Трубы больше не бегут

Михаил Кичанов
30 сентября 2013, 00:00
  Сибирь

Управление коммунальной инфраструктурой в Саяногорске — один из наиболее интересных в Сибири примеров работы бизнеса в сфере ЖКХ. Реализующая проект компания «Байкалэнерго» намерена сохранить свое монопольное положение на этом рынке еще как минимум на три десятилетия — на срок концессионного соглашения с муниципалитетом

Фото: Михаил Кичанов
После завершения строительства перемычки между электрокотельными в Черемушках теплосистема поселка станет надежней, а бизнес — рентабельней, уверены в «Байкалэнерго»

«Мотивация нашего прихода в Саяногорск проста. Еще в 2001 году группа компаний «ЕвроСибЭнерго» (входит в En+ Group Олега Дерипаски— Ред.) приняла стратегию, одним из направлений которой является развитие генерации тепловой энергии и прием в эксплуатацию тепловых сетей, — рассказывает директор обособленного подразделения «Саяногорское тепловые сети» ЗАО «Байкалэнерго» и ООО «Хакасские коммунальные системы» Михаил Алферов. — Условие для запуска бизнеса в сфере ЖКХ одно — наличие на территории активов «ЕвроСибЭнерго», что позволяет получить синергию от взаимодействия с другими активами Группы. На территории Саяногорска в Хакасии «Базовый элемент» контролирует площадку «РУСАЛа» — Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, а также «САЯНАЛ». К тому же на территории этой промплощадки размещается крупнейшая в городе угольная котельная, на две трети обеспечивающая Саяногорск теплом и горячей водой. Для «РУСАЛа» это непрофильный актив».

Естественно, одного желания взять в аренду всю коммунальную систему всего города даже для такой крупной структуры, как «ЕвроСибЭнерго», было мало. Помогло стечение обстоятельств: в начале 2010 годов из-за просрочек платежей со стороны управляющих компаний за поставленный ресурс муниципальные предприятия — МУП «Енисейводоканал» и МУП «Тепловые сети» — оказались в процедуре банкротства. Сети и оборудование требовали незамедлительного ремонта. Качество водо– и теплоснабжения ухудшилось, из кранов побежала коричневая жижа. Силами бюджета проблему уже было не решить. «ЖКХ — сфера очень сложная. Существует ряд обстоятельств, которые способствуют банкротству коммунальных предприятий. Во-первых, это фиксированные тарифы, которые не всегда экономически обоснованы. Они не учитывают затраты, которые несет предприятие. А это выпадающие доходы, которые влияют на экономическое состояние предприятия. Во-вторых — неплатежи со стороны управляющих компаний. Наше муниципальное предприятие, которое обеспечивало город теплом, по отчетам не было убыточным, но разрыв между фактически проданным товаром и оплатой за него с каждым годом возрастал. Результат — банкротство. Поэтому мы рады, что на территорию пришла мощная бизнес-группа, имеющая необходимые материальные и кадровые ресурсы, чтобы снять риски по обеспечению города теплом и водой», — объясняет глава Саяногорска Леонид Быков.

В жилищно-коммунальный сектор Саяногорска компания «Байкалэнерго» вошла в декабре 2011 года, подписав с администрацией города договор аренды имущества МУП «Тепловые сети», включающего в себя тепловые сети и котельные Саяногорска, а также соседних с ним поселков Майна и Черемушки (в которых расположены ГЭС холдинга «РусГидро», в частности, Саяно-Шушенская). В феврале 2013 года был подписан договор долгосрочной аренды на оборудование котельной Саяногорского алюминиевого завода, после чего компания взяла на себя обязательства по производству и передаче тепловой энергии для населения и промышленности. По договору аренды с муниципалитетом, заключенному 1 апреля 2012 года, к «Байкалэнерго» перешла и эксплуатация имущества МУП «Енисейводоканал»: водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения, а также водозабор в Майне. А 13 декабря 2012 года и 1 июля 2013 года между Саяногорском и «Байкалэнерго» были подписаны уже концессионные соглашения на объекты тепло– и водоснабжения, а также водоотведения сроком на 29 лет. Это — одно из первых в Сибири концессионных соглашений на управление муниципальными коммунальными сетями и объектами инфраструктуры ЖКХ. В итоге под управлением «Байкалэнерго» оказался единый узел жизнеобеспечения многотысячного города (население 48,9 тыс. человек). «Я уверен, что единое управление котельной, тепловыми сетями и водоснабжением будет весьма эффективным для горожан. Судите сами — мы системно вкладываем деньги в ремонты и замену оборудования, что позволяет тратить меньше средств на производство тепловой энергии, соответственно, снижается и конечная стоимость для потребителя», — разъясняет плюсы управления системой ЖКХ в комплексе Михаил Алферов.

