Только для больших

Михаил Кичанов
14 октября 2013, 00:00

В Новосибирской области завершается второй этап региональной программы по замене и модернизации лифтов, отработавших более четверти века. Пока что треть расходов несут жители, но уже в следующем году их доля может вырасти до 50%. Снизить финансовую нагрузку новосибирцев мог бы омский «Сиблифт», но его экономика не позволяет на равных бороться за тендеры с московскими заводами

В сентябре власти Новосибирской области объявили о том, что региональная программа по замене и модернизации лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы (25 лет) в многоквартирных домах, в текущем году была выполнена на 92%. К этому времени работы завершились в 91 жилом доме. Всего по итогам года планируется заменить и модернизировать 604 лифта в 165 домах (в них живут более 60 тыс. человек) восьми городов и поселков региона — кроме Новосибирска (здесь программа затронет 85 домов), в Бердске, Искитиме, Куйбышеве, Оби, Кольцово, Краснообске и Линево.

Программа, утвержденная в 2011 году, финансируется из трех источников: за счет средств областного бюджета (20%), городского (50%) и жителей многоквартирных домов (30%). «Мы предлагаем поддержку в вопросе модернизации лифтов, значительное количество собст­венников многоквартирных домов ею уже воспользовалось, другие граждане пока не готовы принять решение. Заставлять их мы, конечно, не можем и не станем. Однако нужно учитывать, что программа завершится 2015 годом, и возвращаться к ней мы не будем. Десять раз в одну воду входить нельзя», — отметил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. В 2012 году меняли лифты, введенные в эксплуатацию в 1982–1984 годах, в этом году — в 1985–1986 годах, в следующем займутся лифтами 1987–1988 годов производства. Общая стоимость программы, рассчитанной до 2015 года, составляет 2,6 млрд руб­лей.

В Новосибирске до 2012 года лифты менялись и модернизировались исключительно за счет средств муниципалитета. Только за семь лет, предшествующих принятию новой программы на 2012–2015 годы, в городе обновили около двух тысяч лифтов. В прошлом году в Новосибирске заменили 533 лифта, в этом — 534. В следующем году предстоит модернизировать 665 лифтов, наибольший объем работ выполнят в самом густонаселенном Ленинском районе. По словам мэра Новосибирска Владимира Городецкого, за два года работы городская программа замены лифтов показала свою эффективность. «Продекларированные нормы поддержки со стороны собственников прижились. Вначале думали, что протестность будет — все наоборот, никаких проблем не возникает», — заверил мэр. И продолжил: «Программа позволит на 1 января 2016 года в полуторамиллионном городе не иметь ни одного лифта с просроченным, ужесточенным сроком эксплуатации — 25 лет. Это великое достояние. А дальше уже люди сами будут решать в рамках программы участия в капитальном ремонте домов».

50/50

В этом году стоимость модернизации (замена всех узлов — от кабины до тросов и автоматики) одного лифта в Новосибирске составила 1,226 млн руб­лей. Как ни странно, но это на 117 тыс. меньше, чем в прошлом году. Свою долю собственники квартир должны оплатить в течение года. Чтобы понимать, какую финансовую нагрузку несут жители, приведем простой расчет: платеж за модернизацию лифта составляет около 12,5 руб­лей с квадратного метра. Значит, собственник трехкомнатной квартиры площадью 60 кв. метров ежемесячно к основным расходам на услуги ЖКХ должен платить 750 руб­лей. Если в подъезде работают два лифта, то сумма увеличивается вдвое.

Решение о вхождении дома в региональную программу должно быть принято на общем собрании его собственников. Но в Новосибирске есть примеры, когда жители не могут достигнуть консенсуса по этому вопросу. Например, собственники квартир 15-подъездного дома по ул. Кропоткина, 269/1, где лифтам в этом году исполнилось 27 лет, вот уже два года не могут договориться друг с другом. В управляющей компании «МКС-Новосибирск» надеются, что в 2014 году этот дом все-таки попадет в программу. Всего в этой УК осталось модернизировать 57 лифтов. «В этом году в жилищном фонде управляющей организации модернизировано 20 лифтов в девяти домах. Заявку мы подавали на 50 домов, но в полном объеме мэрия нас не поддержала. Мы провели экспертизу, которая разрешила эксплуатировать лифты еще два года. Надеемся, в следующем году все они будут модернизированы», — говорит инженер по лифтам УК «МКС-Новосибирск» Татьяна Анищенко.

