Собрать в кучку

Повестка дня
Москва, 17.02.2014
«Эксперт Сибирь» №8 (407)

Фото: Виталий Волобуев

Проект создания Новосибирской агломерации имеет все шансы стать пилотным на федеральном уровне проектом экономического, транспортного и территориального объединения населенных пунктов вокруг крупных регио­нальных центров. Как рассказал на специальном круглом столе недавно назначенный вице-губернатором Новосибирской области Владимир Городецкий (до этого почти 14 лет руководивший Новосибирском), проект схемы территориального планирования агломерации уже выполнен и сейчас ожидает утверждения в Минрегионразвития. «Новосибирская агломерация — одна из самых естественных в России. Ее отличают три преимущества: научный потенциал; удивительно выгодное географическое, центровое, положение; и диверсифицированная экономика — на территории нет монополий какого-либо сегмента. Мы должны дать Минрегионразвития свои предложения для формирования необходимой правовой и нормативной базы, обратить внимание на возможные варианты финансирования развития территорий как точек роста, федеральным центром. Поверьте, мне тоже на новенького очень важно впитать в себя больше от вас и в последующей деятельности как можно больше углубить представления о разноплановости этой работы», — обратился к собравшимся Городецкий.

О том, что собой представляет Новосибирская агломерация, рассказал главный градостроитель ОАО «СибНИИ градостроительства» Сергей Заусаев. Всего в ней выделяется три зоны. Ядро — центр Новосибирска; серединная зона — Академгородок, Пашино и поселок ОбьГЭС, а также Первомайский район; и периферия. В целом агломерация объединит Новосибирск, Обь, Бердск и Искитим, наукоград Кольцово и восемь районов области — Искитимский, Ордынский, Мошковский, Коченевский, Новосибирский, Колыванский, Тогучинский и даже часть Черепановского. Перспективная площадь — 20,05 тыс. кв. км. Население агломерации предположительно составит около 1,92 млн человек. «При определении границ агломерации учитывались плотность населения, двухчасовая доступность на общественном транспорте, маятниковая миграция и существующее административно-территориальное деление. Поэтому границы агломерации проходят по границам поселений в составе муниципальных районов», — объяснил Сергей Заусаев. По прогнозам, к 2032 году численность трудовых ресурсов агломерации возрастет на 304 тыс. человек и достигнет 1 516 тыс. человек. Произойдет это главным образом за счет миграции.

Проектом предусмотрено и создание нескольких зон опережающего развития. Центральная часть Новосибирска рассматривается как деловой и административный центр агломерации («Смарт-Сити»). Наукоград Кольцово, Академгородок, агротехнопарк в Краснообске, медицинская академия и наукоемкие медицинские центры — естественно, научная инновационная зона или «Наукополис». Отдельно выделяется Искитимо-Линевская промышленно-индустриальная зона, которая уже давно стала производственным кластером строительных материалов. И, наконец, «Аэросити» — транспортно-логистический узел на базе международного аэропорта «Толмачёво», включающий производственно-логистический парк, город Обь и Марусинскую промышленную зону. Перспективная численность населения «Аэросити» составит 445 тыс. человек, а общая площадь — 42,6 тыс. га. «Сейчас развитию аэропорта способствуют, в том числе, расположенные поблизости Промышленно-логистический парк и новосибирский Экспоцентр, а в будущем на территории «Аэросити» будут появляться и другие объекты», — заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов.

Для развития Новосибирской агломерации и взаимосвязей между муниципальными образованиями предусмотрено строительство Северного и Восточного железнодорожных обходов Новосибирска, организация скоростных электричек до Омска, Красноярска, Томска и Кемерова, строительство Восточного и Юго-Западного автодорожных обходов города. По словам Сергея Титова, в ближайшие пять–семь лет в Новосибирске запустят скоростной аэроэкспресс от аэропорта «Толмачёво» до вокзала «Новосибирск-Главный», а в дальнейшем — по маршруту «Академгородок–Вокзал-Главный–аэропорт «Толмачёво». «Для организации проекта целесообразно использовать существующую железнодорожную инфраструктуру в районе «Толмачёво» и предусмотреть ее реконструкцию», — отметил министр.

Эксперты высоко оценили идею Новосибирской агломерации, но обратили внимание властей на необходимость создания единого правового пространства на территории всего образования. «Человеку на самом деле все равно, на территории какого района он живет и работает — он просто хочет иметь высокое качество жизни. И здесь возникает много межмуниципальных отношений, которые нужно понимать. В том числе налоговых, когда человек платит налоги на территории одного муниципального образования, а живет на территории другого. Собираемые налоги должны работать в интересах всей агломерации», — считает директор компании «СофтЛаб-НСК», президент ассоциации IT-компаний «СибАкадемСофт» Ирина Травина.

«Следующим шагом после создания Схемы территориального планирования Новосибирской агломерации, то есть ее пространственного каркаса, станет формирование системы управления. Речь идет о сохранении самостоятельности всех муниципальных образований, которые входят в агломерацию, — отметил Владимир Городецкий. — В ближайшие два месяца создадим органы управления. Прежде всего, это Совет агломерации, куда будут включены все руководители муниципальных образований во главе с губернатором Новосибирской области Василием Алексеевичем Юрченко. Также будет создан исполнительный орган. Система управления агломерацией должна быть коллективной, основанной на обсуждении и взаимодействии всех ее субъектов». Решено также выполнить инвентаризацию земель в муниципальных образованиях с целью их возможного резервирования под инвестиционные, производственные и социальные объекты агломерации, а также синхронизировать градостроительную документацию субъектов агломерации с разработанной схемой ее территориального планирования. «Во-первых, нужны поправки в градостроительный кодекс РФ, в закон Новосибирской области о градостроительной деятельности. Во-вторых, провести корректировку схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов в составе агломерации. В-третьих, требуется правовое оформление Аэросити и Наукополиса как объектов территориального планирования и управления. В-четвертых, провести аудит земельных ресурсов территорий агломерации. В-пятых, увязать и актуализировать программы социально-экономического развития территорий муниципальных образований», — обозначил перечень первоочередных задач Сергей Заусаев.

У партнеров

    Реклама