Японский подход

Персонал ранее муниципальных организаций полностью перешел в новую бизнес-структуру: всего около 700 человек, из которых 500 работают в «Саяногорских тепловых сетях». «Люди, которых мы взяли на работу после банкротства МУПов, как правило, имеют большой опыт работы. Это грамотные специалисты, у них есть чему учиться. Но, к сожалению, они безынициативны, не умеют принимать решения. Они боятся своих начальников, не привыкли разговаривать с руководством на равных, при возникновении малейших трудностей сразу бегут к начальнику. Исправить эту ситуацию трудно. Но я пытаюсь, и есть первые результаты», — рассказывает по дороге в поселок Черемушки 38-летний выпускник школы MBA при МГУ им. Ломоносова Михаил Алферов. В трудовой книжке директора саяногорского филиала «Байкалэнерго» только одна запись — «Иркутскэнерго». Окончив энергетический факультет Братского индустриального института, Михаил Алферов более десяти лет проработал на ТЭЦ-16 в родном Железногорске-Илимском (Иркутская область). Там он прошел путь от электрослесаря до начальника отдела по подготовке ремонтов. Возможно, трудиться бы ему на ТЭЦ до сих пор, если бы не учеба в «Школе технического лидера» — программе «Иркутскэнерго» по обучению специалистов на руководящие должности. По окончании этой школы Алферова включили в кадровый резерв. И в конце 2011 года его кандидатура «выстрелила» при определении руководителя коммунальной инфраструктуры Саяногорска.

Михаил Алферов 023.jpg Фото: Михаил Кичанов
Михаил Алферов
Фото: Михаил Кичанов

«В Саяногорске мы начали внедрять производственную систему, за основу которой взята модель японской компании Toyota. Это, пожалуй, наиболее передовая производственная система в мире. Опыт Toyota перенял Сбербанк, который под руководством Германа Грефа показывает поразительные успехи в реформировании громозд­кой неповоротливой системы, ГАЗ, «РУСАЛ», — говорит Михаил Алферов. — Первое — это борьба с «мда» — самыми разными потерями при организации производственного процесса. Это потери экономические, временные, связанные с ненужными движениями или наоборот с медлительностью людей. Второе — «гемба», когда руководитель на личном опыте знает работу своих подчиненных. Если ты, как директор, сам не понимаешь, что должно быть на выходе на каждом из производственных участков, как ты можешь формулировать требования к персоналу, как можешь помочь решить задачу? Во время своей адаптации в Саяногорске я не вылезал из объектов. Костюм не надевал, весь день в спецовке. Разговаривал с людьми, спрашивал, что как работает, сам выполнял их работу, учился. Был здесь и начальником ПТО, и инженером по ремонту, и инженером ОКС, и мастером по эксплуатации. И люди это ценят. Они знают, что я всегда готов к обсуждению проблемы. Люди перестают бояться большого начальника».

Управленческий метод Алферова — подтолкнуть специалиста к самостоятельному принятию решения. Прежде чем идти к начальнику с проблемой, сотрудник должен продумать варианты решения и предложить их руководителю. Это повышает самооценку, причастность к общему делу и ответственность людей, уверен директор. Наряду борьбы с «муда» «Байкалэнерго» готов поощрять работников за подачу рацио­нальных предложений. Если разовое вознаграждение за идею, которая ведет к повышению производительности труда, может быть символическим, то после внедрения эффективного предложения в жизнь разовая премия может достигать десятков тысяч руб­лей. «В моей практике человеку заплатили 100 тысяч руб­лей за то, что от внедрения его проекта компания получила реальную выгоду. Но приветствуется, когда инициатива исходит не от инженерно-технических специалистов, а от рабочего персонала», — подчеркивает Михаил Алферов.

Однако ситуацию с кадрами в Саяногорске директор называет катастрофической. Особенно не хватает теплотехников. Кадры стареют, молодежь из города и поселков в поисках лучшей жизни уезжает в крупные города. Решением проблемы он видит в организации практики для студентов из вузов ближайших городов — Минусинска и Абакана. Зарекомендовал себя студент — по окончании вуза получит гарантированное трудоустройство.