В середине года в Новосибирской области принят закон о капитальном ремонте, который изменил правила сбора средств и финансирования работ. Ожидается, что он может внести коррективы и в региональную программу замены и модернизации лифтов. Закон о капремонте ставит жителей перед выбором: накапливать средства в рамках единого оператора или откладывать самостоятельно на специализированный счет дома. При этом очередность проведения ремонта будут определять некие сторонние эксперты (а не жители дома, как это было до недавнего времени) из расчета износа дома и даты его последнего капремонта. «Я не соглашусь, что в зависимости от способа накопления — либо на спецсчете, или в рамках единых операторов — будет непрозрачная ситуация. Актуальная информация, кто и сколько накопил, будет поддерживаться и вестись, никакой общности здесь не будет», — комментировал после принятия закона министр строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин. В УК города ожидают, что уже в 2014 году доля собственников в финансировании обновления лифтов в рамках региональной программы возрастет до 50%. Ведь логично увеличивать нагрузку постепенно, а не разом заставить жителей платить за замену лифтов полную стоимость.

Московский контракт

Опыт реализации региональной программы замены и модернизации лифтов показывает, что контракты получают два крупнейших в стране производителя подъемных механизмов — Щербинский лифтостроительный завод (входит в ГК СУ-155) и Карачаровский механический завод. Оба предприятия расположены в Подмосковье. В этом году они разделили между собой оба лота конкурса, который провела мэрия Новосибирска по привлечению подрядчика на модернизацию лифтового оборудования. Общая стоимость работ — 523,3 млн руб­лей. Также эти производители получили контракты и в других территориях региона. За бортом остались местные игроки — «СЛК-Сервис» и «Сибирьлифтремонт», которые, впрочем, сами лифты не производят, а торгуют продукцией других заводов, в том числе иностранных. «Победа крупных федеральных лифтовых компаний в муниципальных торгах оправдана. Все дело в том, что бюджет рассчитывается с подрядчиком по итогам работ. Жители также не могут заплатить сразу. Поэтому компания, которая претендует на получение муниципального заказа, должна обладать значительными финансовыми ресурсами, собственными или заемными. Неудивительно, что мы в торгах не видим единственное в Сибири лифтовое предприятие полного цикла производства — омский «Сиблифт». Такие контракты он экономически не потянет», — объясняет директор по монтажу «Сибирской лифтовой компании» (официальный представитель Щербинского лифтостроительного завода) Дмитрий Межуев.

Решение о вхождении дома в региональную программу должно быть принято на общем собрании его собственников. Но в Новосибирске есть примеры, когда жители не могут достигнуть консенсуса по этомувопросу 018_expert-sibir_41.jpg Фото: Виталий Волобуев
Решение о вхождении дома в региональную программу должно быть принято на общем собрании его собственников. Но в Новосибирске есть примеры, когда жители не могут достигнуть консенсуса по этомувопросу
Фото: Виталий Волобуев

Созданный НПО «Мостовик» в 2005 году «Сиблифт» с 2007 года поставляет свои подъемные механизмы в регионы Сибири и Урала. В прошлом году компания впервые вышла на рынки европейской части страны — Перми и Уфы. По итогам 2012 года продажи компании выросли на 30%. На Урале, по оценке генерального директора «Екатеринбургской лифтовой компании» Михаила Скурихина, омичи потеснили изделия Щербинского предприятия: «Сыграли роль в этом различные факторы — снижение транспортных расходов из-за близости предприятия к нашему городу, улучшение качества омских лифтов, в том числе и оформления кабины, которая стала ничуть не хуже OTIS. Покупатели, которым я предлагаю эти изделия, даже не верят, что это подъемники из Омска».

