Сработали с опережением

Дмитрий Уклонов
11 ноября 2013, 00:00

«Газпром нефть» быстро перестраивает собственную нефтепереработку, решая несколько задач сразу — от безопасности и повышения качества топлив до оптимизации управления заводами, построенными еще в советское время

Модернизация на НПЗ «Газпром нефти» набирает обороты

Одной из отраслей, за минувшие несколько лет, буквально на глазах, быстро и резво перешагнувшей на новый технологический уровень, стала нефтепереработка. Почти все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в стране были построены в 1950–1980 годы и ориентировались прежде всего на потребности тепловой энергетики, которой требовался топочный мазут. Поэтому технологическая база нефтепереработки в советский период формировалась без достаточного развития процессов, определяющих глубину переработки сырья, а также потребительские и экологические свойства нефтепродуктов. Теперь уже понятно, что в ближайшее время эти особенности будут окончательно списаны в утиль. Одним из лидеров этой глобальной модернизации стала компания «Газпром нефть», в структуру которой входят крупнейший в стране Омский НПЗ (объем переработки по итогам 2012 года — 21 млн тонн), лидирующий в столичном регионе Московский НПЗ, нефтеперерабатывающий комплекс в Сербии (плацдарм для покорения Европы) и Ярославского НПЗ (входит в состав компании «Славнефть», 50% акций которой принадлежит «Газпром нефти»).

Перестройку отрасли, ярким элементом которой стала и модернизация заводов «Газпром нефти», можно считать уникальным случаем, когда государству удалось решить ряд стратегических задач за счет умелого использования кнутов и пряников. Нельзя сказать, что без этого нефтяные компании совсем не вкладывались бы в свои НПЗ — бурная автомобилизация населения все больше создавала базу для формирования мощного внутреннего спроса на качественное топливо. Однако и топ-менеджеры компаний, и аналитики сходятся в одном: процесс шел бы не так быстро и не стал бы настолько масштабным. Ключевым драйвером и тем самым «кнутом» стал принятый в 2008 году новый технический регламент, в котором были прописаны жесткие сроки перехода страны к европейским экологическим стандартам моторных топлив — «Евро-4» и «Евро-5» (срок — 2015 год). «Основным мотивом введения все более высоких классов топлив как в России, так и в Европе являются экологические соображения. Рынок (потребитель) в принципе не может формировать запрос на топливо более высоких классов — это целиком и полностью госполитика, нацеленная — по крайней мере, формально, — на защиту широкого круга граждан от негативного экологического пресса со стороны автотранспорта. Потребителю по большому счету все равно, сколько серы содержится в топливе; с позиции бытового опыта оценить риски, последствия или преимущества менее или более экологичного топлива он не в состоянии», — отмечает руководитель отраслевого информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин.

Менее очевидными стали «пряники», сделавшие более выгодным экспорт светлых нефтепродуктов, прежде всего, дизельного топлива (на него приходится до трети выхода в общих объемах переработки). Речь идет о введении системы налогообложения «60–66–90», призванной стимулировать инвестиции в переработку и производство более сложных нефтепродуктов (была снижена экспортная пошлина на нефть с 65 до 60% и унифицированы пошлины на темные и светлые нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть; позже в налоговый режим «влилась» заградительная пошлина на бензин в размере 90% от пошлины на нефть). В итоге с 2005 года в нефтепереработку было инвестировано порядка одного триллиона руб­лей; по оценкам журнала «Эксперт», к 2012 году на нефтеперерабатывающую промышленность пришлось почти 20% общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность России. При этом за счет столь громадных по объемам вложений вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) в общем и целом сумели реализовать лишь начальные этапы своих модернизационных программ: превратить большинство НПЗ в заводы среднемирового уровня, способные выпускать дизельное топливо и бензины высоких классов.

