— Я люблю сибирскую зиму. Настоящую. Со снегом и морозами, зимним лесом и ледовыми горками. В середине января у меня даже было опасение, что в Сибири сибирской зимы не случится. Что весь холод ушел из Арктики в США и Канаду. В несчастные, неподготовленные к таким испытаниям американские города. Было по-честному жаль американцев, наверное, впервые в жизни пробующих, что такое –40 градусов по Цельсию. Но потом морозы пришли и к нам, на Урал и в Сибирь, в Москву и даже в Ростов-на-Дону. Просматривая размещенные на Youtube ролики из Ростова, где видно, как местные жители используют в качестве городского транспорта снегоходы и даже собачьи упряжки (интересно, где они взяли нарты и ездовых собак?), как молодежь забавы ради прыгает с третьего этажа в трехметровые сугробы, я понимаю, что мы, в отличие от американцев, можем пережить любую зиму. Вот только насколько комфортно это делать в наших городах?

Комфорт человека, несомненно, складывается из мелочей. Скользкие тротуары, ожидание общественного транспорта на холодной остановке, короткий световой день и многие другие «зимние радости» не улучшают настроение сибиряков. Можно ли сделать город комфортным и интересным зимой? Можно ли поднять настроение людей в это время года? Опыт северных европейских стран и уже некоторых российских городов дает положительный ответ на эти вопросы.

Советское наследие — инженерные системы городов — в целом достаточно неплохо справляются с низкими температурами. «Подготовка к зиме» является вечной темой для муниципальных и регио­нальных властей. Мы привыкли к тому, что практически бесперебойно получаем все блага цивилизации (отопление, горячую воду, электроэнергию) в зимнее время. Хотя делается это не без труда — износ систем жизнеобеспечения растет, требуется все больше средств на их обслуживание и замену. И этот вопрос необходимо обсуждать. Имеются ли новые технологии жизнеобеспечения городов в холодное время года? Можем ли мы реально снижать энергопотребление и финансовые расходы, повышать надежность, внедряя их. Насколько это выгодно и реализуемо? Вот, например, живу я в многоквартирном доме и хочу сберегать тепло. Какая у меня к этому мотивация? Существующая система не предполагает наличие индивидуальных приборов учета теплоэнергии в каждой квартире. Если я захочу это сделать, мне придется ставить теплосчетчик на каждой батарее. И даже в этом случае управляющая компания или ТСЖ может не принимать платежи по счетчику, а делить общедомовые расходы на количество квадратных метров.

Наш общественный транспорт — комфортен ли он в зимнее время? Можем ли мы позволить себе теплые остановки? За чей счет они должны содержаться? Пока роль теплых павильонов для ожидания транспорта выполняют торговые точки при остановочных пунктах. А личные авто, поставленные на прогрев каждые два часа, — насколько они комфортны для жителей домов, во дворах которых работают? Шум и повышенные выбросы, несомненно, отрицательно влияют на комфорт. Особенно в ночное время. В некоторых северных городах автомобиль вообще не принято глушить зимой — не заведешь потом.

Практически все специалисты, да и просто жители, с которыми мне довелось обсуждать тему велосипедного движения в сибирских городах, говорили — какой велосипед?! У нас зима семь месяцев в году, о чем вы?! А в Скандинавии зимой обслуживают дорожки для велосипедистов, подогревают их и в первую очередь чистят после снегопадов. Должны ли мы это делать? Я, кстати, видел велосипедистов в Иркутске в –32, в Екатеринбурге и Томске в –36…

Очевидно, что российским городам не хватает закрытых общественных пространств в зимнее время. Закрытых — в смысле, под крышей и теплых, наполненных деятельностью и сервисами. Такую роль стали выполнять крупноформатные торговые центры за неимением общественных помещений. Но они есть не во всех городах и, в общем-то, предназначены не для общественных целей. Видимо, закрытые общественные пространства надо развивать. Как именно, чей опыт мы можем использовать? За чей счет это делать? На эти вопросы ответов пока нет.

Зимой наши города черно-белые. Наверняка нужно использовать интересные цветовые решения, временные либо постоянные. Большой эффект для оживления зимнего города дает и иллюминация, не только праздничная, но и постоянная подсветка зданий, уличное освещение. Например, Томск очень прилично потратился в 2012 году на праздничную иллюминацию. Зато в городе чувствуется праздник, у жителей поднимается настроение. Возможность продлить световой день и наполнить город красками должна использоваться.

И, конечно, наша зима немыслима без зимних видов спорта и снежно-ледовых развлечений. Эта тема достаточно хорошо коммерциализирована. Почти во всех крупных городах Сибири есть и горнолыжные склоны, и лыжные базы, и катки (в том числе крытые). Но мне не хватает площадок моего детства — дворовых хоккейных коробок, простых, доступных для всех горок. Они сохранились далеко не везде. В Европе проходит конкурс на лучший зимний город. Почему аналогичного мероприятия нет у нас? Давайте устроим такое состязание. Зимний город в России должен стать комфортным и интересным!               

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №11 (410) 10 марта 2014
    Рынок рабочих специальностей
    Содержание:
    Хорошо быть закройщицей

    Лучшая ситуация с кадрами — в сфере производства промышленного оборудования, худшая — в легкой промышленности. Ключевая проблема с точки зрения работодателей стабильна — это разрыв между тем, что делают образовательные учреждения, и тем, что необходимо бизнесу

    Реклама