее. «Приобретение лицензионного продукта 1С, его обслуживание, обновление новых версий стоит денег. И для малого бизнеса порой это весьма существенные затраты. У альтернативного же продукта цена несколько ниже. К тому же взаимодействие онлайн-ресурса с банком является дополнительным плюсом», — отмечает эксперт.

А вот юрист компании «Новосибирск Бизнес Консалтинг» Ольга Бубенова предрекает большие сложности для продвижения услуг онлайн-бухгалтерии, альтернативных продукту 1С: «Наш менталитет устроен таким образом, что люди предпочитают пользоваться услугами, которые общеизвестны, имеют многолетнюю практику применения. Программа «Моего дела» будет иметь развитие, но потребует усовершенствования и глобальной рекламы».

Аутсорсинг по делу

Если специализированные онлайн-ресурсы для бизнеса — дело относительно новое, то бухгалтерским аутсорсингом компании пользуются довольно давно. Особенно популярным сотрудничество бизнеса со сторонними консалтерами оказалось в период экономического кризиса 2008–2009 годов, когда собственный персонал оказался многим предпринимателям не по карману. «Для любой компании тяжело найти бухгалтера, который обладал бы знаниями в самых разных профессиональных областях. Поэтому логично обратиться к консалтинговой компании, чьи узкоспециализированные юристы, налоговые консультанты, аудиторы и бухгалтеры могут посмотреть на проблему со всех сторон и предложить оптимальное решение», — объясняет несомненные плюсы передачи бухгалтерии на аутсорсинг специализированной организации директор филиала на Студенческой объединения «Регистрация» Альберт Хисамов. Кроме получения профессиональной квалифицированной помощи, клиент консалтинговой компании явно экономит на фонде оплаты труда. Если основная тройка классных специалистов (финансовый директор, главный бухгалтер, юрист) обходится компании более чем в два миллиона рублей в год, то работа по аутсорсингу — минимум вдвое дешевле. «Клиент нам говорит: давайте я приму в штат рядового бухгалтера за 20 тыс. рублей в месяц, которая будет формировать документы на приход и расход материалов, денежных средств, а вы будете формировать качественную отчетность. Через какое-то время он говорит: давайте я заплачу вам еще 20 тыс. рублей, а вы проведете юридическую экспертизу и так далее», — приводит пример работы с клиентом Альберт Хисамов. Однако он подчеркивает, что большая часть его клиентов пока не готова к тому, чтобы аутсорсер глубоко погружался в их бизнес («вам это не нужно знать»).

По мнению Ольги Поповой, оправдана и продуктивна модель, когда компания, имея собственного бухгалтера, обращается к консалтинговой фирме при возникновении сложных вопросов: «Сейчас у многих организаций проблемы с сопровождением внешнеэкономической деятельности, с подтверждением нулевой ставки НДС, с его возмещением из бюджета. Споры с налоговыми органами возникают постоянно. Здесь нужна комплексная работа бухгалтера и юриста. В такой ситуации имеет смысл пользоваться услугами аутсорсеров». Эффективно работают те консультанты, которые решают правовые и бухгалтерские вопросы с учетом отраслевой принадлежности клиента, специфики его работы, считает она. «Мы все вынуждены работать с тем рынком, который есть. Например, большинство налоговых споров связано с проблемными поставщиками, которых проверяющие расценивают как фирмы-однодневки. В такой ситуации очень важна доказательственная база, подтверждающая реальность хозяйственных операций и их экономический смысл. Поэтому на досудебном этапе компании необходимо ценить перспективу дела с привлечением квалифицированных специалистов. В подобных делах отстоять свои интересы очень непросто, но возможно», — заключает Ольга Попова.

Мнение эксперта разделяет и финансовый директор компании «Термофор» Ольга Выгузова: «Если мы сталкиваемся с очень узкими вопросами — пишем запрос в аудиторскую компанию, хотя и понимаем, что ответ, который получим, будет субъективным. Бывает, обращаемся сразу в две–три консалтинговые компании и получаем совершенно разные экспертные позиции. Как говорят: два юриста — три мнения. Приходится делать выбор». По ее словам, работай она в малом бизнесе — ни за что не отдала бы ведение бухгалтерии сторонней организации: «Слишком высокие риски». В «Термофоре» же с численностью сотрудников в 700 человек трудятся семь бухгалтеров.

