«ИНОТомск» по-новому

Наука и технологии
Москва, 11.11.2013
«Эксперт Сибирь» №45 (397)
Томские власти полностью переориентировали концепцию своей ключевой программы. Она останется инновационной, но будет больше отвечать интересам основных стейкхолдеров

Фото: Виталий Волобуев

Мозговой штурм, или, говоря современными терминами, стратегическая сессия по актуализации проекта «ИНОТомск’2020», стремительно случился в начале ноября на бывшей даче Егора Лигачева в пригороде Томска. Федеральные и региональные эксперты, представители власти, вузов и бизнеса в течение суток пытались сформировать стратегическое видение развития региона на новом этапе социально-экономического развития страны. «ИНОТомск’2020», который после подписания два года назад распоряжения правительства «О концепции создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок» стал для томичей очередной большой победой (см. «ИНОй Томск» в «Эксперте-Сибирь» № 42 за 2011 год), неожиданно перешел в новую фазу своей реализации. Хотя временами казалось, что в Томске об этой программе начинают понемногу забывать. «Нас критикуют за то, что акцент в программе был сделан на инфраструктурные проекты, а меры поддержки компаний — малого, среднего и крупного бизнеса — были проработаны недостаточно. В новой ситуации концепция «ИНОТомск’2020» будет практически полностью пересмотрена — с тем, чтобы найти и поддержать производства, направления и проекты, которые могут стать реальными точками роста для экономики региона», — заявил заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов.

Напомним, что концепция «ИНОТомск’2020» изначально состояла из целого комплекса долгосрочных мероприятий, которые разделили на два этапа. Первый — до 2016 года, второй — до 2020-го. На первом этапе предполагалось привлечь и освоить инвестиции в развитие научно-образовательного парка, университетского кампуса, инновационной, транспортной и социальной инфраструктуры. Иными словами, создать, а точнее, доделать базу, с которой можно будет безбоязненно вступить во второй этап, в ходе реализации которого Томская область поставила себе задачу достичь инновационного и технологического лидерства по приоритетным направлениям модернизации экономики России. Таких направлений для Томска было выявлено семь. Скорее всего, они сохранятся, поскольку под них уже созданы или создаются инновационные кластеры (например, медицина высоких технологий, непрерывная и многоуровневая модель образования, IT-сектор, нанотехнологии, ядерные технологии и т.д.). Таким образом «ядро» программы вряд ли претерпит изменения. Они в большей степени коснутся механизмов взаимодействия субъектов созданной инновационной системы с бизнесом.

Хотя концепция будет пересматриваться практически полностью, что повлечет за собой изменение целевых индикаторов, это не означает, что два предыдущих года были потрачены впустую. Напротив, удалось добиться вполне осязаемых результатов. Например, оба томских национальных исследовательских университета вошли в топ-15 ведущих вузов России в рейтинге Министерства образования и науки, защитив в министерстве «дорожные карты» по повышению конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров. Намечен и план расширения особой экономической зоны, резервные территории которой получили новую специализацию, начался новый этап в разработке повестки форума INNOVUS с ориентацией на инновационный спрос со стороны крупных игроков и базовых секторов экономики и т.д. вплоть до разработки программы «Томские набережные», которая в качестве компонента целиком войдет в обновленный «ИНОТомск».

Андрей Антонов 029_expert-sibir_45.jpg
Андрей Антонов

В поисках «кенгуру»

Очевидно, что от хрестоматийной версии концепции «ИНОТомск’2020» на 95 страницах, разработанной тогдашней Академией народного хозяйства при правительстве РФ, останется только фундамент. По словам Андрея Антонова, программный документ региона должен быть актуализирован по целому ряду направлений. Есть множество предпосылок для таких изменений. Например, повышаются социальные обязательства регионов, идет увеличение дефицита бюджетов субъектов федерации и наращивание госдолга. «Фактически единственным устойчивым драйвером экономики является потребительский спрос, который поддерживается ростом реальных доходов населения, реальных зарплат и розничного товаро­оборота, — говорит Антонов. — При этом уровень коммерциализации разработок университетов и число международных патентов растет не так, как хотелось бы. Мы не пользуемся в полной мере своими преимуществами — не обновляем городскую среду, не строим инфраструктуру по международным стандартам, нет кампуса до сих пор и так далее».

По мнению вице-губернатора, необходима смена структуры экономики и новые источники доходов. И концепция должна это отражать. Необходимо значительное повышение вклада университетов в экономику, переориентация в инновациях с предложения на спрос, на работу с крупными игроками. «Сегодня инновационный сектор может расти только за счет спроса со стороны базовых отраслей экономики, — констатирует Андрей Антонов. — У нас нефтегазовая отрасль не развивается пока на том уровне, на каком нам бы хотелось. Нам нужно сохранить ее большой удельный вес во внутреннем региональном продукте, но найти новые направления, новые производства, за счет которых вырос бы ВРП и, соответственно, доходная часть. Мы смотрим, какие проекты с высокой добавленной стоимостью могли бы войти в «ИНОТомск» и дать нам рост ВРП. Нужны те самые «кенгуру».

