После роста

Евгения Маркова
9 сентября 2013, 00:00

Руководители лизинговых компаний Сибири сдержанно оценивают предстоящий финансовый год — рынок растет, но незначительно

Рост объемов новых сделок лизинговых компаний — участников нашего традиционного исследования — составил 20% в первом полугодии 2013 года. Это весьма скромный показатель по сравнению с темпами 2012 года, тогда положительный прирост показали 75% участников рейтинга. Число заключенных сделок достигло 2 008 (рост — более 26%). Сумма лизингового портфеля выросла на 34,6% (19 369,9 млн рублей), сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС достигла 4 229,47 млн рублей (27,5%). Основной объем нового бизнеса обеспечен компанией «Сименс Финанс», выросшей за полугодие на 16%. «В целом российский рынок лизинга стагнирует. Повторные клиенты снизили свои «аппетиты», но обращается много новых, с разными по масштабам проектами», — говорит заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач.

Рынок лизинга исчерпал эффект «низкой базы» и стал сильнее зависим от макроэкономических условий, таких как рост уровня процентных ставок по корпоративным кредитам, темпов инфляции и колебаний курса рубля. Но сказать, что рынок стагнирует в ожидании очередного кризиса, нельзя. Спад — это еще не падение. Несмотря на низкую инвестиционную активность в регионах, особенно в промышленном секторе, число новых сделок растет. Лизинговые компании уже давно научились подстраиваться под изменчивый рынок и предлагать любой продукт в зависимости от спроса. Но не все готовы резко поменять свои направления. «Мы пока не принимаем решений о смене концепции своего развития. Считаем ее оптимальной и временно пережидаем «кризис» в сегменте промышленной техники и оборудования», — сообщил заместитель генерального директора по финансам и экономике «Промышленно-инвестиционной компании» Владимир Поликаров.

Диверсификация портфелей

Так, продолжается снижение активности на рынке вагонов. Падение к 2012 году оказалось почти двукратным. Без участия в исследовании таких компаний, как «Альфа-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «Государственная транспортная лизинговая компания», эта тенденция наиболее очевидна. Сегмент авиационного транспорта для региональных компаний по-прежнему не в приоритете, хотя в прошлом году для регионального рынка рост здесь был значительным — 25%. Стимулом для развития сегмента авиатехники стало постановления правительства, предусматривающее возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей при покупке самолетов для региональных и местных авиаперевозок. Но сделки прошлого года покрывала лишь компания «ГТЛК» — единственный значимый игрок для местной авиации.

Промышленный сектор, как и год назад, показывает снижение инвестиционной активности. Сегмент оборудования для добычи полезных ископаемых сократился на 30%. Растут совсем другие направления: лидерами в Сибири по объему новых сделок стали грузовой автотранспорт (38% роста) и легковые автомобили (31%). «Несмотря на снижение объемов продаж, которое отмечают многие автосалоны и поставщики техники, по нашему филиалу количество клиентов увеличилось почти вдвое», — отмечает директор филиала «Балтийский лизинг» Михаил Талапов. Розничный рынок — более гибкий и показывает положительную динамику из года в год. А вот ситуация на рынке лизинга строительной техники складывается неоднозначно. Если техника для строительства зданий подросла на 34%, то дорожно-строительная — упала на 15%. Возможно, основные игроки пополнили свои парки техники еще в прошлом году, когда рост спроса на технику государство стимулировало через создание системы дорожных фондов.

Рейтинг лизинговых компаний, работающих на территории СФО, по объему нового бизнеса

Зато растут сегменты, которые еще совсем недавно составляли один–два процента в общем объеме нового бизнеса регионов. Так, существенно выросла доля сделок по энергетическому оборудованию, хорошими темпами растет металлургическое оборудование. Основные драйверы роста — оборудование для ЖКХ и производства химических изделий. Объем нового бизнеса по оборудованию для ЖКХ увеличился в три раза, особенно за счет новых клиентов. Привлечение инвесторов и работа фондов по модернизации ЖКХ набирает обороты, и процедура лизинга в этом плане очень востребована. К тому же происходит явная диверсификация портфелей лизинговых компаний. Крупные сегменты и проекты покрывают в основном федеральные компании. Объем нового бизнеса региональных компаний составил всего 26% от общего, поэтому им приходится находить новые растущие сегменты, менее конкурентные для федеральных игроков.

На территории Сибири первое место по объемам нового бизнеса занимает Красноярский край (33%). По словам заместителя директора ЛК «Дельта» Елены Осетковской, в 2013 году объем новых сделок увеличился на 15%. Спросом пользуется производственное оборудование. Иркутская область (20%) показала двукратный рост, основной игрок «Титан-лизинг» увеличил бизнес на 68%. На третьем месте — Новосибирская область (14%), лидер прошлого года оценивался без участия компании «Альфа-лизинг», которая получила основной рост за счет железнодорожной техники. Хорошо себя чувствуют рынки Республики Бурятии и Забайкальского края, а вот Хакасия и Кемеровская область сократили обороты почти в два раза.

