Мнения специалистов

9 сентября 2013, 00:00

Европа в приоритете

Тимофей Кучеренко 047_expert-sibir_36_2.jpg
Тимофей Кучеренко

Специфику экспортных поставок технического углерода комментирует исполнительный директор компании «Омск Карбон Групп» Тимофей Кучеренко.

— Какую продукцию «Омск Карбон Групп» поставляет на экспорт? Какова структура ее потребителей за рубежом?

— Мы поставляем на экспорт технический углерод стандартных и специальных марок (в том числе пигментные, электропроводные, сверхчистые и специальные шинные марки).

Структура потребителей компании «Омск Карбон Групп» делится следующим образом: 70% продукции потребляется шинными концернами (Pirelli, Michelin, Good Year, Bridgestone, Nokian Tires, Кордиант, Белшина и т.д.), 20% — производителями резинотехнических изделий, 10% — производителями специальных приложений, таких как краски, пластики и т.п.

— Какие страны являются для компании «Поликарбон» приоритетными для экспортных продаж продукции?

— Технический углерод «Омск Карбон Групп» кроме поставок на российский рынок поставляется почти во все регионы мира: Европа, Скандинавия, Средний Восток, Азия, страны СНГ, Северная и Южная Америка. Приоритетными странами для экспортных поставок являются Польша, Венгрия, Турция, Германия, Белоруссия. Доля объемов производства компании на мировом рынке — три процента, доля экспорта на мировые рынки составляет 65%.

— Оцените конкурентоспособность продукции на внешних рынках по сравнению с зарубежными производителями.

— «Омск Карбон Групп» входит в десятку мировых лидеров производства техуглерода. Лидерство выражается как в объемах производства, так и в передовых технологиях производства техуглерода, а также в поддержании стабильного качества продукции на протяжении многих лет. Высокая конкурентоспособность продукции на внешних рынках обеспечивается, во-первых, постоянным технологическим развитием — мы сотрудничаем с ведущими поставщиками оборудования и внедряем собственные конструкторские и технологические разработки. Во-вторых, разработкой новых и перспективных марок углерода. В-третьих, расширением ассортимента, ведь мы обслуживаем потребителей от производителей автомобильных шин до производителей полиграфической продукции. Также можем отметить тесное сотрудничество с научными институтами РАН и активное участие в федеральных целевых программах Министерства образования и науки России.          

В числе первых

О ситуации на мировом рынке угля и аспектах его экспорта на внешние рынки рассказывает генеральный директор ЗАО «ТопПром» Евгений Ренге.

— Какова динамика экспортных поставок угля холдинга «ТопПром» в натуральном выражении в 2011–2012 годах?

— За указанный период нам удалось серьезно нарастить объемы экспортных поставок угля. Менее чем за два года мы увеличили их в 13 раз: с 46 тыс. тонн за квартал в 2011 году до 595 тыс. тонн в 2012 году. Текущий год также складывается достаточно успешно, что дает нам основание с оптимизмом смотреть в будущее.

— В какие страны экспортируется угольная продукция? Насколько стабильны рынки экспортных поставок год от года?

— С 2011 года наша компания активно осваивает рынок стран СНГ. В частности мы ведем активное сотрудничество с коксохимическими предприятиями Украины. Оценивая тенденции рынка экспортных поставок, отметим его волатильность. Несмотря на нестабильность в последние годы на мировом рынке, нашей компании удается быть конкурентоспособным благодаря использованию передовых методов в производстве, а также индивидуальному подходу к потребностям каждого нашего клиента.

— От каких факторов зависит изменение экспорта? Какие проб­лемы, по вашему мнению, серьезно влияют на экспорт угля?

— В настоящий момент изменения на рынке экспортных поставок угля связаны с избыточным предложением продукции на мировом рынке, а также низким спросом со стороны металлургических предприятий.

Одним из основных препятствий для увеличения экспорта является недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Ни для кого не секрет, что пропускная способность железных дорог Российской Федерации по основным угольным направлениям приблизилась к предельным значениям и в настоящий момент препятствует возможности поставлять еще большие объемы продукции зарубежным партнерам.

Еще одной преградой для увеличения экспортных поставок является стабильный рост железнодорожных тарифов. На данный момент стоимость перевозки может достигать 50% от конечной стоимости угольной продукции. Высокая цена на нее существенно снижает конкурентоспособность российских компаний на международном рынке.      

В ВСТО и далее

Марина Седых 048_expert-sibir_36.jpg
Марина Седых

Об аспектах экспортных поставок нефти рассказывает генеральный директор ООО «Иркутская нефтяная компания» Марина Седых.

— Какова логистическая цепочка поставок нефти вашей компанией на экспорт?

— Иркутская нефтяная компания все добываемое на месторождениях жидкое углеводородное сырье после подготовки на установке подготовки нефти (УПН) и доведения его до показателей ГОСТ поставляет в магистральный нефтепровод ВСТО. По сети межпромысловых нефтепроводов нефть с месторождений ИНК поступает на Установку подготовки нефти (УПН) на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении, где доводится до показателей ГОСТ 51858-2002 по первой группе (содержание солей — 100 мг на тонну, воды не более 0,5%, мехпримесей — до 0,05%, серы — 0,16%). Далее нефть с месторождений ИНК по ВСТО поступает на НПЗ Дальнего Востока для переработки или в порт Козьмино для дальнейшего налива в танкеры и отправки в страны АТР (объемы поставок нефти ESPO на внутренний рынок и экспорт ежемесячно утверждаются АК «Транснефть»).

— От каких факторов зависит изменение экспорта нефти?

— На экспорт нефти оказывают влияние макроэкономические факторы и политическая ситуация в странах ОПЕК и АТР.         

Стабильный АТР

Об экспортных поставках угля рассказывает начальник отдела внешнеэкономических связей ОАО «Южный Кузбасс» Сергей Солодовник.

—  Какова динамика экспортных поставок угля «Южного Кузбасса» в натуральном выражении в 2011–2012 годах?

— В целом в ОАО «Южный Кузбасс» наблюдается незначительная динамика роста экспорта: в 2011 году потребителям отгружено около 5,1 млн тонн угля различных марок, в 2012 год — порядка 5,4 млн тонн. А за семь месяцев текущего года экспортировано на 152 тысячи тонн больше чем за аналогичный период 2012 года.

— В какие страны экспортируется угольная продукция? Насколько стабильны рынки экспортных поставок год от года?

— Уголь, добываемый на предприятиях ОАО «Южный Кузбасс», поставляется в Китай, Японию, Южную Корею, Бельгию, Турцию, Болгарию, Казахстан, Бразилию, Индию. Год от года наибольшую стабильность демонстрируют рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

— От каких факторов зависит изменение экспорта? Какие проблемы, по вашему мнению, серьезно влияют на рост экспорта угля?

— Главнейший фактор, от которого зависит изменение объемов экспортных поставок, — общая ситуация на мировом рынке. ОАО «Южный Кузбасс» расположено на значительном расстоянии от Европы и Азии. Поэтому грамотная логистика, качественное развитие транспортной инфраструктуры играет важную роль как в отгрузке в целом, так и росте экспорта угля в частности. К сожалению, железные дороги в настоящее время не в полной мере могут удовлетворить спрос грузоотправителей.