Капля в море

21 октября 2013, 00:00
  Сибирь

Видимая динамика количества и объемов инвестиционных проектов в регионах Сибири явно недостаточна для компенсации хронического дефицита инвестиций за последние годы

Мы представляем очередной мониторинг заявленных (фактурных, информационно открытых) инвестиционных проектов в регионах Сибири. Период оценки — третий квартал, с июля по сентябрь текущего года. Общая стоимость фактурных проектов (всего их насчитывалось 55) за этот интервал оценивается в сумму не менее 502,8 млрд рублей. По некоторым проектам сумма затрат инвесторами по той или иной причине не определена. В этой связи мы исходим из капитальных затрат по аналогичным, ранее реализованным проектам. Поэтому нам представляется корректным дать хотя бы примерную оценку стоимости каждого из них (например, создание технологической линии или даже завода по производству быстровозводимых сборных домов в Омской области едва ли может превышать 100 млн руб­лей, а создание солнечной электростанции в Хакасии — 80 млн руб­лей). Соответственно, в нашем случае «добавочная» стоимость инвестиционных проектов, по которым нет сведений о предполагаемых капитальных затратах, — еще около 500 млн руб­лей.

Обозначим структуру заявленных инвестиционных проектов в разных спектрах (см. график и таблицу), далее рассмотрим три главных региональных направления инвестирования по проектам третьего квартала: Республику Тыву, Иркутскую и Новосибирскую области — более детально. В начале 2014 года журнал «Эксперт-Сибирь» подготовит крупный проект «Активные инвестиции–2013», в котором по принципу «под микроскопом» будут рассмотрены все крупнейшие инвестиционные проекты регионов Сибири 2013 года.

Тувинский межрегио­нальный

Крупнейшим заявленным фактурным инвестиционным проектом в 2013 году стало строительство угледобывающего комплекса на Элегестском месторождении угля (находится в 25 км от столицы Тувы, Кызыла). Проект включает строительство угольной шахты (производственной мощностью 15 млн тонн угля марки «Ж» в год), обогатительной фабрики по выпуску концентрата коксующегося угля, а также погрузочного пункта и объектов инфраструктуры.

В состав проекта — это основное направление затрат — входит и строительство железнодорожной линии (410 км) от места погрузки угольной продукции, которая пройдет вдоль автотрассы М54 «Кызыл–Абакан», с последующим поворотом на Курагино в Красноярском крае. От Курагино есть выход на стратегический простор дальнейших поставок коксующегося угля — прямая железнодорожная линия на Тайшет, на Транссиб, то есть с выходом на восточное и западное направления. При этом строительство магистрали преду­сматривает создание всей железнодорожной инфраструктуры: вокзальных комплексов, станций и разъездов, объектов локомотивов. Таким образом, инвестиционный проект представляется уже межрегиональным — будут охвачены Тува и юг Красноярского края, а также опосредованно и Хакасия (строительные материалы, трудовые ресурсы), Иркутская область и даже Хабаровский край, где будет построен глубоководный угольный терминал в порту Ванино на Татарском проливе.

Сегодня этот инвестиционный проект (он носит государственно-частный характер, так как инвестиционным фондом страны частично финансируется как раз строительство магистрали) оценивается в 195 млрд руб­лей, но можно быть почти уверенными, что эти затраты возрастут минимум на 20–25%. Частично сработает эффект «больших» карманов частного инвестора (для бестендерных подрядчиков), частично — промышленная инфляция, а частично — непредвиденные расходы и дополнительное финансирование проектов-сателлитов (например, расширение и модернизация железнодорожной инфраструктуры на станции Курагино).

На месторождение Элегест уже завезено более 20 единиц техники стоимостью свыше двух миллиардов руб­лей, подготовлена площадка для стоянки техники, вахтенного поселка и добытого угля. Между тем, в полной мере реализация проекта начнется после составления и приема проектно-сметной документации на магистраль и проектной документации на строительство объектов горно-обогатительного комплекса. А это теперь уже первая половина следующего года.