Крупные компании действовали с опережением сроков на два–три года. И сейчас точно об этом не жалеют, несмотря даже на то, что экономика нефтепереработки из-за нелогичных действий государства в ближайшие годы будет уже не столь радужной. Но сворачивать утвержденные инвестиционные программы никто не собирается — предстоит добиться усиления технологической сложности НПЗ и повышения глубины переработки, решить проблемы с диспропорциями в производстве нефтепродуктов и т.д. Впереди — самое интересное, ведь настоящая модернизация на заводах начнется тогда, когда во главу угла окончательно встанут потребности внутреннего рынка, а не экспортные поставки.

Модернизация гиганта

Омский НПЗ — крупнейший в России и один из крупнейших в мире. Само предприятие занимает площадь 1,2 тыс. га, неудивительно, что для доставки работников по различным объектам этого, по сути, промышленного города ходят 10 автобусных маршрутов. А длина автодорог сопоставима с расстоянием от Москвы до Твери — около 130 км. Модернизация рано или поздно затронет, наверное, каждый квадратный метр территории. Очевидно, что ОНПЗ со временем превратится в большой индустриальный парк, частью которого останется сам завод, а в других точках разместятся сопутствующие производства. Собственно, так уже происходит — сегодня предприятие выпускает порядка полусотни видов нефтепродуктов (автомобильные бензины, топливо для дизельных и реактивных двигателей, бытовой газ, топочный мазут, бензол, толуол, ортоксилол, параксилол, битум, кокс, техническую серу и т.д.), некоторые из них — на дочерних заводах, действующих в пределах одной ограды (завод смазочных материалов, битумное производство и т.д.).

Первый этап модернизации ОНПЗ завершился в прошлом году и обошелся «Газпром нефти» почти в 36 млрд руб­лей. Самые крупные его производственные объекты — комплекс селективной очистки моторных топлив, состоящий из установок гидроочистки бензинов каталитического крекинга (ее мощность — 1,2 млн тонн в год) и гидроочистки дизельных топлив (она крупнее — три миллиона тонн в год). Запуск этих установок, в строительстве которых применялись как отечественные, так и иностранные технологии (в СССР не успели разработать проекты по гидрокрекингу), позволил ОНПЗ нарастить выпуск дизельных топлив и бензинов, соответствующих стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Правда, на внутреннем рынке они пока востребованы не сильно — завод обеспечивает топливом Омскую область и близлежащие регионы Западной Сибири, где автопарк еще обновился не полностью.

Еще один впечатляющий объект — бункер для операторов установок, полностью автономный и устойчивый к катастрофам (стены — полтора метра шириной). Внутри не ловят мобильные сети, зато на мониторах отражается вся технологическая цепочка предприятия. В перспективе из этого бункера будет идти управление всем заводом, что также выведет ОНПЗ на новый уровень — так работают пока только аналогичные предприятия в Европе. Всего же до 2020 года на площадке планируется модернизировать шесть существующих и ввести в эксплуатацию восемь новых производственных объектов. «Сегодня на Омском НПЗ завершен первый этап масштабной программы модернизации предприятия, направленный на повышение качества нефтепродуктов. Все это позволило ОНПЗ перейти на выпуск моторных топлив высших экологических классов — «Евро-4» и «Евро-5», причем сделать это раньше сроков, оговоренных Техническим регламентом. Мы были первыми — и мы выиграли, получив дополнительные конкурентные преимущества, — говорит член правления ОАО «Газпром нефть» Александр Дыбаль.

На втором этапе усилия будут сконцентрированы на повышении глубины переработки — стоит задача из тонны нефти получать минимум 950 кг готовой продукции (сейчас — около 900 кг). Для этого в ближайшие годы планируется полностью заменить комплекс по первичной переработке нефти, работающий еще по технологиям 1970 годов; современные установки должны улучшить процесс разделения нефти на фракции. Второй крупный объект — комплекс глубокой переработки нефти, основанный на технологии гидрокрекинга. И, наконец, появится на промплощадке и современное коксовое производство — потребителем его продукции в России может стать ОК «РУСАЛ».

