Родом из детства

Русский бизнес
Москва, 07.10.2013
«Эксперт Сибирь» №40 (392)

Сфера деятельности: масштабное моделирование

Объем инвестиций: 100 000 рублей

«Людей, интересующихся масштабным моделированием, в России заметно меньше, чем в Европе. У нас это почему-то считается детским развлечением. Многие жены моделистов «пилят» своих мужей за то, что они в свободное время занимаются склеиванием моделей танков, грузовиков или самолетов. Мужья стесняются признаться женам, что купили новый набор деталей для стендовой модели, и еще в магазине отдирают ценник, — рассказывает сооснователь студии «Восточный фронт» Владимир Яшин. — Немало скептиков и среди мужского населения. Причем, чем интеллектуально беднее человек, тем он больше склонен считать, что масштабные модели — это игрушки. А ведь часто это хобби успешных и состоятельных людей. У них глаза загораются, когда смотрят на классно сделанные модели. Да вот только времени на это хобби у таких людей часто нет». «Думаю, все дело в тысячелетней истории городской цивилизации в Европе. Там моделирование у людей в подкорке. Когда еще Леонардо да Винчи придумывал свои модели! Да и проще европейцам найти время на хобби, там не нужно выживать», — добавляет бизнес-партнер Владимира Павел Черепанов.

От хобби к бизнесу

Идея создать бизнес на сборке масштабных моделей и диорам (моделирование на ландшафте) у Павла и Владимира возникла в середине 2000 годов. К этому времени каждый из них для собственного удовольствия собрал по два–три десятка масштабных моделей, которые экспонировались на специализированных выставках и даже побеждали в российских и международных конкурсах. «Как и многие дети, я с шести лет увлекся моделированием. Самолеты, корабли, танчики, фигурки людей. Но если большинство ребят заканчивают с этим хобби где-то к подростковому возрасту, когда появляются другие интересы — спорт, девочки, машины, — я собирал модели и в старших классах, и когда учился в университете, и когда пошел работать. Такая же история и у Владимира», — говорит Павел. Знакомство по хобби позволило будущим предпринимателям расширить свое представление о моделировании. Возникла мысль: а почему бы не превратить детское увлечение в источник заработка? Как уверяют бизнесмены, до появления студии «Восточный фронт» в начале 2008 года в России никто не специализировался на сборке стендовых моделей на продажу. «Это была свободная ниша. Мы решили ее занять и создать нормальный цивилизованный бизнес, с понятным и узнаваемым брендом», — объясняет Владимир.

Павел Черепанов, 33; образование: НГПУ 020_expert-sibir_40_1.jpg
Павел Черепанов, 33; образование: НГПУ

Изначально у каждого из партнеров был свой простенький сайт на бесплатном ресурсе. И первое, что они сделали в рамках организации совместного бизнеса, — это объединили сайты в один улучшенный. Его домен тоже был бесплатным, но новый сайт давал больше возможностей для экспонирования и продвижения моделей. Основные стартовые вложения пошли на интернет-рекламу и покупку комплектующих — оборудование и краску. «Не будь у нас как моделистов имени и репутации, наверное, ничего бы не получилось. Но сообщество стендовых моделистов нас хорошо знало, наши работы неизменно получали высокие оценки специалистов. Наш авторитет был гарантией того, что модели на продажу будут отвечать всем требованиям по качеству. Ведь мир масштабных моделей маленький, стоит один раз облажаться, и от тебя все отвернутся. Один негативный комментарий на специализированном форуме может поставить крест на всем бизнесе. Здесь все на доверии. Поэтому все модели собираем сами, стараясь делать это на максимально хорошем уровне. Не нанимаем выходцев из Средней Азии», — подчеркивает Владимир Яшин. В 2010 году бесплатный сайт сменился платным и двуязычным, который из сугубо коммерческого превратился в информационный портал любителей стендового моделирования. На этом этапе в «Восточный фронт» включился третий и последний на текущий момент участник — Роман Воробьев. С этого времени все поступающие заказы коман­да «Восточного фронта» распределяет на троих.

Полная достоверность

Владимир Яшин, 31; образование: СГУПС 020_expert-sibir_40_2.jpg
Владимир Яшин, 31; образование: СГУПС

Сборку и окраску масштабной модели Павел и Владимир сравнивают с созданием произведения искусства. «Каждая модель неповторима. Сделать две абсолютно одинаковые невозможно. Модель — это одновременно образец инженерной науки и объект художественного произведения. Мы, как художники, работаем кистями и масляными красками, по сути, создавая вторую природу», — заявляет Павел Черепанов.

Изначально сборная модель — это промышленно изготовленный набор деталей из пластика, который нужно собрать (склеить) и покрасить. Основные производители моделей — Китай, Япония, Евросоюз, Россия. Для качественной сборки требуется специальный инструмент, а также несколько видов грунтовки, краски и химии, с помощью которой можно имитировать грязь, пыль, дождевые и масляные подтеки, следы от солдатских сапог. «Набор инструментов моделиста можно сравнить с набором хирурга. Ножи, ножницы, надфили, шкурки, шлиф- и бормашинки, аэрографы и так далее. Десятки наименований. Для создания фактурной достоверности модели, например, времен Второй мировой войны, только краски и имитирующей химии нужно нанести с два десятка слоев. Ведь необходимо передать многомесячное воздействие погоды на танк или трактор. Вот пыль, которую прибило дождем, вот толстый слой грязи, которая налипла на гусеницы, вот следы дерна. Где-то грязь обсохла и кусками отвалилась. Все это нужно воссоздать с максимальной достоверностью», — подчеркивает сложность стоящих перед моделистом-профессионалом задач Владимир Яшин. Только окраска требует не менее пяти дней работы. Полная же сборка модели может продолжаться и несколько месяцев, и даже год. Если это диорама, то время сборки возрастает в четыре–пять раз. Особенно много времени требует создание модели по фотографии реально существующей техники. Мастера «Восточного фронта» воссоздают вмятины, пулевые отверстия, надписи на бортах техники, потертости и следы ржавчины. И даже бытовые предметы — ящик из-под тушенки, палку колбасы, бутылку водки. «Идеал в нашем деле недостижим. Модель можно детализировать до бесконечности. Это работа ювелира», — констатирует Павел.

