«Кризис чувствуется по тому, кто сейчас идет в таксисты»

11 ноября 2013, 00:00

Мы задали предпринимателям из разных отраслей и регионов Сибири два вопроса: чувствуют ли они по работе своей компании наступление экономической стагнации? И если чувствуют, то как борются с этим явлением?

Мы задали предпринимателям из разных отраслей и регионов Сибири два вопроса: чувствуют ли они по работе своей компании наступление экономической стагнации? И если чувствуют, то как борются с этим явлением? По итогам опроса можно сделать два, на наш взгляд, важных замечания. Первое — закоренелых оптимистов среди предпринимателей теперь найти очень сложно, и чтение ответов, собранных вместе, оставляет тягостное ощущение грядущей бури. Второе — никто не упомянул о помощи государственных институтов развития или горизонтальных связей. Каждый вновь выживает в одиночку, по принципу «сам за себя» (см. график 5).

Директор филиала «Дом.ru» в Новосибирске Станислав Дариенко:
— Правительство признало замедление развития экономики, а это уже симптоматично. Важно то, что в связи с этим меняется потребительское поведение населения. Люди слушают негативные новости, и это стимулирует их к переходу в режим экономии в ожидании «лучших времен». Для телеком-бизнеса в этом нет особенных рисков, кроме того, что абоненты откладывают платежи «на потом» — то есть, начинает хромать собираемость платежей.

Сегодня я не вижу причин для пессимизма, потому что любые изменения — это, в первую очередь, возможности. Это шанс оптимизировать работу собственной компании, занять новые ниши, освоить новые рынки, в конце концов. По опыту прошлых кризисных периодов можно сказать, что телеком-бизнес затрагивается кризисом в последнюю очередь и первым чувствует подъем экономики. Это связано с тем, что Интернет, телефония и телевидение сейчас являются частью коммунальных услуг и обязательным условием работы любой компании.

Директор компании «Солнечная энергия» (монтаж автономных систем энергоснабжения в Республике Алтай) Андрей Ялбаков
— Стагнация и наступление кризиса ощущается, прежде всего, в секторе государственного заказа — говоря о нашей компании, это проекты электрификации автономными источниками энергии удаленных сел. Осень–зима для нашей компании — основной период продаж. Во-первых, работают программы государственного субсидирования, во-вторых, у фермеров в связи с продажей скота появляются деньги. Но мы уже ощущаем спад продаж на 20 процентов по сравнению с прошлым годом.

Рецепт борьбы с кризисом известен — диверсификация. Сейчас мы занимаемся светодиодным освещением, работаем по программе энергоэффективности, переводим муниципальные учреждения на энергосберегающие технологии. Подключили номер 8–800, готовимся к выходу в другие регионы Сибири. Разрабатываем решения для загородных дачных поселков.

Генеральный директор компании «Желтое такси» (Иркутск) Илья Филиппенко:
— Наступающий кризис очень чувствуется по тому, кто приходит на должность водителя в нашу компанию. Сейчас все больше количество таксистов — люди с высшим образованием, потерявшие работу. Поэтому раньше мы с трудом искали водителей, а теперь даже ужесточаем требования к кандидатам. А впереди у нас — глобальное сокращение расходов на рекламу, маркетинг и «излишества». Затягиваем пояса потуже и готовимся к спаду на рынке перевозок.

Член совета директоров ОАО «Усть-Илимский деревообрабатывающий завод» (Иркутская область) Игорь Семенчук:
— Я думаю, что все так или иначе чувствуют стагнацию в экономике, которая, как известно, является предвестником (или первым этапом) кризиса. И дело не в том, каким образом складываются дела на конкретном предприятии, — бизнес в отдельные периоды может развиваться великолепно. Рецепты борьбы с застоем универсальны с определенными вариациями. Это, прежде всего, поиск новых направлений деятельности, развитие наиболее прибыльных сегментов, которые позволяют устранить (минимизировать) эффекты сезонности, конъюнктурного снижения спроса на продукцию, а также увеличить добавленную стоимость на более конкурентную продукцию. Не менее важным является снижение себестоимости продукции за счет уменьшения расходов на используемые ресурсы: трудовые, энергетические, сырьевые. Чем мы и занимаемся.

