«Без нас ничего не бывает»

Михаил Кичанов
21 октября 2013, 00:00
  Сибирь

Заместитель губернатора Новосибирской области Андрей Ксензов поделился с прессой своим видением инвестиционной политики региона, решением управленческих проблем Бердска, а также перспективами привлечения инвесторов к завершению строительства Дзержинской линии новосибирского метрополитена

Фото: Виталий Волобуев
Андрей Ксензов

Инициатором встречи с журналистами стал сам Андрей Ксензов. В середине ноября в Новосибирске пройдет масштабный форум «Техно­пром-2013», на который приглашены не только представители местной промышленности и науки, но и государст­венные корпорации (в частности, уже подтвердил свое участие глава «Роснано» Анатолий Чубайс) и высокопоставленные федеральные чиновники. Поэтому властям нужна информационная поддержка — освещение в СМИ этого события. Координатором форума назначен Андрей Ксензов.За несколько лет этот чиновник прошел путь от руководителя одного из департаментов мэрии до первого вице-мэра Новосибирска, а перейдя полтора года назад в правительство Новосибирской области, получил должность заместителя губернатора. В администрации он отвечает за инвестиционную политику. Мы приводим ответы Ксензова на наиболее актуальные вопросы экономической повестки дня региона.

Про «Технопром»

— «Технопром» придумал лично губернатор [Новосибирской области] Василий Юрченко. В марте он пригласил меня, там были еще несколько товарищей, и он сказал: «В ноябре проводим «Технопром». Это большое событие пройдет под руководст­вом губернатора и вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина. Мы все делаем для того, чтобы Рогозин нашел возможность посетить форум, чтобы приехали члены военно-промышленной комиссии, правительственные структуры, госкорпорации — «Ростех», «Роснано», «Росатом». Приглашено более 550 экспертов. Предполагаем, что за два дня форума на нем побывает около двух тысяч человек. Надеемся, что этот форум станет постоянным. Ведь мы являемся регионом, по которому многие федеральные ведомства сверяют вектор развития экономики страны — промышленность, торговлю, сельское хозяй­ство. Об этом мне говорил бывший министр экономики Евгений Ясин. Думаю, в рамках форума нам удастся подписать соглашения с несколькими регионами по взаимному сотрудничеству, а также с банковскими структурами, в том числе с Внешэконом­банком, о поддержке различных институтов развития.

Об инвестиционной привлекательности

— По итогам первого полугодия динамика инвестиционной деятельности позитивная. Мы привлекли более 85 миллиардов руб­лей инвестиций. По сравнению с прошлым годом — рост 3,3 процента. До конца года должны выйти на сумму 175–180 миллиардов руб­лей. Только через Инвестиционный совет при губернаторе прошли проекты на сумму более 30 миллиардов руб­лей. Потенциальных заявок на вложения инвестиций в регион становится все больше. Все пугают нас скорым кризисом, но, поверьте, те встречи, которые проводит губернатор, его заместители и министры, говорят о том, что у инвесторов есть интерес в открытии на территории региона новых производств. Есть интерес к сельскому хозяйству. Сейчас в Каргатском районе реализуется крупный проект по созданию животноводческого комплекса на 2,5 тысяч голов. Здесь уже освоено более 1,3 миллиардов руб­лей. Планируется расширение производства «Евсинской птицефабрики». Стоимость этого проекта — более одного миллиарда руб­лей. Продолжается реализация проекта компании «Сибирский антрацит», который предполагает доведение добычи до 9,5 миллиона тонн в год. Ряд проектов промышленности субсидируется за счет средств регионального и федерального бюджета. Это ПО «Север», СибНИА им. Чаплыгина, НАЗ им. Чкалова. Только на поддержку модернизации производства на этих промышленных предприятиях мы получили из федерального бюджета в этом году около 900 миллионов руб­лей.

Про строительство метро

— Есть поручение губернатора утвердить госпрограмму развития метрополитена, что позволит привлечь инвесторов на завершение строительства Дзержинской линии. Создана рабочая группа, которая совместно с городом работает над этой задачей. Есть кое-какое отставание в разработке проектно-сметной документации, что несколько отдалило сроки как самой государственной программы, так и ее подписания и утверждения. Но, думаю, к декабрю завершим эту работу, и в 2014 году проведем конкурс на продолжение строительст­ва линии метрополитена. Вопрос принципиальный. Практически за год вырос Восточный жилмассив, сегодня он как маленький город. И транспортное обеспечение этого микрорайона стало намного сложнее, нежели еще два–три года назад. Сущест­вующие магистральные дороги не позволят жителям в часы пик нормально добираться на работу и домой.

Есть потенциальные инвесторы. Ведем с ними переговоры. Для инвестора прин­ципиально важно, принят ли в регионе закон и государственно-частном партнерст­ве. У нас он принят. Метрополитен — объект особый. Здесь не может быть в чистом виде концессии или передачи инвестору в собственность. Метро не подлежат приватизации. Речь идет о том, что инвестор за три года строит, а муниципалитет и область за четыре–пять лет с ним рассчитываются. Государственная программа будет разработана до 2021 года. В этот проект может войти только инвестор, у которого есть доступ к дешевым иностранным ресурсам. Если Новосибирская область кредитуется под 8,5 процентов годовых, то в банках Европы и США можно получить кредит за ставку 1,5–2,5 процента. Оценка завершения строительства Дзержинской линии — 10,6–10,8 миллиардов руб­лей.

