В центре сибирской логистики

Томские предприниматели расширяют географию транспортных услуг и усиливают свое присутствие на рынке грузовых перевозок

«Сибирский центр логистики» (группа компаний «СЦЛ») был создан еще в 1995 году и занимался главным образом перевозкой угля. Со временем предприятие стало превращаться в полноценный холдинг — в его активах появились компания по добыче угля в Кемеровской области, фирма по производству и поставкам котельного оборудования, и так далее. Вторым направлением работы стала медицина — поставки высокотехнологичного медицинского оборудования. Однако основной вид деятельности несколько отличается по профилю от медицинского и угольного проекта — это производство и поставка строительных материалов и оказание транспортных услуг. Именно на этом направлении задействованы основные активы группы компаний.

Изначально «Сибирский центр логистики» работал на сибирских клиентов. При этом существенная часть перевозок приходилась на Ханты-Мансийский округ, поскольку потребление там инертных материалов значительно выше. Среди основных клиентов по-прежнему значатся в основном дорожно-строительные компании и нефтегазовый комплекс. Со временем крупнейшие предприятия Сибири начали пользоваться услугами «СЦЛ», а география его присутствия вышла за границы Сибирского округа.

Песок и камень

«Мы сегодня обладаем крупными материальными активами в нашем регионе. И в последний год очень много усилий и средств было направлено на то, чтобы эти активы привести в рабочее состояние, — говорит председатель совета директоров «СЦЛ» Владимир Прец. — Очень много сделали для того, чтобы освоить сибирский рынок и занять на нем лидирующее положение. Сегодня ситуация складывается таким образом, что потенциал, который мы приобрели, позволяет нам расширять рынок и выходить в другие регионы. Например, мы купили в Алтайском крае месторождение песка, осваиваем каменный карьер. Добыли там уже 100 тонн щебня, а на будущий год планируем увеличить добычу до 300 тыс. тонн».

Песок — практически новое направление в работе «Сибирского центра логистики». Не так давно компания приобрела несколько песочных месторождений в Новосибирске и Нижневартовске, где сейчас идет добыча. В Новосибирской области работает дочернее предприятие «СЦЛ» — «Сибирские строительные материалы». В 2013 году «СЦЛ» реализовал более 1,4 млн тонн песка, а в 2014 году планирует дойти до реализации двух миллионов тонн.

Чтобы расширить рынок реализации и загрузку своих транспортных мощностей, «СЦЛ» концентрируется на добыче и перевозке востребованных строительных материалов — песка, щебня, цемента, железобетона, пенобетона, ряда других продуктов. Они идут через порты Томска, Нижневартовска, Новосибирска и консигнационные склады на Алтае и в Новосибирской области. «Сейчас мы объединили ряд предприятий на базе Нижневартовского порта. Есть площадка в Сургуте, — говорит Владимир Прец. — Кроме работы над расширением рынка серьезно занимаемся совершенствованием системы управления. Сегодня все предприятия пытаемся объединить в единый холдинг с единой управляющей компанией — «Сибирским центром логистики», единым планированием, бюджетированием и консолидированным балансом».

Покупка новых месторождений, речной техники и профильных предприятий требует серьезных вложений. По словам Владимира Преца, компания привлекла в 2013 году около 1,5 млрд руб­лей кредитных ресурсов. Известно, что в январе нынешнего года томский филиал ВТБ открыл ЗАО «Сибирский центр логистики» кредитный лимит на сумму 300 млн руб­лей на один год для оплаты услуг по перевозке инертных материалов водным транспортом. Летом 2013 года томский филиал Связь-Банка открыл предприятию кредитную линию на сумму 300 млн руб­лей на два года. Цель займа — пополнение оборотных средств. «Банки нас достаточно хорошо финансируют, — констатирует Владимир Прец. — Но сейчас мы работаем над тем, чтобы кредитные ресурсы сделать более дешевыми и более длительными».

Речное хозяйство

Хотя «Сибирский центр логистики» объединяет ряд предприятий, занимающихся производством и поставками дорожно-строительных материалов, угля, перевозками грузов, главное достижение компании за последние годы в том, что томичам удалось объединить крупные речные активы в Сибири. Сегодня речное хозяйст­во компании охватывает Алтайский край, Новосибирск, ХМАО, Томск, Нижневартовск. География работ расширилась настолько, что позволяет перевозить, например, большие объемы железобетона до Салехарда. «В нашей структуре 100 единиц самоходного и 300 единиц несамоходного флота. Пришлось провести большую работу, поскольку активы мы получили в не самом лучшем состоянии, так что потратили около 300 млн руб­лей, чтобы подготовить флот к работе, — говорит генеральный директор ОАО «Томская судоходная компания» (ТСК, входит в холдинг «Сибирский центр логистики») Владимир Кноль.