Черемушки

Поселок Черемушки (около девяти тысяч жителей) — самый отдаленный от Саяногорска — находится в живописном горном районе в 32 км от города, в непосредственной близости от Саяно-Шушенской ГЭС. Здесь «Байкалэнерго» принадлежат две автономные электрокотельные, а также фильтровальная и очистная станции. Сегодня в Черемушках компания реализует один из крупнейших своих проектов — строительство перемычки между котельными, расположенными на разных террасах в 300 метрах друг от друга. «Проблема в том, что тепловая энергия обходится очень дорого из-за высоких тарифов на электрическую энергию и мощность. Это сильно влияет на себестоимость тепла, отпускаемого для жителей. Строительство же перемычки между электрокотельными, которые загружены всего на 50 процентов, призвано изменить конфигурацию тепловых сетей. Перемычка позволит снизить затраты на электро­энергию для котельных, что даст возможность в дальнейшем сдержать рост тарифа на тепловую энергию для населения. Кроме этого, строительство перемычки позволит не отключать из-за ремонтов горячую воду на длительное время, всегда можно будет переключиться между котельными», — перечисляет плюсы от строительства Михаил Алферов. Но главное — перемычка сведет к минимуму риск прекращения подачи теплоэнергии в случае возникновения аварийной ситуации на одной из электрокотельных. А это уже — инвестиции в надежность системы теплоснабжения.

После окончания строительства перемычки котельная № 1, как более мощная (производительность 30,9 Гкал/час), будет работать постоянно в качестве базовой, подавая тепло на первую и вторую террасу Черемушек. Котельная № 2 (теплопроизводительность 17,2 Гкал/час) будет включаться в пиковом режиме, то есть в максимально холодное время Строительные работы завершатся уже к середине октября. Срок окупаемости проекта, который реализуется на условиях паритетного софинансирования из муниципального и республиканского бюджетов (его стоимость — 30 млн руб­лей) — полтора года. Котельная № 1 в итоге будет отапливать 144 жилых дома площадью 183,7 тыс. кв. метров. «Конечно, электрическая энергия — самый дорогой вид топлива. Но альтернативы ей в Черемушках, к сожалению, нет. Газопровода здесь нет, а строительство угольной котельной невозможно по экологическим требованиям для этой горной местности», — объясняет мэр Саяногорска Леонид Быков. В планах «Байкалэнерго» — установка на котельной № 1 теплового насоса, что позволит добиться кратной экономии электроэнергии.

Модернизация очистных сооружений в Саяногорвске — перспектива 2014 года. Здесь заменят токсичную и дорогую в эксплуатации хлорную обеззараживающую установку на соленую, простую и дешевую 024.jpg Фото: Михаил Кичанов
Модернизация очистных сооружений в Саяногорвске — перспектива 2014 года. Здесь заменят токсичную и дорогую в эксплуатации хлорную обеззараживающую установку на соленую, простую и дешевую
Фото: Михаил Кичанов

Еще один крупный объект приложения инвестиций в Черемушках — фильтровальная станция. Здесь уже введена в эксплуатацию система обеззараживания питьевой воды, созданная на базе электрохимических установок модульного типа «Аквахлор-500». Вместо токсичного и дорогого в эксплуатации хлора для дезинфекции воды теперь используется обычная поваренная соль в стандартной фасовке. Наряду с капитальным ремонтом водопроводных сетей и насосных агрегатов компания провела работы по восстановлению системы биологической очистки и сточных вод: специально выращенные микроорганизмы съедают всевозможные органические примеси, содержащиеся в стоках, прежде, чем те попадают в Енисей.

«Другие объекты для инвестирования — это производственные корпуса. Здания давно не ремонтировались, кровли текут. Ремонт делаем собственными силами. Хотим каждый год капитально ремонтировать одно наиболее запущенное сооружение. В прошлом году отремонтировали здание фильтровальной станции в Майне, в этом году — очистные в Черемушках. Люди говорят: дайте нам краску и материал, мы сами отремонтируем», — отмечает Михаил Алферов. Об инициативности и неравнодушии работников коммунальных объектов саяногорского «Байкалэнерго» наглядно говорят ухоженные цветники, культурные породы яблонь, слив, абрикосов и даже грецкий орешник, растущие на территории котельных и водоочистительных станций. И это понятно — большая часть оперативных сотрудников — женщины. «Вишня вкусная, экологически чистая, ее здесь ничем не опрыскивают. Когда приезжаю на объекты, всегда съедаю несколько фруктов, перед тем как зайти в помещение, — улыбается Михаил Алферов, предлагая попробовать крупные аппетитные яблоки. — А вот абрикосы уже облетели, не сезон, но вкусные были».

