Зри в «золотой корень»

Спецвыпуск
Москва, 27.01.2014
«Эксперт Сибирь» №5 (404)
Томская компания «САВА» выводит на рынок необычные продукты, сделанные на основе обычных дикоросов

Если заготовкой дикорастущего сырья в Томской области не занимается только ленивый, то с переработчиками даров природы дела обстоят менее радужно. Во многом именно поэтому администрация региона акцентирует сегодня внимание на грантовой и инвестиционной поддержке компаний, способных производить из дикоросов новую, инновационную продукцию, желательно с высокой добавленной стоимостью.

Однако рынок переработки достаточно узок. Для того чтобы войти на него с новым бизнесом, по оценкам специалистов, требуется не менее 150 млн рублей. Чтобы иметь какой-то вес на рынке, необходимо собирать и перерабатывать не менее двух–трех тысяч тонн продукции в сезон, да еще хранить ее в надлежащих условиях, постепенно отгружая потребителям. Именно поэтому субъектов этой деятельности в регионе не так много. По указанной причине областным властям выгоднее поддерживать уже закрепившиеся на рынке компании, имеющие серьезную производственную базу, чем новичков. Эта тенденция прослеживалась с середины «нулевых», когда обозначились основные игроки на рынке. Поддержка, пусть порой и весьма скромная, принесла результаты. Например, к 2010 году эксперты констатировали, что основное производство джемов в Российской Федерации расположено в Сибирском и Центральном федеральных округах. При этом в Томской области в 2010 году находилось более 25% всего общероссийского производства, а майка лидера рынка принадлежала томской производственной компании «САВА», которая производила наибольшее количество позиций на основе брусники, клюквы, голубики и т.д.

Куда приводит варенье

Занимая лидирующие позиции по целому ряду направлений со своей продукцией из дикоросов, «САВА» уже несколько лет назад всерьез принялась за расширение ассортиментной линейки, стараясь ежегодно выдавать на рынок что-то новое. Нынешний год вполне может стать годом облепихового масла и сока, поскольку прошлый, 2012, год получился «облепиховым». Компания заготовила более 500 тонн этой ягоды и именно с облепихой связала перспективу выхода на рынок Европы.

К 2015 году компания намерена вложить 200 млн рублей в модернизацию линии по глубокой переработке дикоросов. «Мы запустили инвестпроект и уже получили первое высокотехнологичное оборудование из Германии по обработке дикоросов, — говорит генеральный директор предприятия Андрей Никитин. — Первый этап инвестпрограммы фактически уже реализован, в модернизацию вложено 25 процентов от общей суммы инвестиций. Модернизация производства позволит выпускать новые виды продукции в промышленных масштабах. В частности, будет налажено производство масел из косточек сибирских ягод, которые широко применяются в производстве косметики. Немецкими специалистами была создана уникальная технология получения масла из мякоти облепихи, которую мы приобрели. Технология, по которой работают на Алтае, уже устарела, а это позволяет получать стопроцентный сок прямого отжима и облепиховую косточку».

Новое оборудование и технологии действительно дают возможность «САВЕ» выпускать готовый продукт по европейским стандартам, а потому в перспективе — выходить на западные рынки сбыта. Что касается внутреннего рынка, то здесь компания особые надежды возлагает на запущенное опытно-промышленное производство диетического продукта — кедрового молочка, которое представляет собой выжимку из ядер кедрового ореха. В настоящее время компания ведет переговоры с крупными ритейлерами и аптечными сетями о реализации продукта.

Тринадцать лет назад только что созданное предприятие «САВА» пригласило технологов из Москвы, чтобы наладить выпуск томатной пасты. Затем появилась сладкая продукция, потом начали заниматься и заготовками дикоросов не только в Томске, но и по всей Сибири. Сегодня соки, нектары, джемы компании встречаются даже в Монголии. Со временем в «САВЕ» начали расширять ассортимент и помимо готовой продукции запустили производство конфитюров-наполнителей и масложировых начинок для кондитерской и молочной промышленности. Около пяти лет назад компания значительно усилила заготовительную отрасль, создав ряд кооперативов в Томской области и на Алтае, а также модернизировала холодильное оборудование. Примерно в это время ООО ТПК «Сава» впервые воспользовалось господдержкой. «Дело в том, что как и любому развивающемуся предприятию, нам необходимы кредиты для заготовки, хранения ягод, грибов и орехов, приобретенных в летний и осенний перио­ды, — объясняет Андрей Никитин. — На протяжении нескольких лет мы кредитуемся в Сбербанке и Газпромбанке. Не всегда хватает залогов. А сырье нужно в сезон заложить в холодильники и производить в течение года продукцию. Потом отгрузить ее в сети, а сети рассчитываются два–три месяца, из-за чего получается достаточно большое плечо. Поэтому в последнее время мы при содействии областной администрации пользуемся сразу несколькими видами господдержки, основной из которых — субсидирование процентной ставки по кредитам. Кроме того, мы помогаем заготовительным кооперативам, с которыми работаем, развивать бизнес в рамках программы «Первый шаг». Это дает им определенный толчок, а руководство области решает проблему занятости — в отдаленных северных районах создаются дополнительные рабочие места».

