Нефть привлекает всех

9 сентября 2013, 00:00

Привлечение абитуриентов и их инвестиций в экономику региона — процесс, который зависит далеко не только от самих университетов. Наш анализ показывает, что ключевые факторы при выборе места обучения — не столько сам вуз, сколько город, в котором он находится.

Не все города имеют миллионное население и крупные производства, а потому бороться за абитуриентов вроде бы должны более изощренными средствами. Мы собрали мнения экспертов, отвечающих на вопрос: «Довольны ли вы результатами своей работы и что нужно сделать, чтобы заманить студентов в регион?»

Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов:

— Ответ прост — нужно повышать конкурентоспособность вузов. Понятно, почему сегодня Красноярск и Томск стали центрами притяжения выпускников. В Красноярске работает Сибирский федеральный университет, который изначально создавался для подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития российской экономики — нефтянке, например. В Томске два национальных исследовательских университета, которые также изначально ориентировались на внешних студентов. В Новосибирске тоже есть свои уникальные вузы — например, университет путей сообщения (СГУПС) или геодезическая академия (СГГА). Они тоже привлекают абитуриентов. Но к другим вузам мы такие требования предъявить не можем.

Что делать? Заниматься научной деятельностью. Нужна активная работа по собственному продвижению, отстроенная система работы с выпускниками. Ведь в лучших вузах мира выпускники очень сильно влияют на учебные программы. Важно же понять, чего им не хватило, что нужно менять. Кроме того, осенью Новосибирская область примет формирующуюся сейчас программу по развитию высшей школы.

Проректор по учебной работе Томского государственного университета Александр Ревушкин:

— В этом году в томские вузы поступили абитуриенты из 51 региона России, из всех федеральных округов, а также из дальнего и ближнего зарубежья. Результаты этой приемной кампании подтверждают, что знания — наш главный экспортный продукт. Примерно как и в прошлом году, у нас достаточно много студентов из Казахстана, но меньше из Восточной Сибири. Там родители предпочитают отдавать своих детей в Новосибирский или Красноярский университеты. Так как добираться до Томска очень сложно: у нас отменили прямые вагоны, нет восточно-сибирских поездов.

Ректор Иркутского государственного университета Александр Аргучинцев:

— Усиливается конкуренция не только между регионами, но и между странами. Совсем скоро на образовательный рынок выйдут зарубежные вузы и будут играть с нами на равных. Надо быть и к этому готовым. Необходимо повышать качество обучения, проводить эффективную рекламную кампанию. Но самое главное — абитуриент должен видеть перспективу трудоустройства. Поэтому говорить, что все зависит от вузов, не совсем верно. В целом тенденция очевидна — идет отток с востока на запад. Чтобы его остановить, нужны рабочие места с хорошими зарплатами и перспективами.