Директор группы компаний 2BGROUP (ИТ-интегратор, Новосибирск) Андрей Попков:
— Изменения на рынке заметны и по его структуре, и по размеру спроса на ИТ-решения. Задерживается ряд платежей заказчиков, особенно в государственном секторе. Ряд крупных проектов, запланированных нашими заказчиками к реализации на этот год, переносится на следующий в связи с изменением структуры бюджета — как в корпоративном секторе, так и в государственном. Заметно повышение активности федеральных компаний — они начинают участвовать в конкурсах, проводимых на региональном уровне. Понятно, что москвичи идут в регионы не от хорошей жизни, они чувствуют уменьшение финансирования федеральных программ. Мне кажется в связи с этим, что ИТ-рынок очень удачно проскочил кризис в 2008 году, и большинство компаний мало чему научилось в тот период. Отсюда завышенные ожидания по выручке и маржинальности, завышенные зарплатные ожидания у сотрудников, общий невысокий КПД по отрасли.

В силу размеров бизнеса нам не под силу бороться со структурой спроса на рынке, поэтому мы формируем свое предложение, исходя из существующих реалий. К примеру, предлагаем поэтапное внедрение проекта, аккумулируем информацию по дополнительным скидкам и промо-акциям производителей и поставщиков, разрабатываем индивидуальные схемы проектного финансирования и так далее.
Начальник управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка (Москва) Дмитрий Харин:
— Мы столкнулись с важной развилкой: возможности сырьевого роста исчерпаны, а институты развития инновационной экономики все еще находятся в зачаточном состоянии. Но даже в стагнирующих отраслях есть компании, которые развиваются. Потому что думают на пять–шесть шагов вперед, наращивают свое присутствие на рынке, смотрят на западный опыт. Но таких — немного. С этим и проблема: многие компании, став средними, продолжают думать, как если бы они оставались малым бизнесом. Я думаю, что, кроме прочего, есть несколько возможностей для роста. Первое — кооперация и взаимное поглощение. Бизнес в стране развивается обособленно друг от друга, а нужно искать партнеров. Второе — финансовое планирование. В Европе считается нормальным, когда у компании есть план на пять и более лет. Для России же это — скорее исключение.

Управляющий ГК «Элси» (Новосибирск) Вячеслав Гунгер:
— Да, мы видим стагнацию в экономике наших основных заказчиков — нефтегазовых компаний и электрических сетей. Реагируем на это мы очень просто — выходим на другие рынки. Это наша стратегия. Мы предлагаем свою продукцию в те секторы экономики, где мы еще не присутствуем. В данном случае это опоры контактной сети для РЖД. Свободной эту нишу не назовешь, но мы видим, что можем занять достаточно большую долю рынка. Программа работы с РЖД рассчитана примерно на три года. Она уже запущена, мы разработали продукт, интересный для РЖД, и госмонополия подтвердила свою заинтересованность, сейчас проходим все регламентные процедуры по согласованию — аттестации, испытания и прочее. Надеемся процесс завершить в этом году. Тогда у нас будет моральное право выходить на тендеры, работать с заказчиком. Сейчас в РЖД намечается серьезная программа модернизации инфраструктуры контактной сети, надеемся в ней поучаствовать. Думаю, года через два–три на поставки РЖД будет приходиться до трети объемов нашего производства. То, что наш рынок будет развиваться, у меня сомнений нет. Это необходимость, иначе инфраструктура рухнет. Потребности рынка очень большие.

Директор кондитерской фабрики «Шоколадное дерево» (Новосибирская область) Сергей Репников:
— На себе мы кризиса не чувствуем, поскольку совсем недавно компания прошла нижнюю точку развития в условиях банкротства. Так что сейчас на фабрике идет рост по всем показателям. Но кризис намечается — это я вижу по другим отраслям экономики. Поэтому мы тоже понемногу к нему готовимся: оптимизируем кадровую структуру, запустили свою газовую генерацию, закупаем новое оборудование для снижения себестоимости.

Генеральный директор «Сибпромснаб» (Новосибирск) Алексей Васильев:
— Стагнация есть. Мы это видим по тому, как снизилась рентабельность. В металлоторговом бизнесе она в принципе небольшая, поэтому любое, даже незначительное, падение для нас ощутимо. Мы сейчас запускаем новое производство — две линии суммарной мощностью 30 тыс. тонн в месяц, что позволит нам расширить предложение, получить новых заказчиков, увеличить прибыль. Для сравнения: сейчас мы производим 15–16 тыс. тонн в месяц. Если раньше мы делали стандартные заготовки, то сейчас — под размеры заказчика. Наша ниша высококонкурентна, значит, съедим чью-то долю. Сейчас прорабатываем проект в Красноярске. Хотим войти в число резидентов промышленного кластера, специализирующегося на металлопереработке, изготовлении опор, емкостей. В декабре будем по этому вопросу общаться с властями.