Томская «САВА» сегодня производит большой ассортимент продуктов из дикорастущих ягод 043_expert-sibir_05.jpg
Томская «САВА» сегодня производит большой ассортимент продуктов из дикорастущих ягод

Главный прорыв «САВА» сделала около пяти лет назад с началом производства функциональных пищевых продуктов, обладающих выраженным оздоровительным эффектом. Все они прошли длительные клинические испытания в НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, получили экспертное заключение в НИИ питания РАМН. А все началось с соков, обогащенных пектином. Они стали практически первым инновационным продуктом на основе сибирских дикоросов. Можно сказать, улучшенной формулой. «Соки с пектином апробировались и внедрялись на предприятиях с вредными условиями труда как альтернативное средство профилактики последствий воздействия вредных производственных факторов, — поясняет Андрей Никитин. — Сегодня мы поставляем соки и нектары с пектином таким компаниям, как «Норильский никель», «Русский алюминий» и целому ряду металлургических комбинатов по всей России. Считаем это направление перспективным и развиваем его».

Марш «энергетиков»

Два года назад компания «САВА» и Томский государственный университет (ТГУ) создали «Научно-производственную компанию (НПК) «САВА», основной целью которой стало производство и вывод на рынок нового натурального биоэнергетического напитка на основе фитоадаптогенов — лимонника и родиолы розовой. «При мягком тонизирующем эффекте человек испытывает подъем сил, — описывает технолог компании Павел Нуждов ощущения человека, который выпил полезный «энергетик». — А при длительном использовании — общее улучшение состояния организма, отсутствие одышки, учащенного сердцебиения во время стресса. Тонизирующий компонент лимонника — схизандрин. В родиоле розовой активным компонентом является солидрозид, а их совокупность как раз и позволяет добиться тонизирующего эффекта».

Лимонник, по сути, натуральный природный энергетик. Его заготавливают на Дальнем Востоке, там замораживают и отправляют в Томск. Здесь его смешивают с главным компонентом — родиолой розовой, более известной как «золотой корень». В природе его собирать запрещено, но в Сибирском ботаническом саду ТГУ научились выращивать золотой корень в тепличных условиях. Подобный симбиоз приводит к двойному биоэнергетическому эффекту. «Первые экспериментальные исследования по интродукции и изучению «золотого корня» мы начали еще в 1972 году, — говорит заведующая лабораторией интродукции ботанического сада и руководитель НИР по интродукционным исследованиям в НПК «САВА» Татьяна Свиридова. — Конкретно в Ботаническом саду выращивали образцы родиолы розовой, которые привозили с Алтая, из Тувы, Швейцарии и Швеции. Из них мы выбрали наиболее продуктивные, так что сейчас в Томске выращиваем лучшие образцы с высоким содержанием действующих веществ».

Сотрудничество с предприятием «САВА» — это первый опыт участия ученых Ботанического сада в таком крупном проекте. Сибирские биоэнергетические напитки уже начали завоевывать рынок. А компания по-прежнему не проходит мимо идей, которые могут привести к созданию нового продукта. Например, так появился еще один природный напиток с множеством полезных свойств — фитококтейль с клеточным соком сибирской пихты, который выпускается совместно с томской компанией SibEx. По словам экспертов компании «САВА», он очень органично сочетается, к примеру, с брусникой. «Следующий этап — дальнейшее расширение производства, — говорит Андрей Никитин.— С этого рынка очень многие ушли, поэтому мы, чтобы удержаться, сейчас осваиваем новые технологии, работаем над инновационными продуктами. Благодаря этому удалось увеличить объемы. Скоро запустим в серию кедровые сливки».

Проблемы, конечно, еще остаются. «Главная, на мой взгляд, в том, что в Томской области реализация нашей продукции составляет менее десяти процентов. Хотелось бы, чтобы наши соки, обогащенные пектином, нашли свое применение и на томских предприятиях с вредными условиями труда», — говорит Никитин. Тем временем после года «облепихи» «САВА» начинает увеличивать объемы посадок жимолости. Сок этих ягод пользуется повышенным спросом. По словам гендиректора компании, образцы сока жимолости уже отправлены в Монголию и Германию. И, вероятно, скоро на его основе появится новый продукт.       

ООО ТПК «САВА» основана в 2000 году на базе Кузовлевского тепличного комбината, расположенного на северной окраине Томска. Ассортимент представлен следующими группами: соки, джемы, повидло, сиропы, кетчупы, томатная паста, соусы. Одно из приоритетных направлений деятельности компании — разработка новых технологий соков, джемов и других продуктов из дикорастущих ягод Сибири и Алтайского края, в том числе продуктов лечебно-профилактического питания с добавлением фруктозы и пектина для диетического, диабетического и общего потреб­ления. Владельцами «САВЫ» являются физические лица. Выручка компании в 2011 году составила 526 млн рублей, чистая прибыль — пять миллионов рублей.

У партнеров

    Реклама