Еще прозрачнее

Наталья Шульгина
16 сентября 2013, 00:00
  Сибирь

Переход страховщиков на отчетность по международным стандартам повышает прозрачность отрасли, но влечет за собой дополнительные затраты и усиливает конкуренцию на региональном рынке

Рынок страхования в первом полугодии 2013 года показал уверенный рост, несмотря на сдержанные прогнозы аналитиков. Так, объем премий страховых компаний на территории РФ по сравнению с аналогичным периодом 2012 года вырос на 13,3% и составил 467,5 млрд рублей, а объем премий, собранных страховщиками на территории СФО показал рост 10% и составил 28 млрд рублей. «Учитывая, что в прошлом году темпы роста кредитования были довольно активными, а в текущем году спрос на кредиты в целом умеренный, то страховые компании сократили свои доходы, получаемые за счет обязательного страхования при оформлении кредитного договора. Считаю, что по итогам первого полугодия 2013 года, да и в целом за год, показатели будут несколько скромнее прошлогодних», — прокомментировала ситуацию аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова.

Вадим Маслов 031_expert-sibir_37_1.jpg
Вадим Маслов

Евгений И 031_expert-sibir_37_2.jpg
Евгений И

Андрей Зайцев 031_expert-sibir_37_3.jpg
Андрей Зайцев

Олег Шахов 031_expert-sibir_37_4.jpg
Олег Шахов


А вот в структуре страхового рынка Сибири серьезных изменений не произошло. «Спрос на стандартные страховые услуги характеризовался умеренным ростом, одновременно наблюдалось дальнейшее повышение интереса к новым розничным продуктам. Основными драйверами рынка остаются: автострахование, добровольное медицинское страхование, личное страхование и страхование имущества. При сравнительно невысоком уровне проникновения видов страхования высокую динамику демонстрируют страхование жизни, страхования от несчастных случаев и болезней, а также «зеленая карта» (полный аналог российского ОСАГО, действующий только на территории стран-участниц системы, в которые входят Евросоюз, Турция, Израиль, Марокко, Тунис и Иран. — Ред.), что, полагаю, в значительной степени обусловлено дальнейшим расширением кредитования населения и динамичным развитием туристической индустрии», — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Первое полугодие 2013 года ознаменовалось важным переходом в отчетности страховых компаний — в мае участников рынка обязали предоставлять итоговую финансовую отчетность по международным стандартам (МСФО). Переход на МСФО сделал информацию о деятельности компаний более открытой, в том числе и для инвесторов (в отчетности отражается реальная стоимость компании и эффективность инвестиций). В основе МСФО лежит иная оценка рисков, иные подходы к формированию резервов, к расчету доходов и расходов. «Если говорить о тех требованиях, которые появились в течение последнего года, в частности, введение МСФО-отчетности, то они направлены на повышение прозрачности рынка в целом. Прозрачность — ключевой фактор развития рынка, вовлечения в страхование широких слоев населения», — отмечает вице-президент ОАО «АльфаСтрахование», директор Сибир­ского регионального центра Вадим Маслов. «Более жесткие требования со стороны регулятора к страховщикам приведут к повышению надежности самих страховых компаний. Сейчас многие компании вынуждены формировать реальные резервы, что с точки зрения устойчивости СК и конечного страхователя пойдет только в плюс», — дополняет слова коллеги заместитель генерального директора ЗАО «Д2 Страхование» Андрей Зайцев. Правда, переход на международные стандарты несет за собой дополнительные затраты для страховых компаний: необходимость обучения сотрудников по составлению отчетности, сбор новых данных от всех контролируемых организаций, выбор аудитора компании по МСФО. «Для того чтобы МСФО стали действующим инструментом и способствовали притоку инвестиций в отрасль, сами участники и надзорные органы должны хорошо к этому подготовиться. Некоторые страховые компании, даже из топ-10, не успели подготовить специалистов по международным стандартам и в результате не сдали отчетность в срок», — констатирует управляющий директор дивизиона «Сибирь» ООО «Группа Ренессанс страхование» Евгений И.

