Кризис начался с Бурятии

Повестка дня
Москва, 24.03.2014
«Эксперт Сибирь» №13 (412)

Новая концепция организации пригородного железнодорожного сообщения, разрабатываемая сейчас силами «РЖД» и Минэкономразвития РФ, похоже, почти не оставляет шансов на сколько-либо значительную роль этих перевозок во всех регионах страны, за исключением Московской и Ленинградской областей. Вплоть до закрытия большинства маршрутов, предупреждают эксперты. В Сибири это уже началось — Бурятия сворачивает все пригородные железнодорожные маршруты, за исключением лишь одного.

Долгосрочную концепцию организации пригородного железнодорожного сообщения представили на минувшей неделе в Минэкономразвития РФ. Документ, к разработке которого имело отношение и РЖД, вводит вроде бы несущественное, но на деле стратегическое изменение в схему взаимодействия между железнодорожной монополией и пригородными «дочками» РЖД. В новом документе впервые организация пригородного железнодорожного сообщения становится не обязанностью, а правом региона. Отныне регионы сами должны спланировать необходимость в таком сообщении — следовательно, при необходимости и отказаться от него. Федеральный центр, в свою очередь, обязуется только лишь нести бремя поддержания железнодорожной инфраструктуры, окончательно отказываясь от субсидирования самих перевозок.

На практике нынешнего момента, когда масштабный бюджетный кризис уже вовсю захлестывает регионы РФ, это означает теоретический масштабный отказ от лишнего бремени в виде пригородных электричек. Это подтверждает очевидный тренд на сокращение маршрутной сети: только с начала этого года в России было отменено порядка 230 рейсов. А прибыльным этот вид транспорта является только в Московской и Ленинградской областях, а также в Адыгее. Остальные же регионы субсидируют от 50 до 80 процентов стоимости перевозок — в зависимости от плотности маршрутов.

Если кто-то считает, что регионы не смогут отказаться от пригородного железнодорожного сообщения как некоего вида «социальной услуги населению», спешим огорчить — они уже начали это делать. Буквально через несколько дней после публикации новой концепции, власти Бурятии объявили о масштабном сокращении пригородного сообщения. В республике, которая и раньше не отличалась развитой сетью электричек, теперь и вовсе остается только один субсидируемый (читай — существующий) маршрут «Улан-Удэ — Мостовой». «Мы ничего не отменяем сами. Если население пересело на автобусы, смысла нет ж/д маршруты дотировать многомиллионными дотациями из республиканского бюджета», — заявил глава региона Вячеслав Наговицын. Взамен регион предлагает пересаживаться на маршрутные такси и автобусы.

Но проблема в том, что не везде автомобильный транспорт является круглогодичным. «Эксперт-Сибирь» уже писал о бунте жителей Кубанского района Бурятии, которые, лишившись пригородной электрички, перестали иметь возможность круглогодично добираться до райцентра. Жители тогда даже подписали петицию о переходе в состав Иркутской области, однако ничего не помогло — правительство Бурятии было непреклонно. Аналогичный пример в прошлом году наблюдался в Томской области — правда, со счастливым концом. Там была отменена электричка Томск-Белый Яр. К последнему, опять же, не существует круглогодичной качественной дороги, и поэтому вопрос о возвращении этого маршрута власти региона решали буквально в ручном режиме.

Другой вариант, которые теоретически могут предложить некоторые регионы — компенсация части бюджетных субсидий крупными предприятиями. Такая схема уже работает вокруг Братска. Там семь пар поездов, курсирующих между Братском и его спутников Новобратском оплачивает алюминиевый завод компании «Русал».

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №13 (412) 24 марта 2014
    Градостроительство
    Содержание:
    Как из смокинга сделать шорты

    В недавней истории Сибири был период, когда местные города стали центрами воплощений суперсовременных для своего времени архитектурных идей. Вновь повторить этот опыт мешает недальновидность градостроительной политики муниципалитетов

    Реклама