Про четвертый мост

— К сентябрю 2014 года завершится строительство третьего городского автомобильного моста через Обь. Сейчас задумываемся над крупным проектом и ведем переговоры о начале проектирования в следующем году четвертого моста. Этой работой будем заниматься совместно с мэрией. Пока непонятно, что за структура будет отвечать за строительство моста. Либо это будет какое-то совместное акционерное общество, либо чисто государственная компания, либо чисто муниципальная. Обсуждаем.

Про Бердск

— Я много стал проводить времени в Бердске. Приходилось учить людей азам управленческой работы. Что каждый день нужно вывозить мусор из дворов, что нужно собирать бумажки вдоль дорог, что нужно косить газоны, что нужно следить за светофорами. К сожалению, этот политес мне пришлось вести несколько месяцев. Местная власть там за последние несколько лет, к сожалению, деградировала даже в умст­венном отношении. Детский садик разобрали, никто не восстанавливает. Спрашиваю: как вы так умудрились? Говорят, да тот-то уволился… Говорю: почему дело не завели? Ничего себе — деньги выделили, а садика нет. На прежней работе за такое мы катком прошлись, ведь это же все-таки дети… А они (руководство Бердска. — Ред.) спокойно к этому относятся. Вот что меня поразило. Поэтому многие вопросы по Бердску мне и моим коллегам просто приходится брать на себя. Давать указания. Там сложнейшая ситуация с инженерной инфраструктурой, которую быстро исправить невозможно. Нужен не один год.

Но у самого населения Бердска активная жизненная позиция. Они хотят, чтобы город был комфортным. У них есть достижения в спорте, в культуре, в образовании. Дело за малым — наладить систему управления. На одном из совещаний я даже сказал правоохранительным органам: а вам разве самим нравится, что в Бердске один микрорайон люди называют по имени такого-то местного «олигарха», а другой — по имени такого-то? Спрашиваю: почему вы-то к этому привыкли? Критика не понравилась. Никуда не денешься, придется дожидаться каких-то решений по поводу товарища (мэр Бердска, член КПРФ Илья Потапов был задержан весной по подозрению во взятке. — Ред.), принять правильное управленческое решение по кандидатуре человека, который сможет сплотить команду управленцев.

Ведь потери в теплосетях сегодня достигают 36 процентов. Вдумайтесь! Закон о теплоснабжении еще три года назад дал право муниципалитетам привлекать бизнес к управлению коммунальной инфраструктурой, разрабатывать схемы инвестпрограмм. Но в Бердске этим никто не занимался. Не нужно быть великим человеком, нужно просто грамотно составлять бумажки. Они и это плохо умеют.

Про обязательства застройщика создавать инфраструктуру

— Москва только в прошлом году нашла механизм, как можно застройщика обязать реализовывать проект в комплексе, с дорожной и социальной инфраструктурой. Вопрос только один: сколько земельной ренты вернет город подрядчику. Если эта рента позволяет ему построить дорогу, детский сад, школу, то все в порядке. Думаю, что рента в Москве и в Новосибирске совершенно разная. Москва возвращает 50 процентов ренты. Да, сегодня дорожная инфраструктура создается с опозданием по отношению к объектам комплексной жилой застройки. Если источник финансирования — бюджет, то бюджет всегда будет опаздывать. И его возможности ограничены. Это априори. Ведь 80–90 процентов бюджета тратится на социальные нужды. Единственный способ — создавать условия для инвестора. Но мы видим, что далеко не везде чиновники этого хотят. Проще же просто сидеть на бюджете и не думать о том, как привлечь инвестора, чтобы город развивался. Это маленький психологический барьер, который мы должны снять.

Про скоростной трамвай

— Я не понимаю, почему больше не слышно о проекте строительства линии скоростного трамвая. Не хочу критиковать мэрию, я сам там не так давно работал, там работают уважаемые мною люди, но почему не выделить землю под этот проект, почему ее не закрепить, почему не сделать таким образом, чтобы здесь было интересно работать? Нет, проще же чем-то другим заниматься.

Про перенос производства в районы области

— Да, губернатор заявил о необходимости развития этой территории (вокруг городов Барабинска и Куйбышева, находящихся посередине между Омском и Новосибирском. — Ред.), строительства промышленных предприятий. Но решение бизнеса всегда зависит от места, времени и необходимости вложений. То, что Барабинско-Куйбышевскую зону нужно развивать — никто не сомневается. Ведь чем знаменита эта территория? Это мощный транспортный железнодорожный распределительный узел. Тут проходит огромная труба с нефтью. Если инвестору будет интересно развиваться здесь, мы создадим благоприятные инвестиционные условия. Ведь без нас (власти. — Ред.) ничего не бывает.