Стандартный срок изготовления лифтов в базовой комплектации — 45 календарных дней с момента внесения предоплаты. Щербинский и Карачаровский заводы готовы поставить лифты в течение двух месяцев. А импортные механизмы дойдут до сибирского клиента за четыре месяца. Однако, несмотря на это, а также территориальную близость к Новосибирску и хорошее качество продукции (ряд комплектующих производства Южной Кореи и Германии), «Сиблифт» практически не заметен в городе на Оби. Более того, он не делает погоды даже в родной Омской области. «В Сибири для нас нет государственного заказа. Почти не участвуем в программе модернизации лифтов в Омске. При работе с 40 регионами наша доля примерно везде одинаковая. Отрабатываем прямые договоры», — объясняет официальный представитель компании «Сиблифт» Виктор Жуков.

Тем не менее, уже в скором будущем место компании на рынке лифтов России может измениться. Акционеры предприятия утвердили программу развития до 2015 года, предполагающую увеличение объема выпускаемой продукции с двух до пяти тысяч лифтов в год. Это немало, учитывая, что ежегодно в стране вводится в эксплуатацию порядка 25–30 тыс. лифтов, из которых около 20 тыс. — после замены или модернизации. Доля крупнейшего в стране ЩЛЗ превышает 34% (11,173 тыс. лифтов), причем его собственник — ГК СУ-155 — строит в Подмосковье еще один завод, который также начнет поставлять на рынок лифты российского производст­ва. Тем не менее, «Сиблифт» планирует увеличить номенклатуру модификаций выпускаемых лифтов в 2,2 раза (сейчас их около трех десятков). Программа по­требует на модернизацию и дооснащение действующего производства около 90 млн руб­лей инвестиций. Параллельно с развитием лифтового производства компания намерена выйти на рынок эскалаторов и подъемных механизмов для автомобильных парковок. «Рынок дает возможности для развития. Мы можем укрепить позиции в Сибири и на Урале, в том числе за счет производства родственной продукции. Худо-бедно, но метро в Омске строится, значит, понадобятся эскалаторы, да и проблема парковок будет актуальной многие годы», — убежден Жуков. «Родственные» механизмы сейчас разрабатывает конструкторское бюро компании. Ожидается, что и эти проекты будут реализованы при участии партнеров из Южной Кореи.

Китайский фактор

Помимо ужесточения конкуренции между крупнейшими игроками на лифтовом рынке Сибири в качестве перспективной эту территорию рассматривают и иностранные компании. Статистика Национального лифтового союза показывает, что доля новых лифтов импортного производства неуклонно растет. Так, из 24,6 тыс. лифтов, введенных в эксплуатацию в России в прошлом году, на импорт приходится 36,4% (11,8 тыс. лифтов). Это на два процента больше, чем годом ранее. А еще в IV квартале 2010 года доля импорта составляла всего 22,7%. Основной экспортер лифтов — республика Беларусь. В прошлом году эта страна поставила в Россию почти шесть тысяч лифтов (16%). Доля Китая — 4,33% (1 582), Франции — 3,13% (1 144). За год Китай упрочил свои позиции в России на один процент.

«Импорт хоть и растет, но доля его пока остается невысокой, — говорит Дмитрий Межуев. — Качество китайских лифтов часто вызывает вопросы. Ведь не секрет, что мировые производители размещают свои производства в Китае. И мы видим, как возле завода с мировым брендом вырастает поменьше, местный, но качество лифтов там хуже, хотя и дешевле. После разовой поставки заказчики нередко отказываются от дальнейшей работы с китайскими партнерами». Татьяна Анищенко не так категорична в оценке продукции Поднебесной: «В нашем жилом фонде есть только один дом, в котором установлены китайские лифты (форма BLT). Они надежные, но капризные. Даже незначительная просадка в напряжении электроэнергии блокирует их работу. Отечественные лифты, конечно, попроще. Грубоватые что ли, не такие чувствительные».