Майна

На полпути от Черемушек до Саяногорска находится поселок Майна (около шести тысяч человек). Если в Черемушках у «Байкалэнерго» нет собственного водозабора, и компания вынуждена покупать енисейскую воду у Саяно-Шушенской ГЭС, то в Майне бизнес контролирует процесс подготовки воды с самого начала. Производительность местного водозабора — семь тысяч кубометров в сутки. «По своему качеству енисейская вода очень похожа на ангарскую и не требует серьезных затрат на очистку», — констатирует Михаил Алферов.

В Майне структура «Байкалэнерго» управляет угольной котельной, состоящей из трех котлов, суммарной производительностью 42 Гкал/час. Для поселка, численность которого неуклонно сокращается, это чрезмерная мощность — неудивительно, что последние годы 574 жилых дома площадью 50 тыс. кв. метров отапливались только одним котлом. «Мы рассматривали проект строительства теплотрассы от Майны до Черемушек. Но отказались — слишком большое расстояние, проект получался очень дорогим. Существующий тариф его просто не окупал. Но если бы мы его реализовали, то смогли бы загрузить два котла, а третий держать в резерве. КПД котельной существенно бы возрос», — делится соображениями Михаил Алферов. Пока же котельная работает в прежнем режиме, два котла ждут своего часа. После проведенного «Байкалэнерго» ремонта котельной и коммунальных сетей в Майне потери тепла снизились, а количество повреждений трубопроводов сократилось более чем на 10%.

Снижению издержек при эксплуатации коммунального хозяйства способствует и обновление парка техники, которым занимается саяногорское подразделение «Байкалэнерго». Так, весной текущего года «Саяногорские тепловые сети» приобрели синхронный регистратор акустических сигналов для определения фактического состояния трубопроводов и точного обнаружения места порыва. Прибор позволяет обнаруживать течи при диаметре трубопровода более 50 мм на длине единичного участка от 50 до 500 м. Точность определения местоположения течи составляет один процент длины участка. Гордость предприятия — автомобиль для промывки канализационных сетей. «Он не просто моет канализацию, он еще и работает как насос. Вбирает и фильтрует жидкость. Это позволяет вместо двух машин — каналопромывочной и вакуумной — держать только одну. КПД автомобиля только на транспортировке возрастает вдвое, это хорошая экономия», — радуется Михаил Алферов. Автопарк предприятия насчитывает 48 машин — это легковой и грузовой транспорт, тракторная и специальная техника — экскаватор и кран-манипулятор.

Саяногорск

Угольная котельная «Хакасских коммунальных систем», на 75 процентов обеспечивающая Саяногорск тепловой энергией, находится в 15 км от города, на строго охраняемой территории алюминиевого завода. Котельная отапливает порядка 600 жилых домов площадью около одного миллиона квадратных метров. На предприятии установлены три водогрейных и два паровых котла. Мощность котельной — 402 Гкал/час, но подключенная нагрузка — не более 250 Гкал. Порядка 120–150 Гкал потребляет город, остальное — предприятия «РУСАЛа». Один из двух котлов обеспечивает паром сразу три производственные площадки алюминиевого гиганта. Поэтому угольная котельная — стратегический объект не только для города, но и для «ЕвроСибЭнерго». Алюминиевое производство требует пар 24 часа в сутки 365 дней в году. Уголь на предприятие поступает с Черногорского разреза (Хакасия). Пиковая суточная потребность в угле около 900 тонн.

«Сказать, что котельная нам досталась в неудовлетворительном состоянии, — это ничего не сказать. Она нам досталась в очень неудовлетворительном состоянии. Износ оборудования достигал 90%. Котлы еле теплились. Прохождения отопительного периода 2012–2013 года стоял под вопросом. Чтобы не заморозить город и не остановить работу «РУСАЛа», пришлось вкладывать деньги», — вспоминает Михаил Алферов. В ремонт оборудования котельной «Хакасские коммунальные системы» вложили порядка 40 млн руб­лей. Сейчас в ремонте находится один водогрейный и один паровой котел. До конца года компания намерена выкупить котельную у «РУСАЛа». Договоренность уже достигнута — стоимость сделки составит 105 млн руб­лей, по сути, котельная перейдет из одного актива «Базового элемента» в другой.