Руководитель Обособленного подразделения в Новосибирске ООО «Компания Металл Профиль» Дмитрий Басалаев:
— Отрицать наличие стагнации на нашем рынке бессмысленно — сокращаются бюджеты, урезаются программы финансирования как в госсекторе, так и в корпоративном. Как следствие, замораживается строительство инфраструктурных объектов, запланированных на 2014–2016 годы, снижается покупательская способность населения. Борьба с издержками, повышение производительности — всем этим наша компания занимается на регулярной основе. И нынешняя ситуация на строительном рынке лишь накладывает дополнительную ответственность при проведении данных мероприятий — необходимо учесть все факторы и сохранить квалифицированные кадры для обеспечения работоспособности предприятия.

И все же в целом данная ситуация слабо отразилась на оборотах нашей компании, так как мы делаем упор на производстве высококачественной продукции, особенно востребованной в условиях дефицита денежных средств, когда покупатель все больше и больше начинает обращать внимание на гарантийные обязательства, сервис и, в конечном итоге, на стоимость эксплуатации продукта, а не на цену за квадратный метр или тонну. На качество есть спрос, и именно поэтому мы закладываем новые производственные мощности, увеличиваем существующие, несмотря на пессимистичные прогнозы на ближайший год. Ставка на качество сделала «Металл Профиль» лидером в своей отрасли, и мы продолжаем придерживаться данной стратегии.

Начальник Красноярской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») Владимир Рейнгардт:
— Железная дорога — это своего рода индикатор экономики, она первой ощущает на себе стагнацию производства. Нестабильность в экономике выражается сокращением объемов перевозок, падением погрузки. Сегодня текущая макроэкономическая ситуация существенно осложняет работу ОАО «РЖД». Так, за январь–октябрь 2013 года произошло снижение погрузки в целом на сети железных дорог страны на 3,2% относительно уровня прошлого года. На Красноярской железной дороге погрузка снизилась на 7,2%. В этих условиях наша ключевая задача — максимально задействовать все внутренние ресурсы и обеспечить рост эффективности эксплуатационной работы.

Универсальным и понятным для всех показателем, который отражает эту комплексную работу, может служить производительность труда. С начала года она увеличилась на дороге на шесть процентов. У нас реализуется пакет мер по стабилизации грузовых перевозок. Ставка делается на привлечение дополнительных объемов грузов путем обеспечения эффективного транспортно-логистического обслуживания. Мы ориентируемся на индивидуальный подход к каждому клиенту. Причем это — не лозунг, а конкретная практическая установка. Мы подбираем наиболее выгодный вариант по логистике конкретного заказа. В частности, сегодня у нас внедрена технология движения грузовых поездов по расписанию. Она используется на таких грузонапряженных направлениях Красноярской магистрали, как «Заозерная–Злобино», «Ирбейская–Тайшет», «Саянская–Тайшет», «Черногорские Копи–Междуреченск» и т.д. Это позволило нам не только существенно разгрузить инфраструктуру, сократить простои вагонов, но и эффективнее решать внутренние задачи — более точно планировать «окна» для текущего содержания пути, постановку локомотивов на техобслуживание и текущие ремонты, а также улучшить условия труда и отдыха машинистов. И, как результат, сократить производственные издержки.

Одна из главных задач Красноярской магистрали — модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры и строительство новой. Сегодня частью государственной программы модернизации железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа стало южное направление Красноярской железной дороги «Междуреченск–Тайшет». Решением правительства РФ на эти цели на период 2013–2019 годов выделено 40 млрд руб­лей из федерального бюджета. На данном участке наблюдается рост объемов перевозок, связанный в значительной степени с ростом перевозок внешнеторговых грузов (угля) в направлении портов Дальневосточного региона. Нагрузка на него увеличится и с вводом в эксплуатацию линии «Курагино–Кызыл», грузы с которой также пойдут через этот участок, а это 15 млн тонн в год. Расшивка узких мест и устранение дефицита пропускной способности на Южном ходу магистрали позволит нам обеспечить спрос на транспортные услуги и в целом будет способствовать росту экономики четырех регионов Сибири — Красноярского края, Кемеровской области, Хакасии и Тувы.