Помимо «Западно-Сибирского речного пароходства», которое принадлежит томичам, у компании есть флот на Алтае. Однако его пока сдают в аренду «Алтайречфлоту». Очевидно, что существующее количество речной техники пока вполне удовлетворяет спрос на транспортировку. Более того, владельцы бизнеса считают, что потенциал имеющегося флота далеко не исчерпан. Поэтому сейчас главная задача речников — обеспечить свои активы необходимыми грузопотоками. Поэтому они тоже пытаются перепрофилировать свою деятельность и заниматься добычей песка и других природных стройматериалов. Компания задумывается о том, чтобы начать перевозки леса по речным артериям. Проблема только в одном — в большой изношенности флота. Тем не менее все свои обязательства по перевозкам компания выполняет и, например, закрывает потребность томских строителей в материалах на 100%, что позволяет местным компаниям работать без перебоев.

Наибольшие трудности в нынешнем году были вызваны не навигацией — с погодой речникам повезло и, в отличие от прошлого года, мелководья не было. Случилось так, что некоторые нефтяные компании, в частности «Юганскнефтегаз», только 25 сентября приняли решение по перевозке грузов (в рамках навигации 2013 года, которая завершилась 17 октября). Пришлось справляться с задачей за две недели и сконцентрировать на этом направлении массу флота. Однако, если в 2012 году «Томская судоходная компания» перевезла для «Юганск­нефтегаза» 900 тыс. тонн грузов, то в 2013 году объем перевозок в адрес нефтекомпании сократился в 3,6 раза.

По словам Владимира Кноля, привычный формат работы с «Юганскнефтегазом», когда конкурсы на право перевозки грузов компании проводились в конце весны, был сорван из-за объединения «Роснефти» с «ТНК-BP». В результате нефтяникам пришлось переделывать программы и проводить конкурсы позднее. «По старой программе они должны были завезти 1,2 млн тонн грузов. Осенью по новым программам провели торги только на 500 тыс. тонн. Перевозка около 250 тыс. тонн грузов «Юганскнефтегаза» была перенесена на весну 2014 года», — сказал директор «ТСК».

 019_expert-sibir_47.jpg

Корабли и кадры

Поскольку в активе «Томской судоходной компании» с недавних пор появились Самусьский судостроительный завод и Моряковская ремонтно-эксплуатационная база (оба предприятия находятся в Томской области), то помимо перевозок компания активно занялась строительст­вом судов и ремонтом существующего флота. «Правда, Моряковская база была куплена нами в очень печальном состоянии, — говорит Владимир Кноль. — Буквально, доведена до ручки — полная разруха. Никто в течение двадцати лет базой не занимался, поэтому в течение двух лет мы активно возрождали это предприятие, вложили туда много средств. Теперь это совсем другая организация. Сегодня в огромной акватории, где расположена база, стоит около 180 единиц флота, и там идет активная работа».

Самуському судостроительному заводу тоже повезло — предприятие попало в федеральную программу, участие в которой позволило получить заказ на строительство восемнадцати единиц флота (по разным оценкам сумма контракта составляет около 400 млн руб­лей). В настоящее время к сдаче готовится уже шестнадцатое судно. В 2014 году заводу останется построить по госзаказу два корабля. В целом, как говорят владельцы, завод, который еще не так давно находился в стадии банкротства, сегодня чувствует себя достаточно уверенно.

«Дальше будем смотреть, чем заниматься, — говорит Владмимир Кноль. — Мы надеемся, что будет принято решение правительства по утилизационному гранту для того, чтобы можно было списать морально устаревший флот и получить государственную дотацию на утилизацию старого флота. Возможно, через компенсацию процентной ставки по кредиту на приобретение нового».

Говоря об обновлении флота «Томской судоходной компании», Владимир Кноль отметил, что в случае принятия федеральной программы по утилизации предприятие готово утилизировать 25% эксплуатируемых судов — это около 100 единиц. «Другого варианта нет, — утверждает директор «ТСК». — Мы тратим очень много на обслуживание судов, а строить новый флот очень дорого, и он долго окупается».

Но проблема старения флота — не единственная, с которой пришлось столкнуться томичам. В связи с расширением речной базы начал ощущаться серьезный кадровый голод. И все же за несколько последних лет проблема начала уходить на второй план. Помогли как налаженные связи с Академией водного транспорта в Новосибирске (НГАВТ), так и целый ряд целенаправленных действий по профессиональной подготовке молодых специалистов. «Мы сумели добиться статуса техникума для профтехучилища в Каргасоке (Томская область), — говорит Владимир Кноль. — У нас есть свой большой учебный комбинат. Нас подержал губернатор, и мы открыли в Томске речной техникум, получили все лицензии и сделали четыре группы набора. Сейчас прорабатываем вопрос по учебным судам. Но надо готовить и другие кадры. Всегда есть 20–30% выпускников, которые хотят учиться дальше».