Даргалары мечтают о туризме

Антон Посохин
14 октября 2013, 00:00

Тува — самый экзотичный регион Сибири с точки зрения туризма. Несмотря на транспортные проблемы, холодный климат и дороговизну отрасли, здесь все равно заявляют о создании новых туркомплексов. А визиты в регион президента Владимира Путина стимулируют интерес к рынку у федеральных игроков

Фото: Виталий Волобуев
Плохие дороги, холодный климат и дорогие услуги — главные проблемы туризма в Туве

– О каком туризме в Туве может идти речь, если зимой у нас стоят морозы под пятьдесят градусов? — говорил несколько лет назад в одном из интервью глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол, рассуждая о перспективных направлениях развития экономики региона. Однако федеральный тренд развития туристической отрасли не обошел республику стороной — путешественники, пресытившись популярными туристическими маршрутами, ищут экзотики. Вряд ли кто-то будет спорить, что экзотичнее Тувы в Сибири нет ничего. Отсюда и крупные инвестпроекты отрасли, презентованные за последние годы: недавно, запущен в эксплуатацию туристический комплекс «Алдын-Булак», представлен проект фешенебельного культурно-туристического комплекса «Бай-Булак», возвести который планируют уже к 2020 году, а прошлый, 2012, год в Туве был вообще объявлен «годом туризма». Стоит также заметить, что минувшим летом реанимированы доступные по ценам авиарейсы в Новосибирск и Красноярск.

Да и в приведенной цитате глава региона лишь расставил приоритеты и обозначил ту роль, которую туризм должен сыграть в развитии Тувы и ее отходе от извечных дотаций — вспомогательную. Но вопрос в другом. Что же на самом деле мешает Туве с ее удивительной природой, которая по красоте может спорить с алтайской, и экзотическими особенностями культуры стать «туристической Меккой», о чем в середине 1990 годов так мечтали местные даргалары (по-тувински — «власти»)?

Государственный интерес

Если говорить о доходах, то поступления в бюджет региона от деятельности туристических компаний, гостиниц и, пожалуй, сюда вполне можно включить рестораны, невелики по сравнению с налогами, которые в «карман» республики и ее муниципалитетов уплачивают промышленники, занимающиеся разработкой тувинских недр. Даже учитывая, что большая часть добывающих компаний, зашедших на территорию Тувы, пока занята разведкой и доразведкой месторождений и непосредственно к добыче полезных ископаемых не приступала, все равно деньги в казну республики промысловики платят довольно серьезные. К примеру, китайская компания ООО «Лунсин», занимающаяся разработкой Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллов, по данным департамента экономики администрации Тоджинского района, за 2012 год заплатила только в местный бюджет 18 млн руб­лей.

Для сравнения: в отделе туризма министерства культуры РТ приводят следующие цифры — на 1 июня 2012 года, то есть за пять первых месяцев от деятельности гостиниц и ресторанов налоговых сборов было получено всего 4,5 млн руб­лей, за год — порядка 10 млн руб­лей.

С другой стороны, и эти 10 миллионов — все равно собственные доходы, в которых нуждается высокодотационный регион. Тем более, специалисты говорят об увеличении налоговых поступлений. За тот же период 2013 года в республиканскую казну налогов от туристической отрасли поступило на 20 процентов больше — 5,8 млн руб­лей.

Опираясь на «свежие» цифры, можно сделать вывод, что развитие туризма сколько-нибудь перспективно, однако суровые климатические условия с сухой и очень холодной зимой, в которых находится регион, действительно загоняют его в жесткие рамки. «Приезжать в Туву туристы начинают в середине июня, а заканчивается туристический сезон в начале сентября. В холодное время года мы сидим, что называется, почти без работы» — комментирует директор турфирмы «Алаш-Трэвел» Наталья Кирова.

Турфирма «Алаш-Трэвел», одна из старейших в регионе, работающая в этой отрасли с конца 1990, занимается исключительно въездным (или внутренним) туризмом. У нее довольно широкий спектр услуг в этом направлении — от этнокультурного, предусматривающего знакомство туристов с достопримечательностями и культурой тувинцев, шаманизмом, до спортивного — альпинизм, рыбалка, рафтинг. Кстати, как отмечают в «Алаш-Трэвел», последний пользуется наибольшим спросом именно у российских туристов. А вот первый, наоборот, предпочитают иностранцы.

У таких фирм, как «Алаш-Трэвел», дела идут хорошо только летом, что говорит о сезонности заработка для работников отрасли. «Большая проблема для нас — это подготовка проводников, стоит которая недешево. Работать в туризме желают многие, это интересно. Учишь ребят, а они потом уходят, когда работы становится совсем мало и платить зарплату нечем. Ведь все заинтересованы именно в стабильном заработке, а такого въездной туризм, увы, в Туве дать не может», — продолжает Кирова.

Красиво, но дорого

Другая проблема развития отрасли, которую пока не замечают или, быть может, не хотят замечать в минкультуре Тувы, — дороговизна региона для туристов.

Во-первых, несоответствие цены и качества. По мнению самих работников отрасли, именно это отпугивает сейчас иностранцев, в начале «нулевых» начавших «осваивать» Туву. Теперь же, как отмечают в турфирмах, их число уменьшается. И это обусловлено не субъективными факторами, а ценовой политикой. «Дело в том, что многие иностранные туристы чаще всего являются представителями среднего класса, к примеру, пенсионерами, для которых Тува очень интересна. Но порой для европейца США или Латинская Америка финансово более привлекательны», — считает директор фирмы «Центр Азии» Елена Бянкина. От иностранных туристов в Туве часто можно услышать: «Красиво, но дорого».