Генеральный директор ООО Холдинговая компания «Домоцентр» (Новосибирск) Вадим Абрамов:
— Стагнации пока не ощущаем, растем заметно выше инфляции. Рынок DIY, прежде всего, зависит от состояния потребительского рынка, который сейчас активно стимулируется выдачей кредитных ресурсов населению и является одним из драйверов роста. Но надо понимать, что этот процесс конечный. Как только большинство наших покупателей не смогут обслуживать свои потребительские кредиты, а это может случиться в ближайшем будущем, изменения проявятся незамедлительно.

Специальных мер не предпринимаем. Оптимизация издержек — это стандартный процесс, который мы осуществляем постоянно, вне зависимости от той или иной экономической ситуации. Что касается развития, компания занимает 13 процентов регионального рынка DIY, соответственно, есть перспективы прирастать за счет оставшихся 87 процентов. Главную ставку делаем на повышение уровня лояльности покупателей к компании.

Президент ОАО «ХК «Сибирский цемент» (Кемерово) Георг Клегер:
— Темпы роста российской экономики замедлялись уже в 2011–2012 годах. Объяснить это можно тем, что страна «исчерпала ресурсы» для быстрого роста, который отмечался в предшествующие периоды и был связан с необходимостью выхода из мирового финансового кризиса, стимулирующими мерами правительства РФ, а также в какой-то степени определялся эффектом низкой базы. Замедление темпов роста продолжается в 2013 году. Актуальна данная тенденция и для цементного рынка Сибири. Но говорить о стагнации в нашей отрасли в настоящее время не стоит. Спрос на цемент продолжает расти, по итогам текущего года мы ожидаем увеличения емкости рынка СФО примерно на шесть–семь процентов по сравнению с аналогичным показателем 2012-го.

Вместе с тем, сейчас достаточно трудно судить о том, как сложатся обстоятельства в будущем. Состояние цементной отрасли зависит, прежде всего, от ситуации, которая складывается на строительном рынке страны. В свою очередь, строительная отрасль развивается в основном на счет кредитных ресурсов. Негативная ситуация в экономике в целом может отразиться на стоимости и доступности кредитов, а это приведет к снижению объемов строительства и падению спроса на стройматериалы, в том числе и на цемент. Но на сегодняшний день мы стагнации не видим.

Однако наша компания готова к любому варианту развития событий. За 2008–2010 годы мы выработали ряд эффективных инструментов ведения бизнеса в условиях кризиса. Если замедление роста цементного рынка продолжится, или стагнация все-таки наступит, мы по-прежнему будем следовать собственной стратегии развития компании, которая учитывает возможные изменения ситуации. В частности, холдинг и дальше планирует вести модернизацию заводов, а также активную работу по снижению производственных издержек. Эти меры позволят повысить эффективность деятельности предприятий, а значит, избежать многих рисков. Кроме того, «Сибцем» остается клиентоориентированной компанией, которая обеспечивает стабильно высокое качество выпускаемой продукции, развивает сервисы по авто– и железнодорожной доставке цемента. Уверен, что это поможет нам сохранить прочные позиции на рынке региона в любых обстоятельствах.

Заместитель начальника отдела продаж по внутреннему рынку «Омск Карбон Групп» (Омск) Евгений Фролов:
— По сообщениям потребителей (производителей шин), реализация шин остается на уровне 2012 года, существенного роста по сравнению с прошлым годом нет, во втором полугодии 2013 года наблюдается снижение продаж, связанное, в том числе, с усилением импорта шин китайского производства, в меньшей степени корейского и восточноевропейского производства. Объемы продаж нашей продукции в России в 2013 году выросли на четыре процента по сравнению с 2012 годом. В то время как в 2012 году продажи снизились на 15 процентов по сравнению с 2011 годом. Поэтому на нашем рынке стагнация началась, скорее, уже с прошлого года, и сейчас по ожиданиям потребителей предпосылок к росту нет. В следующем году будут заменяться шины для автомобилей, приобретенных в кризисный период 2008–2009 годов, где было снижение продаж, это также повлияет на наши продажи в 2013–2014 годах в сторону снижения.

Поскольку 70 процентов нашей продукции идет на экспорт, где мы занимаем сравнительно небольшую долю рынка и есть много возможностей для роста, развитие бизнеса будет происходить в этом направлении. На российском рынке, несмотря на открытие новых шинных заводов в Липецке и Калуге, существенного роста общего объема продаж нашей продукции не ожидается. Рост продаж легковых шин будет скомпенсирован снижением продаж сельскохозяйственных и грузовых шин. Обострение конкуренции с импортными шинами будет также негативно влиять на наши продажи, ожидаем от российских производителей шин совместных с государством мер по защите их бизнеса.