Сфера деятельности: интернет-магазин строительных и отделочных материалов
Стартовые вложения: 15 000 рублей
В последние несколько лет в городах Сибири налицо бурный рост на рынке строительно-отделочных материалов. Желание жить в красивых и современных интерьерах преследует людей независимо от достатка и социального положения. С одной стороны, этот бизнес представляется уделом крупных компаний — ведь никто другой не сможет построить современный специализированный торговый центр, способный конкурировать на рынке. Особенно когда на этом рынке работают крупные международные игроки, такие как «Леруа Мерлен». И все же налицо и другая тенденция: львиную долю ассортимента строительного гипермаркета можно перенести в Интернет. Это не избавляет от необходимости содержания складов и многих других накладных расходов, однако существенно снижает стоимость «входного билета».
Главное — сеть контактов
Первый интернет-магазин строительных и отделочных материалов в Новосибирске появился еще в 2008 году, на заре онлайн-торговли. Этот стартап организовали несколько энтузиастов, потратив на начало деятельности около 100 тысяч рублей. Компания просуществовала два года и закрылась. Главная причина — предприниматели слишком сильно опередили нарождающийся спрос на интернет-торговлю. Однако уже на этом проекте определились основные преимущества интернет-торговли строительными материалами: экономия на торговых площадях, персонале позволяет снизить цену по сравнению с обычной розницей на 10–15%. И главное — сеть налаженных деловых контактов с поставщиками строительных материалов — оптовыми компаниями, постоянно ищущими новые направления для сбыта продукции.
В те времена, о которых идет речь, Алексей Щетинин только думал об открытии собственного бизнеса. Параллельно он работал классическим «менеджером по продажам» в одной из оптовых компаний — занимался сбытом муки, крупы и прочим. «Но я быстро понял, что на этом много не заработать. Мечта открыть свое дело зрела давно, и в подходящий момент я увидел, что есть бурно растущий рынок — отделочные материалы, где можно неплохо заработать», — говорит Щетинин. Так появилась компания «НСК-строй».
Поскольку у него не было возможности инвестировать в развитие собственного проекта даже сотню тысяч рублей, все началось даже не с интернет-магазина, а с обычного торгового посредничества между оптовиками и потребителями. «Начинали элементарно, буквально с 15 тысяч рублей, которые пошли в основном на закупку материала. Сами печатали на принтере листовки, разносили по подъездам. Сразу решили отличаться от других и не просто вешать объявление о продаже отделочных материалов, а размещать в подъездах полноценные прайсы», — рассказывает Алексей.
Не класть все яйца в одну корзину
Период активного развития компании пришелся как раз на кризис 2008–2010 годов. Как известно, в те годы главным пострадавшим являлся строительный сектор — остановились крупные стройки, а за ними посыпались цепочки поставщиков материалов и рабочей силы. «НСК-строй» это не коснулось, поскольку Щетинин не делал поставки крупным компаниям, а розница за этот же период почти не просела. Более того, компания показала в 2009–2010 годах рост на 40%. Они начали зарабатывать не только на обычных розничных заказах, но и сотрудничать с небольшими строительными организациями (как правило, обслуживающими частных лиц), а также с прорабами и отдельными строительными проектами. К этому времени появились и прямые договоры дилерства с производителями строительных материалов — например, компанией «Геркулес».

Постепенно у компании появлялись свои складские помещения. Сейчас по этому показателю «НСК-строй» — один из лидеров в своем сегменте, имеющий пять тысяч квадратных метров собственных складов. Тогда же и появился интернет-магазин — так компания отреагировала на очевидный уход определенной части покупателей «в сеть». Инвестиции в открытие интернет-магазина Щетинин взял из оборота компании.
