Золотая жила

Власти Томской области намерены пересмотреть свое отношение к развитию торговых сетей. Их работа должна стать прозрачнее, а налоговая отдача — выше

Компания «Лама» — мэйджор среди томских розничных сетей — не устает строить гипермаркеты. В прошлом году компания открыла второй торговый центр в Северске

В принципе, ситуация выглядит совсем неплохо — Томская область занимает 16-е место в рейтинге доли торговых сетей в розничной торговле регионов России. Сетевая торговля в Томске составляет 27,2% от общего оборота розничной торговли. Еще в прошлом году этот показатель составлял 20,5%.

Для сравнения, Новосибирская область заняла в рейтинге 12-е место. Доля сетей в данном регионе в течение этого года увеличилась на 5,1% и составила 29%. Первое место у Санкт-Петербурга, где более 52% товарооборота приходится на долю розничных сетей. Все очевидно — чем больше доля розничных сетей в регионе, тем выше темпы роста розничной торговли. Это в конечном итоге способствует развитию экономики в целом. Таким образом, развитие розничной торговли благоприятно сказывается на жизни населения. Однако другая сторона медали не такая блестящая.

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин на очередном заседании межведомственной комиссии по финансово-экономическому оздоровлению и выработке предложений о возможных антикризисных процедурах в организациях Томской области, заявил руководителям торговых сетей следующее: «Налоговая отдача от оптовой и розничной торговли в Томской области почти в восемь раз ниже, чем, например, у наших соседей-омичей. Но почему тогда продукты не дешевле в восемь раз? У нас в два раза выше норматива обеспеченность населения торговыми площадями, соответственно, обязанность по содержанию коммунальной инфраструктуры тяжким бременем ложится на органы местного самоуправления. А где отдача? Мы с этим положением дел мириться не будем. Мы хотим, чтобы вы развивались, но за окном не 1990 годы. Если вы самостоятельно не выйдете из тени, мы используем все правовые возможности, которыми обладаем».

Кто забрасывает сети

Основу сектора торговли, который вызывает недовольство властей, составляют несколько торговых сетей — «Поляна», «Холидей Классик», «Мария-Ра», супермаркеты группы компаний «Лама», холдинга «КДВ-групп». В структуре валового регионального продукта Томской области доля оптовой и розничной торговли занимает 10%, и следует сразу после таких отраслей, как нефтегазовая и обрабатывающая промышленность, научно-образовательный комплекс. Налоговые доходы от торговли в консолидированном бюджете превышают 2,5 млрд руб­лей, а численность сотрудников 76 тыс. человек (около 16% от всех занятых в экономике).

В то же время темпы роста налоговых отчислений торговых сетей регулярно снижаются. Например, доля убыточных организаций в 2012 году увеличилась вдвое (до 15,5%), а по мнению экспертов, уровень «теневой» экономики в отрасли составляет более трети рынка. Это притом, что величина налоговой нагрузки на оптовую и розничную торговлю в Томской области — самая низкая в Сибирском Федеральном округе и в 3,7 раза ниже, чем в целом по России.

«Если проанализировать объявления о вакансиях в томской прессе, то средняя зарплата в торговых предприятиях — около 20 тысяч руб­лей. А в налоговой отчетности она составляет в среднем 7,5 тысяч», — констатирует Сергей Жвачкин. Выводы налицо — необходимо создавать новые и развивать существующие торговые сети для развития конкуренции, но при этом власть оставляет за собой право повышать налогооблагаемую базу, в том числе, за счет вывода из теневого оборота активов бизнеса. Сегодня эта проблема вновь становится актуальной, и конкретно — для торговых сетей. Поэтому губернатор по­обещал ритейлерам создать такие правила, при которых обманывать государство и своих собственных работников станет невыгодно.

Томск, надо заметить, — золотая жила для сетевиков. Создается ощущение, что сколько бы супермаркетов здесь ни открыли — все найдут своего покупателя. Всего федеральные и местные сетевые компании в 2012 году открыли в Томске около пятидесяти супермаркетов, а в 2013-м планируется открытие семидесяти магазинов. Несмотря на серьезную конкуренцию федеральных торговых сетей («Мария-Ра», «Холидей», «Поляна», «Быстроном») с местными («Лама», «Радуга вкуса», «Ярче», «Мясной ряд»), магазины растут как на дрожжах. Появление супермаркетов заставляет сворачивать бизнес мелких предпринимателей.

«Не знаю, зло это или добро, — говорит глава департамента потребительского рынка администрации Томской области Константин Чубенко. — С одной стороны, получаем современный магазин современного формата как минимум в райцентре, с весьма широким ассортиментом, с привлекательной ценой. Цены в сетевом магазине априори ниже, чем в магазине индивидуального предпринимателя. Но зачастую получаем отрицательный эффект в виде сокращения вариантов деятельности ИП».

Из-за роста сетей владельцы небольших торговых точек меняют формат — становятся специализированными магазинами по продаже узкого сегмента товаров, например, чая или кофе. Сами сетевики отмечают, что сейчас больше всех расширяется барнаульская сеть «Мария-Ра». Самое активное ее развитие пришлось на 2011–2012 годы, еще больше новых магазинов откроется в 2013 году. В Томской области действует 44 магазина этой сети, из них 14 открылось в прошлом году, а в нынешнем откроется еще 35 магазинов. Алтайцы не стесняются и берут под крыло все подходящие площадки. Агрессивная политика себя оправдывает.