Если на заре бизнеса Павел Черепанов отвечал за сборку моделей, а Владимир Яшин — за их окраску, то сейчас каждый из троих участников студии берет на себя любой из этапов или делает всю модель целиком, от начала до конца. Каждый месяц компания выдает примерно четыре–пять экспонатов.

 021_expert-sibir_40_1.jpg Фото: Виталий Волобуев
Фото: Виталий Волобуев

Дорогой подарок

Рынок сбыта «Восточного фронта» — весь мир. У компании заказчики в Европе, Южной и Северной Америках, странах СНГ, коллекционеры из сибирских городов. В мире новосибирская компания известна как Ostfront. «Есть два основных вида клиентов. Первый — фанаты моделирования, которые хотят видеть на своих полках конкретные модели, но у них нет времени, возможности или таланта на качественную самострельную сборку и окраску. Второй — люди, которые рассматривают стендовую модель как V.I.P.-подарок, например, для своего начальника-генерала. Военные часто покупают наши модели», — рассказывает Владимир. Нередко из-за большой загруженности предприниматели вынуждены отказываться от новых заказов. Кто-то из потенциальных заказчиков ждет своей очереди по полгода. Ведь у каждого моделиста свой почерк. Если заказчик хочет получить модель с определенными профессиональными характеристиками, ему ничего не остается делать, как ждать, пока у новосибирских мастеров дойдут руки до его танка или самоходной установки. Бывает, что заказчик модель собирает сам, а  покрасить ее просит «Восточный фронт». Большая часть клиентов — постоянные. Они делают компании основную кассу. Некоторые заказывают по восемь–десять моделей каждый год.

Сейчас у студии «Восточный фронт» в работе десять моделей. Две из них моделисты создают в качестве иллюстрации к книге об истории немецких автомобилей времен Второй мировой.

World of Tanks

Несмотря на то, что у «Восточного фронта» появились последователи, новосибирские предприниматели не склонны называть их конкурентами. «Это подражатели. Они есть в Москве, Питере, Беларуси. Некоторые тупо копируют наш сайт, его разделы. Но это не конкуренты. В нашем деле важна репутация и опыт моделистов. Это не скопируешь, это не масштабируется. Как пионеры рынка, мы ушли слишком далеко вперед», — объясняет Павел. Своим конкурентным преимуществом новосибирские бизнесмены считают эксклюзивное наполнение сайта. Это интервью с известными моделистами и руководителями компаний, которые производят наборы; репортажи с выставок и обзоры моделей, исторические справки о конкретных видах техники и советы начинающим.

Среди основных каналов продвижения Павел и Владимир выделяют участие в специализированных выставках, аккаунты в социальных сетях, а также рекламу на специализированных сайтах. «Хорошую рекламу дает нам и игра World of Tanks, которая захватила геймеров всего мира. Эта игра подняла интерес к советской и немецкой технике времен Второй мировой войны. Люди хотят иметь образцы этой техники и в оффлайне», — убежден Павел.

 021_expert-sibir_40_2.jpg

Калькулятор

При цене набора для изготовления стендовой модели в 1,5–2 тыс. руб­лей собранное и покрашенное изделие от компании «Восточный фронт» в среднем обойдется заказчику в 15 тыс. руб­лей. Есть модели, которые можно купить за семь тысяч руб­лей, есть те, которые стоят 25 тысяч и более. «Наша самая дорогая модель стоила 40 тыс. руб­лей. Это было тяжелое немецкое самоходное орудие Sturer Emil. Клиент пожелал, чтобы на корпусе было много повреждений, пробоин, вмятин. Мы сделали трофейные надписи: «Захвачена лейтенантом таким-то…». Работали над моделью почти год», — вспоминает Владимир.

Для профессиональной сборки модели потребуется набор профессиональных инструментов и красок. Разовые вложения — порядка 100–150 тыс. руб­лей. Стоимость продвижения на тематических ресурсах в Интернете — около 10 тыс. руб­лей в месяц, столько же потребуют комплектующие. Так как мастера новосибирской студии собирают модели на дому, расходов на аренду помещения нет. Средняя ежемесячная выручка «Восточного фронта» — около 100 тыс. руб­лей. Заказами компания обеспечена на полгода вперед.

Планы

Основатели «Восточного фронта» намерены активнее участвовать в выставках. Ездить не только на российские специализированные мероприятия, но и на мировые. «Но это, скорее, будет относиться к нашим затратам. Пока непонятно, как мы на этом заработаем. Заработать же мы хотим на сотрудничестве с рекламными сувенирными агентствами и продвигать нашу услугу через них. Мы считаем, что индивидуальный сувенир априори интереснее фабричного», — заключает Павел Черепанов.     

У партнеров

    Реклама