«Крылатая» пятилетка

К 2018 году аэропорт «Томск» планирует увеличить пассажиропоток в два раза. Задача — попасть в число аэропортов-миллионников

Темпы развития аэропорта «Томск» таковы, что к 2018 году предполагается существенное расширение его инфраструктуры и дву­кратное увеличение пассажиропотока — до 863 тыс. человек. Стоит вопрос об увеличении числа парковочных мест, расширении привокзальной площади и количества подъездов к аэровокзалу, а в 2016 году в связи с увеличением числа пассажиров актуальным станет расширение самого здания аэровокзала. В общем, пятилетка обещает быть ударной.

«Сегодня есть общее понимание компании «Новапорт» (основной акционер томского аэропорта — Ред.), администрации региона и руководства аэропорта «Томск», что мы останавливаться на достигнутом не будем, — говорит начальник департамента транспорта, дорожной деятельности и связи администрации Томской области, член совета директоров ООО «Аэропорт Томск» Максим Тынянов. — К работе добавляется три направления — региональная авиация, авиация в рамках СФО и международные перелеты. Уже сейчас понятно, что при наших амбициозных планах к 2016 году неминуемо встанет вопрос о расширении аэропорта «Томск», причем значительном. Есть задача попасть в число аэропортов-миллиоников, войти в опорную сеть Сибири. У таких аэропортов есть определенные преимущества. Но это не самоцель. Надо понимать, что наша задача не просто повысить количество пассажиров, но и поднять качество обслуживания».

А там еще немного — и Прованс

Новый этап развития томского аэропорта начался 17 мая текущего года, когда был совершен первый международный рейс из Томска. Пока, конечно, туристы летают заграницу лишь чартерными рейсами, но руководство аэропорта всерьез думает об открытии регулярного сообщения с Европой.

«За летний сезон у нас было два направления — Анталья и Барселона — по которым работали три оператора. Более семи тысяч томичей воспользовались их услугами, — говорит директор ООО «Аэропорт Томск» Виктор Шендель. — По итогам этого сезона мы увидели, что потенциал этих направлений не исчерпан. Туристический поток в Турцию и Испанию можно увеличить как минимум в два раза. Об этом говорят туроператоры, и примерно такие планы они ставят для себя на следующий летний сезон».

По словам Виктора Шенделя, летний сезон показал высокую загрузку международных рейсов в Испанию и Турцию — 92%. В общей сложности за лето состоялось 32 международных рейса. Определенные надежды сегодня возлагаются и на зимний сезон — расписание международных рейсов на этот период уже сформировано. С частотой 11–13 дней из Томска будут летать международные туристические рейсы в Таиланд, Вьетнам и Египет. Практически рейсы будут выполняться два–три раза в неделю.

По мнению главы аэропорта, потенциал рынка достаточно высок и предложенные рейсы его не исчерпали. В связи с этим на будущий год частота чартерных рейсов на данных направлениях будет увеличена в два раза. По словам заместителя директора по коммерции компании «Новапорт» Анны Варшавской, кроме уже существующих летних туристических направлений — Турции и Испании — было выявлено четыре наиболее перспективных направления для открытия летом 2014 года — это Греция, Болгария, Италия и Германия. Также рассматривается предложение ввести в летнюю чартерную программу Таиланд — один из наиболее востребованных курортов. Именно по этим направлениям представители аэропорта «Томск» будут вести дальнейшую работу с туроператорами и авиакомпаниями.

Интерес крупнейших туроператоров к Томску уже сейчас можно назвать высоким, что способствует наличию разнообразных туристических программ с вылетом из городского аэропорта. Если раньше томичам приходилось летать заграницу через Кемерово, Новосибирск или Москву, то сейчас необходимость делать крюк в большинстве случаев отпала. Более того, на международных рейсах из Томска были замечены кемеровчане. Спрос на туристические вылеты из Томска пока не очень высок, но расширение направлений и увеличение числа рейсов позволяют говорить о его вероятном увеличении в ближайшем будущем. Например, по данным туристического оператора «Пегас–Новосибирск», на первый рейс «Томск–Хургада» продано уже более половины билетов.

Аэропорт планирует развивать не только чартерные перевозки за рубеж, но и регулярные. «Здесь ситуация сложнее, — поясняет Виктор Шендель. — Необходимо иметь межправительственные соглашения между государствами и конкретными аэропортами. Для этого нужно, чтобы данные о нашем аэропорте вошли во все международные справочники. Эта кропотливая работа закончена, и сегодня к нашему аэропорту уже проявляют интерес не только российские перевозчики, но и зарубежные авиакомпании из Киргизии, Украины, Германии. Это как раз те направления, по которым мы и собираемся строить свою работу».

Что касается стран ближнего зарубежья, то из Томска уже в следующем году могут быть организованы рейсы в Киргизию, Казахстан, Украину. Однако, по словам Виктора Шенеделя, для аэропорта важнее «прорубить окно в Европу». Поэтому одна из главнейших задач — организовать рейс в Германию. Здесь «очень много условностей, которые требуют усилий наших технических служб и административного ресурса». Тем не менее, такая работа идет уже не один год и есть все основания полагать, что прямой рейс из Томска в Германию будет организован.