Также наращивает присутствие в Томске кемеровская сеть «Поляна». У нее в Томске 20 магазинов, из них 14 — в областном центре. Два новых супермаркета компания открыла в 2012 году, еще около трех планирует открыть в 2013-м. В свою очередь, новосибирский «Быстроном» в прошлом году открыл крупный супермаркет в Томске. Число магазинов сети в областном центре и ЗАТО Северск Томской области достигло одиннадцати — все, кроме одного, — гипермаркеты. Другая новосибирская мультиформатная сеть — «Холидей» — владеет десятком крупных супермаркетов и двумя гипермаркетами в Томске.

Самым крупным из ритейлеров в Томске является группа компаний «Лама». У нее шесть гипермаркетов формата «Фуд-Сити» и 33 магазина формата супермаркетов «Лама» и универсамов «Абрикос». В 2012 году был открыт очередной гипермаркет «Мармелайт» в Северске и пять универсамов «Абрикос» в Томске, еще один откроется в конце марта. В 2014-м намечается ввод самого крупного городского проекта — торгового центра «Изумрудный город». Площадь объекта составит 42 тыс. квадратов, из которых около семи тысяч будет отдано под гипермаркет.

Также с 2008 года в Томске работает сеть «Радуга вкуса», число магазинов уже достигло 14-ти, пять из них открылись в 2012 году. В этом году планируется открытие еще около десяти торговых точек. В свою очередь пищевой холдинг «КДВ групп» в 2012 году начал развивать сеть магазинов шаговой доступности «Ярче». Для этого была закуплена недвижимость и земля в 25 точках города.

При этом все субъекты рынка готовы к появлению более крупных федеральных сетей. Сдавать позиции никто не желает, понимая, что Томск — город перспективный, здесь высокий уровень доходов. Но для того чтобы удержаться на рынке, приходится идти на различные ухищрения, как то: серая зарплата, схемы минимизации налогов. Это, собственно, и раздражает власть. При явном обилии супермаркетов на городской территории пополнять бюджет они не торопятся.

Сейчас обеспеченность Томска торговыми точками приблизилась к европейским значениям.

«Минимальная обеспеченность — около 460 квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей, из них около 40% — продовольственная группа товаров, — говорит Константин Чубенко. — По Томску обеспеченность — около 900 квадратных метров, мы точно выше минимального норматива. Если сравнивать с европейскими нормативами, где обеспеченность более одной тысячи «квадратов», то мы очень близки к европейскому показателю».

Взять сетевика за рога

Впрочем, не только налоговая пассивность вносит перца в отношения торговых сетей и власти. Есть еще один немаловажный момент, который давно беспокоит местных чиновников. Это цена входа местных товаропроизводителей в торговые сети. Иными словами, условия многих сетей, выставляемые производителям, таковы, что могут считаться настоящим тормозом для развития конкурентных рыночных отношений в торговой деятельности. «Сегодня одни участники торговли имеют льготы, а права других ущемляются, — говорит депутат Томской областной Думы Иван Кляйн. — Речь, прежде всего, идет о взаимоотношениях торговых сетей с поставщиками продукции. Первые выставляют экономически неприемлемые условия, а вторые не могут их выполнить и теряют доступ в торговые сети. В результате страдают не только производители, но и потребители продукции».

Томские законодатели предлагают внести целый ряд дополнений в соответствующую нормативную базу, который будет регламентировать размер максимальных сроков расчета за поставленную продукцию (депутаты выступают за их уменьшение), ограничение размера штрафов, которые торговая сеть может наложить на поставщика, и размера платы за дополнительные услуги сети (реклама, продвижение товара и т.п.). Типовая форма договора между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями должна утверждаться правительством Российской Федерации.

«Практика, когда торговые сети диктуют выгодные только им условия, взимая с производителей бесконечные неустойки, складывается по всей России. Надо начинать с этим бороться через изменение законодательства», — подчеркнул Иван Кляйн.

Дума поддержала инициативу. Также документ одобрили администрация Томской области и Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области. Но как события развернутся дальше, предсказать сложно.

Тем временем новосибирский ритейлер «Холидей Классик» приступил к строительству третьего гипермаркета в Томске, на этот раз на территории Центрального рынка. Вслед за появлением нового «Холидея» в октябре нынешнего года в Томске откроется гипермаркет «Лента». Учитывая критику в адрес коллег, гипермаркет готов предоставить 30% своих полок томским производителям. «Покупатели обязательно должны видеть в гипермаркете привычные для них товары — это одно из главных условий организации работы «Ленты», — сказал директор по закупкам компании Дмитрий Степанов. По его словам, компания заинтересована в том, чтобы к открытию магазина на его прилавках представить продукцию не менее 10–15 местных поставщиков. В дальнейшем на долю томских производителей будет приходиться не менее 30% продаж торгового центра. По мнению Константина Чубенко, приход серьезной торговой сети в Томскую область — знаковое событие и для жителей, и для производителей. Компания организует в Томске 300 новых рабочих мест. Общая площадь здания составит 12 тыс. кв. метров, торговых залов — 7,5 тыс. кв. метров. Рядом с гипермаркетом будет оборудована парковка на 475 машиномест. Все выглядит более чем красиво, но пока неизвестно, какой будет налоговая политика новичков.

Недовольство властей сложилось на фоне работы уже хорошо известных торговых сетей. Не попадут ли новые ритейлеры под общую гребенку — будет зависеть только от них. Стать субъектом «подпольной империи», конечно, намного проще, чем вести прозрачный легальный бизнес. Однако власть рано или поздно все равно поставит вопрос ребром. И тогда может оказаться, что выбора уже не будет.