«Новые» продукты

Будущий рост компаний напрямую связан с появлением новых продуктов. Из года в год компании говорят о различных вариантах нового лизинга, но пока они остаются штучным продуктом. Причины медленного развития кроются в отсутствии законодательной базы и опыта. Лизингополучатели не всегда могут похвастаться высокой культурой использования техники и знаниями лизинговых возможностей. Один из таких перспективных продуктов — оперативный лизинг. Он присутствует во многих сегментах, но наиболее перспективны строительство и перевозки. Плюс оперативного лизинга для клиента — это не полная выплата стоимости имущества, а суммы снижения фактической амортизации. В результате, чем лучше состояние техники, тем ниже платеж. Оперативный лизинг не носит систематического характера, как бы компании ни призывали к его развитию. «Такие сделки появились в этом году в портфеле нашей ГК. Было профинансировано более 150 млн рублей в Санкт-Петербурге и Москве. Только после окончательного формирования данного продукта он будет запущен в регионы», — рассказывает руководитель Сибирского Дивизиона ГК «Интерлизинг» Михаил Цыкунов.

Топ-3 по сегментам нового бизнеса

Также востребована схема лизинга в возвратной форме. Правда, ее доля среди основных финансовых инструментов пока мала. Предприятия обращаются к лизингу как к возможности пополнения оборотных средств. Это напоминает получение ссуды под залог имеющихся зданий или оборудования, но с налоговыми преимуществами лизинговых сделок. «Потребителями возвратного лизинга чаще выступают строительные и производственные компании, которые за свои средства приобрели технику или оборудование. При этом посчитали, что средств им будет достаточно, либо не знали о такой услуге, как приобретение оборудования в лизинг. И для пополнения оборотных средств решили воспользоваться продуктом возвратного лизинга. Поэтому возвратный лизинг стабильно пользуется спросом, но его доля относительно остальных продуктов невысока», — рассказывает директор филиала «Балтийский лизинг» Михаил Талапов. Если говорить о перспективах, то такие операции наиболее эффективны на рынках недвижимости, где стоимость продукта гораздо выше по сравнению с другими видами основных фондов. За последние десять лет его доля в новых сделках не превышала шести процентов, а среднее значение составляло 2,3%. При этом эксперты считают, что в регионах есть существенный дефицит коммерческих площадей, а «длинные» деньги получить непросто, что стимулирует спрос на эту услугу. Перспективные продукты стимулируют рост, если они успешно запущены.

Риски на лизинговом рынке

В ситуации замедленного развития крайне важно управлять своими рисками и развивать новые продукты. Главная проб­лема для рынка лизинга связана с финансированием. В источниках финансирования лизинговых сделок преобладают банковские кредиты: по данным нашего исследования, их доля составляет 53%. Доля долгосрочных кредитов увеличилась в два раза и составила 2 027 млн рублей. Среди участников рейтинга нет компаний, которые используют только заемные средства юридических лиц или собственные средства, хотя за рассмотренный период займов юридических лиц не зафиксировано. Другое дело, что есть крупные лизинговые компании при государственных банках или государственные лизинговые компании с собственным капиталом, которым гораздо проще конкурировать и привлекать клиентов. Последнее время высоким спросом у широкого круга российских и международных инвесторов пользуются облигации банков и финансовых компаний, но такой способ финансирования в условиях реализации крупных и капиталоемких проектов действенен только для ключевых игроков лизингового рынка. У региональных компаний по-прежнему главным источником остаются банки.

Еще одна продолжительная угроза для рынка лизинга — отмена ускоренной амортизации. По словам инициаторов, это приведет к оздоровлению рынка и обострению конкуренции, а также заставит лизинговые компании концентрировать внимание на капитализации. Прозрачность рынка упростит оценку реального состояния дел компаний. Но в текущей экономической ситуации ускоренная амортизация становится важным преимуществом лизинга. По мнению лизинговых компаний, отмена ускоренной амортизации по действующему портфелю приведет к банкротству большинства лизинговых компаний вследствие неспособности заплатить существенно больший налог на прибыль. Это повлечет значительное сокращение объема новых сделок и вообще инвестиционной активности. Негативные ожидания изменений законодательной базы держат лизинговые компании в состоянии напряжения, но это не мешает им продолжать работать и совершать все больше новых сделок. «Когда несколько лет назад отменили ускоренную амортизацию на имущество одной–трех групп по классификатору основных средств, было ожидание, что это в значительной мере скажется на спросе на лизинговую услугу для этих групп имущества, в первую очередь — на легковые автомобили. Однако сейчас, как мы видим, спрос на лизинг легковых автомобилей только растет, поскольку услуга лизинга содержит целый ряд преимуществ для лизингополучателя. Вопрос отмены ускоренной амортизации на другие виды имущества периодически обсуждается. Но даже в случае принятия таких изменений, на мой взгляд, существенно на спрос это не повлияет», — отмечает Михаил Талапов.

Основные проблемы рынка усиливают конкуренцию, а борьба за клиента приводит к росту качества сервиса, диверсификации портфелей и поиску новых продуктов. Заметно меняется структура распределения по сегментам, а это означает, что рынок подстраивается. Объем новых сделок и повторных клиентов варьируется в привычных диапазонах.