Стоимость организации полноценной торговой площадки в Интернете оценивается участниками рынка в 300–500 тысяч рублей. Сам Щетитин финансовые показатели компании не раскрывает. «Обороты и выручку называть не хотел бы, конкурентам не стоит об этом знать. Клиентов в компании, только постоянных, — больше тысячи. Это прорабы, ремонтные компании. Плюс обычные люди, число которых никто и никогда не считал», — констатирует он. Известен только средний чек — около 10 тысяч рублей, притом что аналогичный набор продукции в обычной рознице будет стоить на 10–15% дороже, посчитал Щетинин. Каждый клиент делает в компании в среднем 10 заказов, поскольку товары для ремонта, по понятным причинам, заказываются постепенно.
«Мы возим товар не только по Новосибирску, но и в Кузбасс, Томск, Алтай, Иркутскую область. У нас заказывают из-за низкой цены: за счет прямых поставок мы можем ее держать. К тому же, мы конкурируем качеством обслуживания. Например, поставку вполне реально осуществить в течение суток. Такого почти ни у кого нет», — говорит предприниматель.
Калькулятор
Однако финансовые показатели компании можно примерно рассчитать по аналогии с другими участниками рынка. Выручка «НСК-строй» должна составлять порядка 10 миллионов рублей в месяц. В компании работает около 60 человек — это снабженцы, логистика, кладовщики, грузчики, бухгалтерия, менеджеры по работе с клиентами и прочее. Торговая наценка — на уровне двух десятков процентов. Затраты на рекламу — около 100 тысяч рублей в месяц — это размещение в специализированных журналах, реклама в справочнике «ДубльГИС», а также контекстная реклама в Интернете. Интернет-магазин компании посещает в среднем шесть–восемь тысяч человек в месяц.
Понятно, что все эти показатели усреднены. Летом они существенно выше, зимой — явно ниже. Однако прибыль компании в любом случае должна составлять не менее 10–15 процентов от выручки. То есть, это не низкорентабельный бизнес.
Четыре товарища
Интернет-торговля строительными и отделочными материалами привлекательна еще и тем, что этот рынок в крупных городах Сибири совершенно не сформирован. Например, на полуторамиллионный Новосибирск приходится только четыре более или менее крупных строительных интернет-магазина. Конкуренция уже чувствуется, но рынку еще есть, куда расти. «Если говорить о ценах, то раньше рентабельность товаров составляла порядка 40–50 процентов и при этом розничные цены были на порядок выше наших. Сейчас конкуренция очень высока, по некоторым товарам рентабельность достигает всего восьми процентов. Это товары, которые мы не можем не продавать: например, если человек покупает у нас линолеум, не поедет же он отдельно в магазин покупать плинтус. Приходится продавать», — рассказывает владелец интернет-магазина «Домашний ремонт» Дмитрий Трунов. «Рынок интернет-торговли стройматериалами, на котором мы работаем уже больше года, только недавно стал формироваться», — соглашается Алексей Щетинин.
В перспективе «НСК-строй» планирует развивать интернет-направление своего бизнеса. «Потому что с точки зрения охвата целевой аудитории это эффективнее всего. Уже сейчас тенденция такова, что 80% наших новых клиентов приходят через «ДубльГИС» и интернет-сайт. Из них 70% — это те, кто так или иначе делает заказ через Интернет, в том числе, знакомится на сайте с товарами и звонит менеджерам», — объясняет Щетинин. В перспективе компания планирует развивать интернет-магазины по отдельным направлениям своей деятельности: например, интернет-магазин дверей или сантехники. В компании уверены, что это перспективно в силу того, что на специализированных ресурсах можно предоставить больший выбор, а значит — больший поток посетителей и увеличение прибыльности товаров.
Еще одно преимущество интернет-магазина — относительная свобода деятельности его владельца, правильно настроившего бизнес-процессы. Повторимся: рынок продажи строительных материалов крайне зависим от сезонности. «Поэтому, например, я уже пять лет зимой живу в Таиланде. Просто не переношу снег и морозы, — говорит о своей мечте Щетинин. — Вот, уже в декабре уезжаю туда снова».