Слишком переоцененный Байкал

Повестка дня
Москва, 07.04.2014
«Эксперт Сибирь» №15 (414)

Фото: Виталий Волобуев

Генеральный директор ОАО «Особые экономические зоны» Вадим Третьяков в интервью «Российской газете» раскритиковал работу туристических зон в Сибири и даже покусился на святое, заявив, что «туристический потенциал озера Байкал сильно переоценен».

О том, что особые экономические зоны как вид государственных инвестиций с целью возвращения их посредством налогов и прочих сборов неэффективны, долгое время сообщали и Минэкономразвития, и Счетная палата, и другие инстанции. Как уже ранее писал «Эксперт-Сибирь» (см. «Гора родила мышь» в № 41 за 2012 год), для того чтобы государственные вложения в некоторые турзоны на Алтае и в Прибайкалье окупились, при нынешних темпах работы частных инвесторов нужно несколько сотен (!) лет.

Самый яркий пример — ОЭЗ «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. Пожалуй, это самый неэффективный с точки зрения развития территории проект: вложив сюда с 2007 года 2,7 млрд руб­лей, бюджет так и не почувствовал реального эффекта. То есть, в зоне так и не появилось реальных масштабных проектов — разве что, только на бумаге. Поэтому интервью Вадима Третьякова, назначенного на свой пост менее полугода назад, упало, как говорится, в благодатную почву. «В  Бурятии не очень правильно был выбран земельный участок. И, кроме того, потенциал самого озера Байкал сильно переоценили. Считалось, что это такой серьезный бренд для всего мира. Когда мы с западными специалистами выезжали туда, по дороге расписывали им Байкал как место, которое они никогда не забудут. У них, естественно, возникли определенные ожидания, что будет что-то не­обычное. Приехали, посмотрели: да, это озеро. Большое озеро. И все. Это не то место для иностранца, ради которого он проедет полмира», — говорил он то, что еще недавно могли позволить себе только независимые эксперты.

То же самое, по мнению Третьякова, происходит и с Алтаем. Там другая проб­лема, говорит он: места действительно привлекательные, однако инвесторы не могут предложить масштабных работающих проектов. «В алтайской зоне был резидент вполне реальный, с бизнес-планом. Он строил тарзанку. Накрутил на дерево веревку с палкой и пошел под палкой оформлять себе земельный участок. Получил отказ. Начал качать права: «Как так? Я же резидент! Вот бизнес-план, вот тарзанка!» Таких примеров было много», — рассказывает Третьяков.

Подобная позиция главы ОАО «ОЭЗ», естественно, не могла не вызвать реакцию среди местных экспертов турбизнеса. Лейтмотив их высказываний: статус ОЭЗ у некоторых туристических зон могут отнять за ненадобностью и неэффективностью. Тем более что такие примеры уже есть: ранее аналогичные решения были приняты в отношении ОЭЗ в Краснодарском крае и Калининградской области. Другое дело, что там не были осуществлены масштабные государственные вливания в инфраструктуру. Но вряд ли это обстоятельство кого-то остановит.

У партнеров

    Реклама