Вам сообщение

Сергей Чернышов
30 сентября 2013, 00:00
  Сибирь

Сфера деятельности: программное обеспечение

Объем инвестиций: 100 000 рублей

Такси стоит около подъезда, вам приходит SMS-сообщение. До этого вас также предупредили, что заказ принят, что вам назначена конкретная машина, а в конце поездки хорошая компания еще и поблагодарит за пользование услугами — все тем же сообщением. Заказав такси, вы дали возможность заработать не только конкретному таксопарку, но и новосибирской компании «ИнфоSMS», которая в 2010 году одной из первых вывела на локальный рынок сервис SMS-рассылок. Сегодня при помощи этого сервиса своим клиентам ежемесячно рассылают десятки миллионов сообщений ночные клубы, рестораны, коллекторы и те же такси. Сразу оговоримся — это не спам-рассылка, которая приходит на наши мобильные телефоны пачками каждый день. От нее, кстати, страдает и бизнес «ИнфоSMS».

Как использовать мобильники

К середине 2000 годов мобильные телефоны стали более или менее доступны для массового потребителя, и там и тут как грибы стали возникать сервисы, там или иначе связанные с этим сегментом. Сегодня уже немногие вспоминают, что еще несколько лет назад популярные газеты были усеяны рекламой картинок, игр и музыки, которые можно было скачать, отправив SMS на короткие номера. Но уже тогда в России стали появляться первые компании, которые, хотя и не занимались массовыми рекламными SMS-рассылками, но стали предлагать компаниям общаться со своими клиентами через мобильные телефоны. Сейчас это звучит смешно, но в 2006 году предложение некоторых компаний просто размещать в поле «От кого» вместо цифр название компании латинскими буквами было умопомрачительной инновацией.

К концу 2000 этот рынок мобильных развлечений через SMS стал затухать. Появились мобильные телефоны с сенсорными экранами, а также доступный мобильный Интернет. Но именно на этом затухающем рынке WAP-приложений и работал Андрей Сметанин с партнерами. «И когда прибыль стала падать, то мы стали думать, чем теперь заниматься. Близкой к мобильным устройствам оказалась идея создания сервиса SMS-рассылки», — говорит Сметанин. Это был 2010 год.

Интуитивный выбор близкой сферы оказался удачным. С 2011 года рынок SMS-рассылок стал расти взрывными темпами. Поэтому, когда в следующий раз вы будете изучать статистику по рынку «обычной» рекламы, то учтите, что там совершенно не учитывают это новое веяние — прямое общение с клиентами. Тем временем рынок SMS-рассылок, по некоторым данным, в этом году достигнет в России 100 млн долларов.

Сообщите всем о себе

«Фактически наш сервис — это инструмент, посредством которого клиенты делают SMS-рассылки. Заходят в личный кабинет на сайте, подготавливают файл с телефонами, текстом сообщения и рассылают. По итогам получают отчет — сколько SMS доставлено, сколько нет», — объясняет Сметанин. «Сердце» сервиса — программа, которую он написал самостоятельно. Пригодился обширный опыт работы программистом и специальное образование — Сибирский университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ). Поэтому оценить объем первоначальных вложений он не берется, ссылаясь на то, что объективно оценить свою полугодовую работу над программой невозможно. «Могу сказать, что на дизайн первого сайта мы потратили буквально три тысячи руб­лей и один день работы специалиста. Все делалось по-простому», — рассказывает Сметанин.

Андрей Сметанин, 28; образование - СибГУТИ 020_1.jpg
Андрей Сметанин, 28; образование - СибГУТИ

Но и создать программу, которая выдержит отправку нескольких миллионов сообщений в день, также, понятно, было непросто — это оригинальная автор­ская разработка. Серверы с программой разместили в дата-центре в Москве. Во-первых, поближе к крупнейшим потенциальным клиентам, во-вторых, там же находятся серверы операторов мобильной связи, через которые идет рассылка. Значит, не тратится время на передачу данных по магистральным каналам. Учитывая нынешние миллионные трафики сообщений, выигрыш по времени даже в несколько миллисекунд очень важен.