Переход страховых компаний на международные стандарты финансовой отчетности во многом поспособствует еще одному процессу на финансовом рынке, а именно — консолидации компаний и усилению конкуренции на региональном рынке. «Консолидация страховых компаний будет продолжаться. Логика страхования как отрасли и происходящие процессы в экономике требуют от страховщиков увеличения собственных средств. Страховая компания по определению не может быть маленькой: чем меньше активы страховой компании и география присутствия, тем выше риск получить катастрофический убыток от одного события. Если посмотреть на историю развития страхового рынка, то процесс роста страховщиков и консолидации страховщиков — это международная практика, и наша страна не является исключением», — резюмирует директор региональной сети «Либерти Страхование» Олег Шахов.      

— Каковы основные итоги деятельности компании в I полугодии 2013 года. Произошли ли существенные отличия от ситуации в I полугодии 2012 года?

Вадим Маслов 031_expert-sibir_37_1.jpg
Вадим Маслов

Вице-президент ОАО «Альфа­Страхова­ние», директор Сибир­ского регионального центра Вадим Маслов

— Мы показали рост почти во всех сегментах страхового рынка. Доля Группы «АльфаСтрахование» по сравнению с I полугодием 2012 года увеличилась на 0,3% и составила пять процентов. Основными факторами роста рынка послужило увеличение сборов в сегментах страхования жизни — рост 65%, а также «несчастный случай» — рост более 30%. Именно эти сегменты демонстрирует динамику выше рыночной. Отличия от аналогичного периода прошлого года, безусловно, есть. В первую очередь замедлился рост рынка КАСКО. Сейчас он по стране в целом составляет 12%, годом ранее — 18%. Определило снижение падение продаж новых автомобилей, которое началось в апреле текущего года. Но особых опасений данный факт вызывать не должен, в предыдущие два года продажи новых автомобилей били рекорды. Во-вторых, появился новый сегмент — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Подводить какие-то итоги по этому сегменту еще очень рано — закон начал выполнять свою роль — защищать имущественные интересы пассажиров, появились выплаты. Какую-то конкретную оценку положения дел в этом сегменте можно будет дать по окончании года. 

 

Евгений И 031_expert-sibir_37_2.jpg
Евгений И

Управляющий директор дивизиона «Сибирь» ООО «Группа Ренессанс страхование» Евгений И

— Несмотря на стагнацию рынка новых автомобилей, автострахование осталось основным драйвером продаж. Значительная часть премий пришлась именно на автострахование и корпоративные сегменты: ДМС и страхование имущества предприятий.

 

Андрей Зайцев 031_expert-sibir_37_3.jpg
Андрей Зайцев

Заместитель генерального директора ЗАО «Д2 Страхо­вание» Андрей Зайцев

— В I полугодии 2013 года компания перевыполнила намеченный план по сбору страховой премии, получив более 245 млн рублей. При этом Д2 последний год реализовала разворот бизнеса в сторону более доходных продуктов, существенно изменив структуру страхового портфеля. Стратегия компании предусматривает снижение доли «моторных» видов страхования (ОСАГО и КАСКО) и наращивание сборов по иным, не связанным с ними, видам страхования. В частности, за год доля ОСАГО и КАСКО в структуре сборов сокращена с 34% до 17%. При этом компания полностью заместила долю «мотора» другим направлением — сборами по каналу «Банкострахование», которые выросли более чем в два раза — с 18% до 38%. В структуре продаж компании в первом полугодии появился новый продукт — страхование рисков потери работ, который занял уже семь процентов. Кроме того, еще одним новым направлением для компании стало развитие страхования корпоративных сделок, которые достигли восьми процентов.

 

Олег Шахов 031_expert-sibir_37_4.jpg
Олег Шахов

Директор региональной сети «Либерти Страхование» Олег Шахов

— Объем страховых сборов в «Либерти Страхование» по итогам полугодия увеличился на 35% по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года и составил 1,1 млрд рублей. Филиалы компании в Сибири также показали хороший результат. Например, страховые сборы в новосибирском филиале выросли в три, а в красноярском — в два раза. В рамках стратегии регионального развития мы открыли новый филиал в Иркутске. Значительное увеличение объема продаж в Сибири можно отметить в автостраховании, банкостраховании, страховании имущества, а также в страховании выезжающих за рубеж.

— Какие вы видите тренды развития компаний на страховом рынке? По какому пути развития идут игроки рынка — поиск новых продуктов или адаптация уже существующих под изменяющиеся требования рынка?