«Мощности котельной позволяют полностью закрыть потребности города в тепловой энергии. И как только будет выполнена перемычка между городскими тепловыми сетями, эта угольная котельная станет единственным поставщиком тепла в город», — комментирует главный инженер «Хакасских коммунальных систем» Владимир Мясников. Дело в том, что, несмотря на большие мощности котельной площадки «РУСАЛа», Саяногорск сейчас отапливают две котельные. Вторая принад­лежит частному предпринимателю — она меньше, а за услуги берет дороже. Если стоимость тепла на котельной «Хакасских коммунальных систем» составляет 519,5 руб­ля за Гкал/ч, то тариф ИП «Басков» — 819,53 руб­ля за Гкал/ч. «Ситуация, когда мощная котельная работает вполсилы, экономически неправильна. Издержки несет не только частная компания, но и горожане. Ведь очевидно: чем больше предприятие производит продукции, тем ниже себестоимость изделия. А наша задача как власти — сдержать рост тарифа. Поэтому мы и выступаем за строительство перемычки между тепловыми сетями. Таким образом, все тепловые сети будут закольцованы на котельную «Хакасских коммунальных систем», — объясняет мотивы саяногорской власти Леонид Быков. Стоимость необходимых работ — 170 млн руб­лей. Ожидается, что примерно половину необходимых затрат возьмут на себя бюджеты Саяногорска и Хакасии. Для «Хакасских коммунальных систем» запуск котельной на полную мощность — это гарантированный вывод предприятия на безубыточный уровень.

Наряду с инвестициями в котельную, компания «Байкалэнерго» профинансировала ремонт и замену теплосетей, что решило проблему ржавой горячей воды в кранах городских квартир. «На момент нашего прихода число порывов на теплосетях достигало 150 в год. Десятилетиями трубы не менялись. Сети были в бесконечных заплатках, свищи стянуты хомутами, забиты чепиками. По мне, уж лучше один раз раскопать, заменить трубу и забыть о ней лет на 30», — убежден Михаил Алферов. Многие работы компания выполняла собственными трудовыми силами. Минувшим летом «Байкалэнерго» зафиксировал всего около 20 порывов, причем с учетом гидравлических испытаний. А в прошедший отопительный период порывов на тепловых сетях и вовсе не было.

И, наконец, последний объект «Байкал­энерго» в Саяногорске — очистные сооружения: большой комплекс из перетекающих друг в друга емкостей. В этом году компания планировала здесь провести модернизацию, которая позволила бы заменить хлорную обеззараживающую установку на солевую. На это требовалось около 15 млн руб­лей, но так как часть затрат должен взять на себя бюджет территории, реализацию проекта перенесли на 2014 год. Расчеты показывают, что только за счет частных инвестиций окупаемость проекта выходит за рамки пяти лет, а это для акционеров «Байкалэнерго» критично. Но и существующая система очистки и дезинфекции позволяет добиться наилучшего качества сточных вод. Как и в Черемушках и Майне, после прохождения разных фильтров, пескоулавливателей и установок по сбору жиров канализационная вода очищается микроорганизмами. Для организации этого процесса на должном уровне «Байкалэнерго» привлекла специалиста из Усть-Илимска, где «Иркутскэнерго» уже несколько лет управляет водоканалом. «Вода в емкости насыщена кислородом. Если туда упасть, уже не выберешься, сразу утянет на дно. Нет, там неглубоко, но ведь утонуть можно и в чайной ложке», — по-доброму предупреждает Михаил Алферов. После прохождения через керамзитовое сито с микроорганизмами вода становится прозрачной и чистой, визуально как из домашнего крана.

По словам Михаила Алферова, «Саяногорское тепловые сети» и «Хакасские коммунальные системы» только в самом начале пути по созданию экономически эффективной бизнес-модели в сфере ЖКХ. Он уверен, что и пяти лет будет мало для того, чтобы снять большую часть рисков, сделав бизнес гарантировано прибыльным. Однако управление коммунальным хозяйст­вом — это бизнес с хорошим финансовым потоком. Если нормально выстроить все процессы, подготовить окупаемые инвестиционные проекты, вложить в них средства и оптимизировать расходы, можно получить хорошую отдачу, отмечают в «Иркутскэнерго». Главное — грамотно управлять рисками. Один из рисков, ранее погубивший муниципальные коммунальные компании, ЗАО «Байкалэнерго» уже сняла. Компания создала в Саяногорске ООО «Расчетно-кассовый центр», в который жители напрямую платят деньги за предоставленный им коммунальный ресурс, минуя посредничество управляющих компаний. Система платежей получилась оперативной и предельно прозрачной.