На переплавку

Спецвыпуск
Москва, 10.03.2014
«Эксперт Сибирь» №11 (410)
Снегоплавильная станция в Новосибирске оказалась вполне успешным опытом государственно­-частного партнерства. Нехитрое устройство канадского производства, способное превращать снег в воду, одновременно очищая его от песка и мусора, решено тиражировать силами местных машиностроительных заводов.

Фото: Виталий Волобуев

Первую в Новосибирске снегоплавильную станцию разместили в центре города, на пустыре, сразу за парковкой ТРК «Сибирский молл». Огромные кучи серо-черного снега, в два–три раза превышающие высоту возведенного по периметру ограждения, определено указывают на профиль нового предприятия. Но то, что здесь далеко не просто примитивный снегоотвал, организованный властями, говорит хорошо слышимый рядом со станцией звук работы газовых горелок и гидронасосов. Вахтер пускает нас на территорию. Среди огромных грязно-снежных гор стоят несколько вагончиков-офисов и собственно снегоплавильный комплекс, состоящий из двух блоков: открытого — снегоплавильного котла, и закрытого — производственного корпуса, где в специальной шестиметровой емкости собирается песок и мусор. Вскоре появляется и наш сопровождающий, который представляется Никитой и говорит, что он заместитель генерального директора компании «Строй-Сервис» — инвестора и управляющей организации снегоплавильной станции. Назвать свою фамилию он категорически отказывается. О «Строй-Сервисе» известно, что она входит в структуру компании «Перлит-Строй», которая и возвела снегоплавильный комплекс. Во главе «Перлит-Строя» и «Строй-Сервиса» значится одно и то же физическое лицо — Коля Кулиджанян.

«Это идея города»

Запущенная в середине декабре прошлого года снегоплавильная станция стала плодом сотрудничества власти и бизнеса. 32 млн руб­лей в проект вложила мэрия Новосибирска (предоставление территории в один гектар, подведение электричества и газа) и 123 млн руб­лей — «Строй-Сервиса». Инвестиции бизнеса пошли на покупку оборудования и непосредственное возведение производственного комплекса.

«Строительство снегоплавильной станции — это идея города. Пробки у нас уже давно московские, а снег нужно вывозить и днем, и ночью. Если везти его днем на существующие снеготоотвалы, которых в городе 17, и все они находятся далеко от центра, то время, затраченное машиной на один рейс, может достигать четырех часов. Это колоссальные временные затраты. Такого город позволить себе не может. Столько техники в Новосибирске просто нет. Поэтому и было принято решение построить станцию в самом центре города», — объясняет Никита. Причем, по его словам, по количеству снегоплавильных мощностей Новосибирск серьезно отстал от городов в европейской части страны, особенно от Москвы. В столице количество снегоплавильных станций превышает сотню, хотя по параметрам техника там вдвое меньше новосибирской. Новосибирская станция способна плавить 180 тонн снега в час, что соответствует 350–450 кубометрам твердых атмосферных осадков в зависимости от плотности снега и количества в нем песка и мусора. В сутки на территорию снегоплавильной станции снег привозят 600–700 самосвалов. Большая часть снега — из Центрального округа, а также Октябрьского и Дзержинского районов. Станция плавит примерно пятую часть всего собираемого в городе снега. Возвышающиеся над станцией снежные горы Никита оценил в 60 тыс. кубометров или недельную загрузку комплекса.

Снегоплавильная станция работает круглосуточно. На производственной площадке занято около двух десятков человек. Кто-то следит за работой снегоплавильного котла, не допуская перенагрева талой воды свыше нормативных +6 градусов Цельсия, кто-то регулирует движение самосвалов на территории станции, а кто-то работает в песколовке, не допуская засора системы.

«Вполне по силам»

Принцип работы снегоплавильной машины довольно прост. Технологическое «сердце» станции — газовые горелки погруженного типа, благодаря которым огонь горит под водой — производства канадской компании TRECAN. Снег загружается в плавильный котел, где растапливается теплом, получаемым от работы горелок, а вода, получаемая от плавления снега, очищается от песка и мусора и после фильтрации на очистных сооружениях попадает через канализации в речку Каменку. На первом этапе талый снег отделяется от песка и мусора, которые попадают в шестиметровый отстойник. Специальным устройством — грейфером — песок и мусор вынимается из воды, сушится, после чего грузится на самосвалы и вывозится.

«Пока мы складируем песок на территории. В нем очень большое количество мусора, но планов по его очистке у нас нет», — объяснил Никита. Из-за крупногабаритного мусора снегоплавильная машина уже несколько раз останавливала работу. Первое ЧП случилось еще в декабре, через неделю после начала работы станции. «Тот снег с песком, который мы в период снегопада завезли на снегоплавильную станцию, оказался такого уровня загрязнения, какого не предполагали ни канадские, ни наши специалисты. Там оказались и колеса от машин, и пластиковые трубы, и картонные коробки. Представляете, все это на решетки попало, сверху придавило пескосмесью», — объяснял тогда журналистам заместитель мэра и глава департамента транспорта и дорожно-благоустроительного департамента Валерий Жарков. «Никогда не думал, что в нашем снегу столько мусора. И это не только бутылки или картон, но бетонные блоки и бочки», — удивляется Никита. О количестве же песка зимой на улицах города говорит такая цифра: к началу текущего зимнего сезон мэрия заготовила 114 тыс. тонн песко-соляной смеси.

Стоимость услуг новосибирской снегоплавильной станции — 175 руб­лей за утилизацию одного кубометра снега при себестоимости около 120 руб­лей за кубометр. Чтобы переварить 180 тонн снега в час, а это около 50 самосвалов, станция потребляет 1 147 кубометров газа. Несмотря на сугубо сезонный бизнес, окупаемость станции оценивается в пять–семь лет.

Власти рассчитывают инициировать в ближайшие год–два строительство еще трех–четырех снегоплавильных станций, две из которых должны появиться в левобережье. Это должно свести к минимуму количество снегоотвалов. При этом власть рассчитывает построить комплексы силами местных машиностроителей. Идею уже поддержал машиностроительный завод «Труд». «Мы сегодня изготавливаем и гораздо более сложные комплексы. Уверен, что создать снегоплавильную станцию нашему институту и заводу вполне по силам», — говорил в интервью журналу «Эксперт-Сибирь» глава завода Юнус Ислямов. Никита затруднился дать ответ, выступит ли «Перлит-Строй» инвестором новых предприятий, но со своей стороны выразил готовность взять на себя управление вновь вводимыми в городе станциями. «Задача — в этом году установить как минимум еще одну снегоплавильную установку, по организации второй станции мы ведем переговоры с инвестором в рамках реализации частно-государственного партнерства», — подчеркнул исполняющий обязанности мэра города Владимир Знатков.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №11 (410) 10 марта 2014
    Рынок рабочих специальностей
    Содержание:
    Хорошо быть закройщицей

    Лучшая ситуация с кадрами — в сфере производства промышленного оборудования, худшая — в легкой промышленности. Ключевая проблема с точки зрения работодателей стабильна — это разрыв между тем, что делают образовательные учреждения, и тем, что необходимо бизнесу

    Реклама