Еще один свежий инвестиционный проект Тувы — промышленная разработка месторождения каменной соли Дус-Даг в Овюрском кожууне вблизи границы с Монголией (примерно 180 км по автодороге от Кызыла на юго-запад) и ее переработка. Очевидно, что каменная соль только условно является стратегическим ресурсом, сейчас совсем незначительная выемка с месторождения соли направляется для животноводческого хозяйства близлежащих поселений. При стимулировании активности лицензиата месторождения республиканским экономическим ведомством компания «Соляной карьер Дус-Даг» заявила о возможности введения мини-предприятия по переработке соли и выпуску различных видов соды и жидкого хлора. В результате может быть создано до 100 рабочих мест, большинст­во из которых займут местные жители, обеспечено поступление дополнительных налогов в местный и республиканский бюджеты.

Примечательно, что в течение предстоящих трех–пяти лет в Тыве обозначатся другие новые и достаточно крупные инвестиционные проекты, готовые к реализации. Но в основном в горнодобывающем комплексе: освоение золоторудных месторождений в Тарданском золоторудном узле, Ак-Сугского медно-порфирового месторождения на севере от Кызыла в Тоджинском кужууне, являющегося перспективным, но сложным в освоении из-за транспортной труднодоступности.

Иркутский газохимический

Иркутская нефтяная компания (ИНК), в 2012 году почти в два раза увеличившая выручку от добычи нефти, предлагает эффективное использование газа северных месторождений. Сейчас она приступила к подготовке технико-экономического обоснования инвестиционного проекта освоения газовых запасов Ярактинского, Марковского и Западно-Аянского нефтегазоконденсатных месторождений (НГКМ) в Иркутской области. На наш взгляд, стимулами внимания к использованию газа стали изменения в налоговом законодательстве по дифференциации в ставках НДПИ на газ, а также введение льготной ставки налога на прибыль, в том числе для территорий Байкальского региона.

В рамках этого инвестиционного проекта возможно строительство установок комплексной подготовки газа. За счет применения криогенной технологии ИНК намеревается обеспечить 96-процентный уровень извлечения ценных компонентов из добываемого природного и попутного нефтяного газа. Более того, проект предусматривает строительство около 500 км газопроводов и продуктопроводов для транспортировки газового сырья от месторождений до Усть-Кута.

Однако конечным и самым капиталоемким звеном проекта станет строительство газохимического комплекса (ГХК). Он рассчитан на производство полиэтилена с использованием современных технологий пиролиза углеводородов и получения олефинов. В компании заявили, что уже начата подготовка технико-экономического обоснования строительства ГХК в районе Усть-Кута. Потенциальные инвестиции в проект оцениваются на уровне 110–120 млрд руб­лей. Автоматически возникнут и социально-экономические и бюджетные эффекты — создание свыше 450 рабочих мест на проектируемых производствах, объем налоговых платежей составит десятки миллиардов руб­лей. Дополнительным положительным эффектом для развития региона может стать газификация Усть-Кута на базе подведенного компанией газа. Иркутская область же получит производство с высокой добавленной стоимостью, а мультипликативный эффект за счет появления на внутреннем рынке продукции газопереработки послужит стимулом для создания новых химических и пластмассовых производств.

Новосибирск транспортно-инфраструктурный

В Новосибирской области, с учетом намечающихся процессов агломерации примыкающих муниципальных районов и городов вокруг мегаполиса, новые инвестиционные проекты появляются с высокой регулярностью. В третьем квартале в области заявлено не менее 19 инвестиционных проектов с предварительным объемом финансирования 108 млрд руб­лей.

Тем не менее, к крупнейшему обозначенному в Новосибирской области инвестиционному проекту строительства нефтеперерабатывающего завода по выпуску бензина стандарта Евро-5, на который планируется (именно планируется) направить ни много ни мало 45 млрд руб­лей, стоит отнестись с определенной степенью осторожности. С одной стороны, место для завода выбрано подходящее: завод предполагается строить в Барабинске, то есть, во-первых, в доступности от магистрального трубопровода «Транснефти», во-вторых, с выверенной логистикой — автотрасса М53 коридора «Запад–Восток» и железнодорожная магистраль с развитой системой, огромный и растущий рынок потребления ГСМ в близлежащем мегаполисе, получение современного вида топлива класса Евро-5. Аналог такого завода дейст­вует в Томской области — относительно небольшой НПЗ «Томскнефтепереработка» (вблизи села Семилужки, здесь тоже проходит нефтепровод).