Первых клиентов искали через знакомых. Стартовый заказ был от арт-директора ночного клуба. С тех пор этот сегмент — один из базовых для «ИнфоSMS», поскольку там постоянно происходят события, о которых нужно быстро оповестить несколько тысяч человек — стабильных клиентов. Кроме того, большой поток сообщений генерируется таксомоторными компаниями — но там, в основном, не новости, а оповещения о движении автомобилей. В 2011 году компания даже получила лицензию на услуги связи и заключила прямые договоры с мобильными операторами.

Основной канал продвижения — Интернет. «Поскольку сейчас на рынке множество компаний предлагают подобные услуги, то каждый клиент становится все дороже. Например, на привлечение одного активного клиента через сервис контекстной рекламы «Яндекс.Директ» приходится тратить две–три тысячи руб­лей. Притом, что такой клиент может приносить прибыль на уровне всего нескольких руб­лей в месяц. Прямо скажем — не очень эффективно», — уверяет Сметанин. Поэтому постепенно пришли к другому формату — SEO-оптимизации сайта, когда ресурс продвигается по нескольким ключевым словам в поисковой системе.

Это не спам

«Сразу скажу, это не спам, со спамом мы очень серьезно боремся», — отрезает Андрей, когда речь заходит о каждодневных навязчивых сообщениях в мобильном телефоне. За годы работы он досконально изучил федеральный закон «О рекламе», знает о строгости Федеральной антимонопольной службы (штраф до 500 тыс. руб­лей за спам) и отсеивает клиентов, которые кажутся ему подозрительными. «У нас на сервисе стоит мощный спам-фильтр. Если у компании абонентская база растет по тысяче человек в день, то это, прямо скажем, подозрительно. С теми, кто не может внятно объяснить такой прирост, мы разрываем отношения», — такова методика борьбы со спамом в компании.

Кроме того, здесь борются и с вовсе запрещенной рекламой — курительных смесей, сомнительных финансовых услуг и прочее. Все рассылки идут с согласия абонентов. По крайней мере, к этому здесь стремятся. Согласием может быть и «галочка», которую потребители не глядя ставят в анкетах на получение дисконтных карт и прочих программ лояльности. Но тут уже вопросы к самим потребителям и вечное нравоучение «читайте, что подписываете».

 020_3.jpg

Калькулятор

В месяц при помощи сервиса «ИнфоSMS» отправляют более 30 млн сообщений. Операционные данные компания не раскрывает, однако понятно, что при цене одного сообщения от 15 до 35 копеек, месячный оборот компании равен примерно шести миллионам руб­лей. Большая часть этих денег идет на техническое обслуживание системы, а также на оплату услуг операторов мобильной связи, через которых идет SMS-траффик. Скорее всего, в самой компании в итоге остается 5–10% оборота в виде прибыли. В «ИнфоSMS» работают пять человек — технические специалисты, операторы службы поддержки и менеджеры по продажам.

Интересны и затраты на продвижение — они, прямо скажем, минимальные. При помощи местной же компании Intelsib за бюджет в 30 тыс. руб­лей в месяц компания находится в топ-10 поисковика «Яндекс» (то есть, на первой странице) во всех ключевых городах страны — Моск­ве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске.

Перспективы

Принципиально этот сервис, понятно, никак не изменить и не масштабировать. В любом случае будет некое сообщение, которое нужно доставить по клиентской базе. Поэтому в компании работают над улучшением самого сервиса для удобства пользователей. Прежде всего, здесь намерены изменить дизайн за три тысячи руб­лей, а также создать приложение для мобильных устройств (iOS/Android) и мобильную версию сайта. Кроме того, здесь в качестве развлечения разрабатывают игры для мобильных устройств — только теперь на новых платформах. Это не только воплощение старой детской мечты, но и, по словам Сметанина, «дань той деятельности, которая подтолкнула на создание сервиса рассылки сообщений».