Здесь живут лебеди

Похожие задачи «Газпром нефть» решает и на Московском НПЗ, в этом году отметившем 75 лет с начала работы. Предприятие, занимающее территорию 300 га по соседству с Капотней, перешло под управление «Газпром нефти» всего лишь в 2011 году, и компания сразу приступила к модернизации производства. Одной из важнейших задач развития завода является снижение его воздействия на окружающую среду. Символизирует этот приоритет пруд с лебедями, облагороженный прямо у проходной НПЗ. О противопожарных функциях этого водоема жители Капотни, прогуливающиеся тут с детьми, зачастую даже не задумываются.

Для того чтобы производство, расположенное в пределах МКАД, было как можно более экологичным, здесь не только прикармливают лебедей. В прошлом году были построены механические очистные сооружения закрытого типа, позволившие заводу перейти на вторичное использование технической воды, добиться высокой степени очистки стоков и существенно снизить выбросы в атмосферу. Экологии же служит и реконструкция установки производства битума, а также модернизация системы его налива в цистерны — теперь тут используются вакуумные насосы, что позволяет не загрязнять воздух. В ближайшей перспективе будет проведена реконструкция производства серы, которая поможет НПЗ снизить выбросы сероводорода более чем в 70 раз — с 19,6 тонн в год до 0,26 тонн в год.

Целям технического регламента и потребностям столичных потребителей, для которых качественное и «чистое» топливо — важное преимущество, отвечает введение в действующую технологическую цепочку ряда новых производственных объектов, в том числе установок изомеризации легкой нафты и гидро­облагораживания бензина (на основе технологий каталитического крекинга, ее мощность — 1,2 млн тонн в год), а также реконструкция установки гидроочистки дизельных топлив. Теперь Московский НПЗ выпускает топливо только стандарта «Евро-5».

Второй и третий этапы модернизации, расписанные до 2017 года, предусматривают углубление переработки — с нынешних 75–78% как минимум до 95–96%. Для этого планируется строительство комбинированной установки переработки нефти (КУПН) мощностью шесть миллионов тонн в год, которая будет состоять из установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6, газо­фракционирующей установки и установки вторичной переработки (на основе риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и гидроочистки дизельного топлива). Возможно, будет увеличена и производительность установки крекинга до 2,5–3,2 млн тонн в год. Третий этап программы (2015–2019 годы) предполагает строительство комплекса глубокой переработки нефти, необходимый, прежде всего, для переработки тяжелых остатков — нефть, поступающая на МНПЗ, более тяжелая и сернистая, чем, к примеру, на омском заводе. Тогда же могут быть достроены и установка гидрокрекинга вакуумного газойля, и установка флексикокинга с энергоблоком. Примечательно, что производство флексигаза позволит использовать его на собственном энергоблоке, а это, в свою очередь, примерно на 50% обеспечит предприятие собственной электроэнергией и на 100% — паром.

Все еще впереди

Нетрудно подсчитать, что суммарно в два свои НПЗ до 2020 года «Газпром нефть» собирается инвестировать более 200 млрд руб­лей. Заводы должны увеличить производство светлых нефтепродуктов и почти полностью отказаться от выпуска мазута. Тем более что экспортный потенциал последнего вскоре будет нивелирован выравниванием пошлин с сырой нефтью. В стратегии развития «Газпром нефти» до 2020 года запланировано повысить глубину переработки до 90–95% и нарастить выход светлых нефтепродуктов до 77%.

Говоря же в целом, стоит отметить, что нефтепереработка может стать, пожалуй, одной из немногих отраслей российской промышленности, масштабная модернизация которой положительно скажется и на внутреннем потребителе. Большинству НПЗ, расположенных внутри страны, больше не на кого ориентироваться — только на внутренний рынок, особенно в сегменте бензина, который не имеет экспортного потенциала. И когда заводы завершат второй и третий этапы своей модернизации, в отрасли начнется самое интересное.