Внутренние дела

По общим прогнозам, пассажиропоток аэропорта «Томск» по итогам 2013 года вырастет на 10–11% и составит около 470 тыс. человек. Увеличению числа пассажиров способствуют не только международные рейсы, но и расширение географии полетов внутри страны. Например, в октябре начинает свою работу по маршруту «Томск–Санкт-Петербург» авиакомпания «Алроса». Руководство аэропорта ведет переговоры о его продлении до Иркутска. Авиакомпанией «Трансаэро» добавлен еще один утренний рейс в Москву. Таким образом, Томск сегодня имеет связь со всеми аэропортами столицы.

«Загрузка всех наших рейсов достигает 95–96%, — говорит Виктор Шендель. — Но есть такие направления, по которым авиакомпаниям невыгодно летать, когда загрузка 60–70%. Сегодня администрация готова субсидировать важнейшие направления внутри региона. Есть договоренности с различными регионами, что какие-то перевозки будут осуществляться на основе совместного субсидирования».

Специалисты аэропорта уверены, что при поддержке государства авиационные направления и связи между регионами очень быстро начнут восстанавливаться и развиваться. «Администрация области видит свою роль в том, чтобы работать с федерацией, поскольку сейчас запускается много программ поддержки региональной авиации, в которых предусматривается значительное федеральное субсидирование с участием областного бюджета, — говорит Максим Тынянов. — Это может быть помощь перевозчикам, субсидирование маршрутов и помощь пассажирам. То есть планы у нас грандиозные, но мы считаем их рабочими и реальными».

«Для нас важно, что теперь мы имеем возможность предлагать авиакомпаниям летать по маршрутам до 1 800 км, которые будут субсидироваться из федерального бюджета, — поясняет Виктор Шендель. — Новосибирск, Красноярск, Омск, Иркутск, Екатеринбург, Тюмень — это те узловые аэропорты, которые перевозят более миллиона человек и из которых можно легко добраться до других регионов. Используя эти аэропорты как хабы, мы даем жителям Томской области возможность связаться с другими регионами страны. Те маршруты, которые напрямую не попадают под федеральное финансирование, могут субсидировать два региона — по 25%, и 50% даст федеральный бюджет. Такие перспективы для развития межрегиональной авиации очень обнадеживают. Мы не только обеспечим пассажиропоток, но и обеспечим транспортную доступность».

Вопрос транспортной доступности для Томской области остро стоит не только на межрегиональном уровне. Еще одна важная задача — обеспечить с помощью авиации сообщение между рядом населенных пунктов области. В настоящее время разработана транспортная концепция Томской области, на основе которой уже ведется работа по восстановлению востребованных внутриобластных аэропортов.

Северное направление — Стрежевой, Нижневартовск, Сургут — занимают около 12% общего пассажиропотока аэропорта. «Мы видим востребованность этих маршрутов, работаем с авиакомпаниями. Но крупные авиакомпании не хотят на эти направления становиться. Мелкие имеют проблемы с судами и экипажами, и эти рейсы в основном заведомо некоммерческие и убыточные. Поэтому поддержка государства здесь очень важна», — говорит глава аэропорта.

Чтобы он хорошо взлетел

В этом году аэропорт прогнозирует перевезти 468–470 тыс. пассажиров. Принимая во внимание государственные программы поддержки перевозок и российскую статистику, согласно которой рост пассажиропотока по стране составляет около 32% ежегодно, томский аэропорт рассчитывает на значительные перспективы. Именно поэтому в ближайшие годы может возникнуть необходимость очередной реконструкции.

Кстати, реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта последний раз проводилась в 1999–2000 годах. Тогда была проведена замена несущего покрытия, нормативный срок эксплуатации которого составляет восемь лет. «Разрушения на полосе, конечно, есть, но наши службы стараются поддерживать ее в нормальном состоянии, — говорит Виктор Шендель. — Полоса сейчас позволяет любым типам самолетов выполнять все полеты. Вообще, имущество аэродрома — ВПП, перрон, светосигнальное оборудование, ограждение — является федеральной собственностью. Соответственно, капремонт должен проводиться за счет федеральных средств. Проект реконструкции полосы был разработан еще в 2011 году, но в связи с тем, что в бюджете всегда не хватает средств, сроки капремонта постоянно отодвигают».

На днях руководство томского аэропорта и областная власть договорились, что приложат усилия к тому, чтобы первый этап реконструкции взлетно-посадочной полосы начался в следующем году. Объем необходимых инвестиций составляет 2,7 млрд руб­лей. Сумма немаленькая, но без денег далеко не улетишь. Из других недорогих удовольствий, которые в скором времени будут доступны в томском аэропорту, можно назвать ресторан и гостиницу. Поел, отдохнул — и лети куда хочешь.