Переориентировать инновационный сектор с предложения на спрос и настроить на работу с крупными игроками — затея не такая уж безнадежная. Достаточно вспомнить, что томским властям удалось за последние полтора года договориться об участии томских инновационных компаний в программе импортозамещения «Газпрома», ведется активная работа и с другими крупнейшими компаниями. «Сейчас мы хотим сделать новый шаг в развитии инноваций в области с привлечением крупного бизнеса из сырьевой отрасли, нефтехимии, транспорта. Одновременно развивать новые отрасли, — говорит участник сессии, директор департамента инновационного развития Минэкономразвития России Артем Шадрин. — Для Томска очень важно объединить потенциал университетов, чтобы он работал на развитие инновационной экономики Томской области, чтобы он встраивался и в крупные проекты и служил фактором привлечения инвестиций. При этом видится не просто процессинг и обработка сырья на территории области, но и встраивание инженерных и исследовательских компетенций в структуру потребностей крупных компаний. Например, сейчас в стране реализуется более шестидесяти программ инновационного развития в крупнейших компаниях с государственным участием — «Газпром», «Роснефть», РЖД, «Ростех», «Росатом» и т.д. В рамках этих программ они расширяют спрос на исследования и разработки. И это хорошая возможность для Томской области встроиться в этот расширяющийся объем спроса. И за счет этого развивать территорию».

Таким образом, область планирует расширить круг стейкхолдеров — компаний, заинтересованных в ее инновационном развитии. Но основная трудность актуализации программы «ИНОТомск’2020» и заключается в том, что проблемы развития остались прежними, а намерения существенно изменились. Увязывать их по-новому чрезвычайно сложно, хотя, видимо, не менее увлекательно, чем выстраивать в свое время инновационную инфраструктуру. В основе последней, кстати, лакомым кусочком для компаний остаются томские университеты. «Томская область имеет хороший крепкий бренд региона, где ключевым драйвером является сообщество вузов, которое достаточно дружно и скоординированно проводит политику на уровне России, — отмечает заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов. — Поэтому Томская область является рекорд­сменом по привлечению абитуриентов с других территорий — их около 60%. Я не удивлен тому, что два ваших национальных исследовательских университета вошли в группу вузов, которые будут добиваться глобальной конкурентоспособности. Я считаю, что по итогам сессий будут сформулированы новые постановки в части развития системы высшего образования и не только. Конкуренция среди образовательных проектов резко выросла. Надо садиться вместе с предпринимателями, консультантами, искать новые небанальные решения. Иначе все проекты, которые формировались раньше, станут неинтересными. Инерционные проекты имеют мало шансов получить инвестиции. А наука и образование — это инициативный сектор экономики и здесь надо искать новые прорывные решения».

Очевидно, что наличие уникального комп­лекса факторов и конкурентных преимуществ не является успокоительной пилюлей для местных властей. За два последних года ситуация действительно серьезно изменилась и то, что происходит с «ИНОТомском’2020», сегодня менее всего напоминает безумное чаепитие. Скорее завтрак. Деловой и весьма эффективный.

Концепция проекта «ИНОТомск’2020» была одобрена и утверждена распоряжением правительства Российской Федерации 6 октября 2011 года. Согласно концепции, к 2020 году в Томске будет создан Центр образования, исследований и разработок мирового уровня. Главной целью проекта является формирование в Томской области центра с уникальной предпринимательской средой, позволяющей обеспечить инновационное и технологическое лидерство по семи основным направлениям. Как следствие, область должна интегрироваться в глобальное инновационное пространство.

Концепция предполагает, в частности, создание университетского кампуса в районе левобережья реки Томи, президентского кадетского корпуса в Томске, строительство корпуса клинико-диагностического центра Учреждения Российской академии медицинских наук НИИ кардиологии, организацию скоростного движения на участке «Новосибирск–Томск», строительство железнодорожного обхода Томска, вторых главных путей на участке «Тайга–Томск», автодороги Академгородок (Южная площадка особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа Томска) — аэропорт Томска.

Согласно концепции, доля населения с высшим образованием в регионе с 32% в 2010 году за 10 лет должна увеличится до 45%, доля докторов и кандидатов наук с 63,9% вырастет до 73%, количество студентов — с 827 человек на 10 тысяч населения до 1 075, при этом доля иностранных студентов с девяти процентов вырастет до 20% к 2020 году, доля школьников, обучающихся по инновационным образовательным программам, — с 15,6 до 70%.

Утвержденная версия концепции представляет собой многоуровневый аналитический документ с целым рядом приложений, содержащих перечни необходимых мероприятий и возможные источники их финансирования. Всего на период 2010–2013 годов в рамках концепции предполагалось получить 65 954 млн рублей.  

Новости партнеров

    Реклама