Во-вторых, на туристический поток серьезно влияет транспортная изолированность Тувы. И в «Алаш-Трэвел», и в «Центре Азии», да и в минкультуре РТ заявляют об этом во всеуслышание: до Тувы очень сложно добраться. Неразвитость дорожной инфраструктуры, понятное дело, оказывает влияние на поток туристов — зачем ехать в Туву на автобусе или с несколькими пересадками, если до того же Горного Алтая вполне можно добраться поездом или самолетом? Кто-то может возразить: «В Туве же авиасообщение налаживается!» Ключевое слово здесь — «налаживается». Чтобы воспользоваться услугами авиакомпаний, билеты необходимо бронировать за месяц, а то и больше.

Кроме того, во многие районы, привлекательные для туристов, скажем, в ту же Тоджу, дороги до сих пор находятся в крайне плачевном состоянии. И если ищущего приключений рафтера дорожная инфраструктура Тувы не смутит, то дотошного иностранца, приехавшего на симпозиум хоомея (тувинский нацио­нальный инструмент), такими дорогами легко и отпугнуть.

Наконец, в минкультуре региона называют еще одну проблему — неразвитость туристической инфраструктуры: мало придорожных кафе, отсутствуют мотели, а у существующих в Кызыле четырех гостиниц, по объективным причинам, нет ни одной «звездочки». Три «пятиконечных», красующихся над вывеской кызылского отеля «Коттедж», к сожалению, не более чем декор, а также хитрый маркетинговый ход.

— Есть критерии, которым должен соответствовать отель, чтобы получить звезды, — разъясняет менеджер гостиницы «Одуген» Шончалай Мунзук. — Определенный размер зала регистрации и ресепшн, площадь номеров не должна быть меньше девяти квадратных метров без учета ванной комнаты и коридора. У нас и такого нет, что уже говорить о главном критерии — специальном образовании для всего гостиничного персонала: от уборщиц до сотрудников ресепшн.

Кроме того, во всех кызыльских гостиницах всего лишь 202 места. Немного для республики, за прошлый год принявшей 47,8 тысяч туристов.

Мы видим важную проблему: похоже, в презентованных инвестпроектах просто будет некому работать. В туризме занято более 500 человек, а специальное образование есть только у шести процентов от этого числа 028_expert-sibir_41.jpg Фото: Виталий Волобуев
Мы видим важную проблему: похоже, в презентованных инвестпроектах просто будет некому работать. В туризме занято более 500 человек, а специальное образование есть только у шести процентов от этого числа
Фото: Виталий Волобуев

Прежде чем строить

В минкультуре РТ по поводу всех перечисленных проблем сразу же начинают говорить о «развитии туристической инфраструктуры» и грандиозных стройках. Конечно, проекты создания современных туркомплексов на озерах Дус-Холь и Хадын выглядят перспективно. Согласно социологическим опросам, именно эти места в первую очередь любят посещать туристы, прибывающие в республику. В этом контексте нельзя не упомянуть еще раз о проекте многофункционального туристического комплекса «Бай-Булак», который планируется выстроить на федеральные деньги — для бедного региона затрат здесь почти никаких.

Но прежде чем строить, нужно понять, что в регионе уже работает сегодня. И здесь мы видим важную проблему: похоже, в презентованных инвестпроектах просто будет некому работать. Уже сейчас ситуация с кадрами в туристической отрасли выглядит, прямо скажем, плачевно: в туризме занято более 500 человек, а специальное образование есть только у шести процентов от этого числа. Для решения проблемы в Тувинском госуниверситете создан факультет культурного сервиса и туризма, однако, как полагают источники, знакомые с ситуацией, качество образования там пока, увы, оставляет желать лучшего. Чтобы сформировать качественный преподавательский состав, тоже нужно время.

Переломить ситуацию с сезонностью туризма также вряд ли удастся. Поэтому компаниям, занимающимся исключительно въездным туризмом, остается лишь пожелать диферсифицировать бизнес. Та же турфирма «Центр Азии» не брезгует продажами туров в Турцию и Таиланд. Даже совсем молодое агентство «ТОДЖАтур», делающее ставку на внутренний туризм в отдаленном Тоджинском районе региона, тем не менее, включила в спектр своих услуг и выездные туры.

Кто на новенького?

Однако есть еще одна проблема, «замаячившая» на горизонте не так давно, в большей мере касающаяся исключительно самих работников отрасли. Это заход на республиканский рынок новых игроков — крупных российских или иностранных компаний, которые после приездов в регион президента, явно заинтересовались Тувой как потенциально раскручиваемым ресурсом. Источник, знакомый с ситуацией, рассказывает, что одна из крупных московских туристических компаний уже заявила об интересе к туристической фирме, переживающей сейчас не лучшие времена, предложив стать филиалом. На предложение пока последовал отказ.

По мнению эксперта, пожелавшего остаться неназванным, в Туве сейчас начинает происходить то же самое, что и на Алтае лет пять–десять назад, когда крупные «неалтайские» туристические компании, начали вытеснять с местного рынка более слабых локальных игроков. Многие небольшие компании, оказавшись не в состоянии конкурировать с более богатыми оппонентами, попросту прекратили существование. Не ждет ли такая судьба и тувинские туристические фирмы? Источник считает, что, если туризм в регионе начнет развиваться бессистемно, появление неместных игроков на поле въездного туризма неизбежно.

Директор «Алаш-Трэвел» Наталья Кирова считает, что единственной возможностью сохранить лидирующие позиции на тувинском туристическом рынке для местных компаний станет консолидация и объединение усилий. Причем речь не идет о слияниях. Необходима проработка единой стратегии развития этого бизнеса в регионе, не на уровне государства или курирующего министерства, а самими игроками рынка. Ведь, по большому счету, для региона неважно, кто будет платить налоги в местные бюджеты — региональные компании или поглотившие их федеральные операторы.