Вице-президент ОАО «АльфаСтрахование», директор Сибирского регионального центра Вадим Маслов

— «АльфаСтрахование» фокусируется не только на выходе в новые сегменты рынка, а в большей степени — на повышении качества обслуживания клиентов, оптимизации существующей линейки продукции. Большое внимание мы уделяем современным технологиям продаж страховых продуктов. Мы вызываем искреннее удивление клиентов, когда на вопрос о времени работы Компании с целью покупки международного страхового полиса для выезжающих за рубеж отвечаем — 24 часа. Именно в таком графике работает наш сайт, где можно купить полис по банковской карте, получить его на электронную почту и распечатать на простом принтере без лишних хлопот. И линейка продуктов, которые можно оформить на сайте, будет только расширяться. Мы активно над этим работаем.    

Управляющий директор дивизиона «Сибирь» ООО «Группа Ренессанс страхование» Евгений И

— Будущее за новыми каналами продаж. Для нас одним из ключевых являются нестраховые посредники. Наши проекты с питерским «Единым центром документов», мобильным ритейлером «Связной» и банком «Тинькофф Кредитные Системы» очень успешны. Основное преимущество таких посредников — способность предложить страховку клиенту именно в тот момент, когда он в ней нуждается. Многие онлайн-продавцы начинают понимать это преимущество и расширяют свой пакет предложений для клиента. Те же сайты-агрегаторы, продававшие только авиабилеты, теперь предлагают и страхование, и аренду автомобилей, и бронирование отелей.    

Заместитель генерального директора ЗАО «Д2 Страхо­вание» Андрей Зайцев

 — Считаю, что адаптация существующих продуктов уже исчерпала себя. Во-первых, по причине избыточной и непродуманной конкуренции в части минимизации тарифов и, во-вторых, из-за увеличения комиссии для страховых посредников. Эти факторы привели к тому, что значительная часть уже существующих продуктов, как их ни адаптируй — либо малорентабельна, либо убыточна. Поэтому для большинства участников рынка сейчас самое время для того, чтобы оглядеться и начать развивать новые направления, новые продукты, новые каналы продаж. Мы второй год сокращаем моторный портфель (сократив его в два раза в структуре сборов) и сейчас ориентируемся на иные, не моторные виды страхования. Кроме того, в ближайшее время предложим рынку и клиентам целый пакет новых видов страхования, в первую очередь — для владельцев пластиковых карт (страховка от фишинга и скимминга). Она становится все более актуальной для потребителей. В рамках принятой программы по снижению расходов на обслуживание каналов продаж мы сокращаем долю традиционного способа — агентского. При этом формируем новые каналы продаж через не страховых посредников, например через торговые сети, которые на наш взгляд гораздо более технологичны и менее затратны, в том числе для потребителя.

Директор региональной сети «Либерти Страхо­вание» Олег Шахов

— Из тенденций можно отметить рост онлайн-страхования. Наша компания, к примеру, активно занимается продажей через Интернет полисов страхования выезжающих за рубеж. Сейчас доля онлайн-продаж страховок туристов доходит до 15% от страхового портфеля по данному виду. По нашему мнению, развитию онлайн-продаж страховок в России будет способствовать принятие закона об использовании цифровой подписи при продаже страховых полисов. Благодаря этому можно будет приобретать полисы онлайн в простых видах добровольного страхования. Также наша компания поддерживает в перспективе идею перехода от бумажного к электронному полису ОСАГО. Это позволит сдерживать рост тарифов обязательного страхования при увеличении лимитов ответственности, а так как в онлайн-продажах отсутствуют посредники и, соответственно, комиссионное вознаграждение, это даст существенную экономию стоимости полиса и снизит затраты в облуживании клиентов.  

Екатерина Кондрашова 032_expert-sibir_37.jpg
Екатерина Кондрашова

«Аналитик Инвесткафе» Екатерина Кондрашова

— Сейчас крупные страховые компании ищут новые страховые продукты, чтобы привлечь как можно большее количество клиентов. Например, инвестиционное страхование жизни, с которым довольно активно вышел на рынок «Сбербанк Страхование». Небольшие по размерам и средние компании, наоборот, стараются улучшать уже имеющиеся страховые продукты, чтобы выигрывать в борьбе за конкурента.