Сильная инициатива

Русский бизнес
Москва, 28.10.2013
«Эксперт Сибирь» №43 (395)
Для формирования развитой и устойчивой экономики в идеале малый бизнес должен быть вовлечен в производственные и логистические цепочки крупных инвестиционных проектов. Такие явления на рынке — редкость. Но случился прецедент — компания Amway выступила с инициативой поддержки женского предпринимательства

Фото: Виталий Волобуев

В Новосибирской городской торгово-промышленной палате в рамках круглого стола, организованного деловым журналом «Эксперт-Сибирь», обсудили вопросы развития женского предпринимательства в регионе. Впрочем, гендерный профиль бизнеса не был главной темой обсуждения. Участники сразу отметили, что правила бизнеса для всех одинаковы: выделять «женское предпринимательство» в отдельную и специ­фическую форму ведения дела не стоит.

Слабый пол, но сильный бизнес

Существует стереотип, что малый бизнес — это что-то слабое и ему обязательно нужно помогать. Но факты говорят об обратном. Реальная роль МСБ в экономике очень высока. По итогам 2011 года, к примеру, малый и средний бизнес Новосибирска заработал 637 млрд руб­лей. Это на порядок больше доходов областного бюджета за аналогичный год и на 80 млрд больше того, что заработали топ-100 крупнейших компаний Новосибирской области. Тем не менее постоянно муссируется постулат, что у власти должны быть какие-то могучие средства поддержки малого и среднего бизнеса, чтобы стимулировать его развитие. Иллюзия рассеивается, если взглянуть на цифры. Например, в 2012 году областной бюджет выделил на прямую финансовую (без инфраструктурной) поддержку малого бизнеса 130 млн руб­лей. По многолетним наблюдениям, прирост налоговых поступлений превышает бюджетные затраты примерно на 40%. Вот только столь эффективный на малых цифрах механизм конвертации скупых бюджетных денег в процветание региона почему-то не масштабируется. А потому с чисто математической точки зрения «бюджетные прививки» в виде прямых вливаний денег в компании на здоровье пациента особо не влияют (см. «Балансирующая пирамида» в «Эксперте-Сибирь» № 14 за 2013 год). По заявлению ряда экспертов — господдержка в развитии бизнеса занимает меньше одного процента. Об этом свидетельствуют и сами предприниматели. Мало кто из бизнесменов обращался за государственной помощью, обычно на этапах стартапов и в последующем используются собственные сбережения, реже — потребительские кредиты. При этом женское предпринимательство занимает сегодня значительное место в структуре малого бизнеса. По данным Торгово-промыш­ленной палаты, в нескольких городах Сибири эта цифра достигает 70% от общего количества зарегистрированных предприятий малого бизнеса. Поэтому и вопрос сторонней помощи для развития женских проектов — скорее социальный, чем экономический. Существует определенная целевая аудитория женщин — домохозяйки, многодетные мамы — которые заинтересованы вести бизнес в определенных сферах. Причем, как правило, эти сферы отражают определенные потребности женщин и в них именно дамам легче добиться успеха. Алена Попова, руководитель бизнес-инкубатора StartUp Women, рассказала о самых актуальных областях женского предпринимательства — это области, связанные с воспитанием детей, интернет-проекты, дистанционный фриланс. 

По данным ВЦИОМ (за 2013 год ), 97% опрошенных женщин Новосибирской области, находящихся в декретном отпуске или воспитывающих двух и более детей, заинтересованы в том, чтобы начать свое дело. Девяносто три процента из них заявили о том, что нуждаются в дополнительном образовании. Большинство женщин, принявших участие в опросе, сообщили, что основными сложностями для открытия собственного бизнеса являются отсутствие стартового капитала и финансовые риски (39%), а также социальная незащищенность (28%). 

«Поддержка нужна, но в продуманной форме. Массовые гранты без обязательств лишь увеличивают количество предприятий, которые не способны выжить в рыночных условиях. Любой предприниматель должен быть готовым к рискам и естественным изменениям рынка. Гранты, если и выдаются, должны выдаваться точечно и только тем, кто действительно готов проявить себя в бизнесе», — заметила генеральный директор и совладелица сети центров семейной медицины «Здравица» Наталья Сухарева. И пояснила, что если проводить специальное собеседование (глубинное интервью) с соискателями на гранты, можно выяснить еще на начальном этапе, готов человек быть предпринимателем или нет, поскольку бизнес — это серьезная ответственность и нагрузка.