Добавить ответственности

Услугами сторонних аудиторов бизнес пользовался бы еще больше, если бы те несли ответственность за свои ошибки — уверены участники круглого стола. «Не менее половины рынка услуг консалтеров составляют простые бухгалтеры, которые в свободное время берутся за аудит сторонних компаний. Естественно, о высоком качестве их труда говорить не приходится. При этом никакой личной ответственности за результат своего труда они не несут. Но их услуги стоят меньше, поэтому они востребованы», — делится с коллегами своими наблюдениями заместитель директора АК «Апельсин» Анна Лысенко. Выход из ситуации эксперты видят в страховании ответственности персонала консалтинговой компании. «Регламентация ответственности и ее гарантий  является самым деликатным вопросом. Страхование гражданской ответственности — это лишь одна из возможных форм. Целесообразность такого введения обусловливается, с одной стороны, страхованием профессиональной ответственности исполнителя, защищает интересы клиента, гарантируя ему возмещение убытков, понесенных в связи с оказанием услуг  на ненадлежащем уровне, а с другой — обеспечивает определенный предел ответственности исполнителю, не превышающий его имущественной возможности. Безусловно, обслуживающие бизнес консалтинговые организации должны иметь в своем штате профессиональных и сертифицированных специалистов, которые будут нести ответственность за каждое действие перед своей организацией. Очевидно, что наличие у аутсорсера страхового полиса — это мощное конкурентное преимущество, хотя услуга, обремененная ответственностью консультанта и гарантиями этой ответственности, станет стоить дороже, чем ее «аналог» на рынке. Выбор всегда за клиентом», — убеждена директор ООО «Налоговый консультант», председатель Новосибирского РО МОО «Палата налоговых консультантов» Лариса Мазурина.

Директор компании «Русь» Алексей Иванов уверен в том, что компании должны становиться более информационно открытыми для консалтеров и банков, тем более когда существуют возможности несанкционированного проникновения в компьютерные системы («Эдвард Сноуден это нам показал»): «Мы пытаемся скрестить ежа с ужом. С одной стороны, хотим взять кредит в банке, чтобы нас видели прозрачными, с другой — пытаемся что-то утаить. Не нужно прятаться: чем большей информацией обладает банк или аутсорсер, тем больше шансов, что вам помогут», — убежден топ-менеджер.   

— Видите ли вы будущее за аутсорсингом услуг?

Константин Каменщиков 021_expert-sibir_34_1.jpg
Константин Каменщиков

Управляющий Сибирским филиалом ОАО «Промсвязь­банк» Константин Каменщиков

— Организации, которые направлены на привлечение внешнего финансирования, в обязательном порядке отслеживают так называемых «красных» и «синих» — количество бэк-офиса и фронт-офиса. Сокращая бэк-офис, бизнес показывает потенциальным инвесторам, что компания эффективная. Причем речь идет не только о наших клиентах, но и о самом банке. Аутсорсинг будет развиваться, а в бухгалтерском деле — тем более.

Онлайн-бухгалтерию не стоит смешивать с аутсорсингом. Аутсорсинг отвечает на вопрос «кто ведет бухгалтерию?», а онлайн-сервис — на вопрос «где мы ведем бухгалтерию?»

 В этих условиях, уверен, будущее в малом и среднем бизнесе за онлайн-сервисами в бухучете. Особенно популярны они будут у собственников бизнеса.  Ибо все мы хотим и свободы в перемещениях, и контроля за бизнесом одновременно. Без Интернета здесь не обойтись.

При этом будет расти не только интернет-банкинг, но и количество аутсорсинговых услуг банка для клиентов. Как вариант — услуга финансового и маркетингового анализа бизнеса. Высококвалифицированные финансовые аналитики банка могут помочь собственнику бизнеса определиться с направлением развития компании, спрогнозировав темпы роста и указав на возможные риски. Сейчас такой анализ мы делаем, прежде чем потенциальному заемщику предоставить кредит.

Игорь Жирнов 021_expert-sibir_34_2.jpg
Игорь Жирнов

Директор НПФ «Амулет» Игорь Жирнов

— За четыре года работы директором малой научно-производственной фирмы я довел идею аутсорсинга до абсолюта. У меня не только бухгалтера, но и вообще сотрудников нет. Экономия издержек, гибкость, никаких проблем с управляемостью. Меня все устраивает за исключением одного нюанса: хоть в договоре и прописано, что бухгалтер несет полную материальную ответственность за ошибки, я понимаю, что финансовые возможности фирмы, с которой я сотрудничаю, весьма ограниченны. С другой стороны, ошибки до 10 тыс. рублей меня не волнуют, а больше чем на 100 тыс. ошибки в ближайший год и не будет. Поэтому смотрю на это сквозь пальцы. 

Самая большая проблема развития — это отсутствие доступа к дешевым кредитным ресурсам. Я кредитуюсь за счет другого бизнеса. Представители банка говорят: «Вы стартап, у вас нет устоявшихся потоков». Я готов полностью открыться банку и отдать ему свое бухгалтерское обслуживание, но в ответ хочу, чтобы и кредиты мне банк выдавал так же, как бухгалтер, — по звонку, в объеме предварительно оговоренных лимитов.       

У партнеров

    Реклама