Но в новосибирском проекте есть и своя ложка дегтя. Непрозрачность структуры проекта на текущей стадии (с учетом полуформального заявления о значимости строительства НПЗ для области со стороны региональных властей), отсутствие у компании-инвестора («Русичъ Ойл») собственного финансового рычага, неопределенность с опытом возведения НПЗ (мало заказать проектную документацию, нужно понимать все уровни процесса работы завода досконально) — все это резко снижает наглядность этого проекта как объекта инвестиций в регион.

Важнейшие инфраструктурные проекты в области — планы возведения четвертого моста через Обь в черте Новосибирска, а также строительство первой очереди автомагистрали на Восточном обходе. Новая автомагистраль пройдет к востоку от мегаполиса, от Северного объезда на юг через Раздольное–Барышево–Кольцово и далее к деревне Каменушка, а затем к Морозово (здесь сейчас действует дорога IV-й категории) через реку Бердь к трассе М-52 (что уже будет вторым этапом, реализуемым не ранее чем через семь–десять лет). Финансирование таких важных проектов, позволяющих решать транспортные и территориальные проблемы мегаполиса и близлежащих муниципалитетов, будет осуществляться из регио­нальных и федеральных источников. Это означает их почти гарантированную реализацию, впрочем, при условии сохранения экономической стабильности в стране.

Новосибирская область относится к регионам активного притяжения промышленных инвестиционных проектов, с самыми разнообразными производствами. С учетом агломерационных эффектов — а уже в следующем году, вероятно, начнется фаза создания Новосибирской агломерации (см. «Большому Новосибирску — большое будущее», «Эксперт-Сибирь. Активные инвестиции», № 1 за 2013 год) — и создания новых пяти–шести крупных индустриальных и логистических площадок в южной, восточной и северной свите ареола Новосибирска область в ближайшие годы заметно прибавит и в суммарных инвестиционных потоках.

Любит — не любит

К сожалению, перспективы реализации выделенных нами инвестиционных проектов схожи с детской игрой «любит — не любит», которая в интерпретации будет звучать как «реализуется — не реализуется». Да и как относиться к наблюдаемой динамике заявленных инвестиций? Много это — 508 млрд руб­лей потенциальных капитальных затрат в Сибири в квартал — или достаточно? С учетом хронического недофинансирования капитальных вложений в экономический рост в последние десятилетия (!), очевидно, что это немного. Капля в море.

Кроме того, уже сейчас беспокойство вызывает динамика сокращения доли инвестиционных расходов в региональных бюджетах. За последние два года она неуклонно сокращается, тем самым нарушается баланс между социальными расходами и вложениями в экономический рост. Это четко отмечается на федеральном уровне (см. материалы Заседания Государственного совета по повышению бюджетной эффективности). Продолжение такой тенденции может поставить под угрозу устойчивость развития регионов и их бюджетов. С другой стороны, никто из членов Государственного совета не ставит вопросы «Почему это происходит?» и «Как повысить объем располагаемых инвестиционных ресурсов в регионах?».       

В целом, по итогам оценки инвестиционных намерений частного бизнеса, государст­венных ведомств, деятельность которых связана с импульсированием инвестиционных процессов на территориях, мы можем заключить, что основу экономического и инвестиционного развития сибирских регионов должна составлять «новая старая» идея новой индустриализации.

Это и создание новых высокотехнологичных производств, расширение и возрождение традиционных секторов промышленности на новой технологической базе. Все это должно проходить в рамках своевременного и опережающего решения транспортных и инфраструктурных проектов с расширением использования мощного сырьевого, ресурсного потенциала регионов Сибири.