Анатолий Степанов и Наталья Терехова 029_expert-sibir_43.jpg Фото: Виталий Волобуев
Анатолий Степанов и Наталья Терехова
Фото: Виталий Волобуев

Инициатива крупных

Одним из способов поддержки такой целевой аудитории, женщин, желающих начать свой бизнес, могут стать социальные проекты, направленные на предоставление дополнительного образования. Один из таких курсов запускается в Новосибирске в рамках проекта «Мама-предприниматель» компанией Amway при поддержке городской торгово-промыш­ленной палаты и Министерства социального развития Новосибирской области. Обучение будет проходить на базе Сибирской академии управления и массовых коммуникаций. «Пятьдесят женщин смогут бесплатно получить необходимые знания для начала собственного бизнеса. В рамках курса преподаватели расскажут, какие документы необходимы для начала деятельности, как формируется бухгалтерская и налоговая отчетность. Помимо классических бизнес-дисциплин предусмотрены занятия по стресс-менеджменту, тайм-менеджменту, стилю деловой женщины, развитию презентационных навыков в общении с клиентом», — рассказала регио­нальный руководитель по связям с общественностью компании Amway Наталья Терехова. Компания Amway намерена сначала провести бизнес-тренинг, по окончании которого выпускницы курса смогут принять участие в конкурсе на лучший бизнес-план, а победитель получит грант в размере 200 тысяч руб­лей для запуска собственного проекта.

По сути, подобная инициатива Amway — это редкий случай на отечественном рынке, когда крупная компания выдает гранты на поддержку предпринимательства. По крайней мере, в регионе подобных акций «доброй воли» припомнить трудно. Однако подобное мероприятие многие аналитики склонны считать больше рекламным. «Расценивать эту акцию как инвестиционный проект не стоит: это, прежде всего, рекламный ход компании, а также, учитывая стратегию сетевого маркетинга, это может быть полезным для повышения уровня самостоятельности распространителей», — считает аналитик Инвесткафе Роман Гринченко.

 «В первую очередь, акция направлена на косвенное инвестирование в развитие самой компании Amway, — высказывает схожее мнение аналитик «Финам» Максим Клягин. — При такой сумме можно начать свой бизнес, но сфера бизнеса, скорее всего, будет ограничена прямыми или дистанционными продажами. Хотя, конечно, компания выполняет при этом и социальную нагрузку».

Сама же компания Amway подчеркивает, что реализует этот проект в рамках корпоративной социальной ответственности, а не для поддержки дистрибьюторов. «Наша компания на глобальном уровне поддерживает развитие культуры предпринимательства. Поэтому, являясь бизнес-инкубатором для малого бизнеса, мы готовы инвестировать в проекты, связанные с развитием индивидуального предпринимательства и популяризацией принципов самозанятости. Проект «Мама-предприниматель» является частью социальной программы, и в нем не могут принять участие дистрибьюторы, уже имеющие договорные отношения с компанией. Следовательно, слушательницы, которые подадут заявку на участие в конкурсе на лучший бизнес-проект, по его условиям, будут применять свои знания где угодно, кроме прямых продаж. Победительница, получившая грант от компании Amway сможет запустить стартап абсолютно в любой сфере бизнеса», — комментирует Наталья Терехова. Впрочем, такие прецеденты, начавшиеся в секторе профильной сетевой розницы, — это, безусловно, позитивный тренд, перекликающийся с практикой глобальных компаний. Наиболее ярким является грант от компании Microsoft, который выдается в форме безвозмездных субсидий в размере от 30 до 100 тыс. долларов, при этом, по заявлению самого ИT-гиганта, на данный момент российским компаниям выдано более одного миллиона долларов на развитие проектов. Недавно американская компания выдала грант 60 тысяч долларов новосибирской компании Appercode на разработку платформы для разработчиков и системных интеграторов, сокращающей сроки создания мобильных приложений в три–пять раз.

Поэтому даже если компании будут выдавать гранты с точки зрения косвенной рекламы, то количество в конце концов перерастет в качество. При этом аналитики считают, что лучший способ поддержки малого бизнеса — это интеграция его в цепочки крупных компаний или образовательные программы, направленные на повышение уровня корпоративной культуры. По такому пути идут, к примеру, компании Dupont и «Сибур». Американский концерн проводит для отечественных компаний тренинги по оптимизации безопасности труда, а российский газовый оператор строит технопарки для малых компаний.

Новости партнеров

Реклама