Гость из космоса

Русский бизнес
Москва, 28.04.2014
«Эксперт Сибирь» №18-20 (417)
запуском нового спутника цифрового вещания «Экспресс-АТ1» на рынке платного телевидения Сибири начался очередной виток плотной конкуренции. Правда, до агрессивного передела рынка есть еще три–пять лет экстенсивного роста

«Я просыпался ночью и включал компьютер. В Интернете в режиме реального времени транслировалось, как ракета «Протон» с двумя спутниками выходит на орбиту. Если бы что-то пошло не так, нам бы в самом худшем случае пришлось поворачивать миллион спутниковых тарелок в Сибири на спутник «Газпрома», который не на 56-м, а на 55-м градусе висит», — говорит исполняющий обязанности генерального директора, директор по регио­нальному развитию «Триколор ТВ» Сергей Ставропольцев. Речь идет о выводе на рабочую орбиту спутников «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», первый из которых теперь обеспечит вещание в Сибири самого массового оператора спутникового телевидения в России на ближайшие 15 лет.

«Триколор ТВ», естественно, вещал в Сибири и раньше. Однако для вещания использовались спутники с ограниченным диапазоном частот. Запуск новых спутников означает, что «Триколор ТВ» сможет полноценно конкурировать с операторами кабельного телевидения в крупных городах и предложить качественно новый продукт в сельской местности. Однако передела рынка пока ждать не стоит, уверены эксперты. Во-первых, ему еще есть куда расти «вширь»: новых потенциальных клиентов — более трех миллионов. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов и развивающуюся российскую программу государственного цифрового телевидения, успех которой позволит потребителям получить доступ к самым популярным российским телеканалам.

Люди привыкли

Еще лет десять назад спутниковая тарелка в доме была предметом роскоши и зависти. Дети рисовали дома «новых русских» исключительно со «спутником» на крыше, а цена доступа к услугам первых спутниковых операторов типа «НТВ-Плюс» подчас превышала месячную зарплату рядового работника. Однако в последние годы ситуация радикально изменилась. В крупных городах уже более половины домохозяйств охвачено платным ТВ (в основном, кабельным — см. график 1). В Сибири ситуация несколько видоизменяется в сторону лидерства спутникового доступа (см. график 2). Теперь даже в отдаленных деревнях, на самых неприметных домах размещают спутниковые тарелки. Крайне низкие цены, предложенные такими операторами, как «Триколор ТВ», позволили сделать спутниковое телевидение доступным большинству россиян.

Субъективные ощущения подтверждает и статистика рынка. Согласно данным Росстата, в Сибири около 7,1 млн домохозяйств, из них, по оценке уже отраслевых экспертов, платным телевидением пользуются 3,6 млн. Несомненный лидер рынка — «Триколор ТВ», абонентская база которого в Сибири составляет более одного миллиона абонентов. Именно спутниковый сегмент в будущем станет драйвером роста платного ТВ. «Рынок насытился. Рост для операторов возможен только за счет выхода в новые города с меньшим числом жителей», — отмечал ранее генеральный директор информационно-аналитического агентства «Телеком Дейли» Денис Кусков. Кабель в малые города и села, тем более в Сибири с ее расстояниями, тянуть нецелесообразно. Поэтому шанс на бурное развитие получают именно спутниковые операторы. Тем более что весной этого года ими была получена и соответствующая техническая возможность — на орбиту был выведен спутник «Экспресс-АТ1».

Преодоление неравенства

Запуск любого спутника — событие комплексное. «Триколор ТВ» не запускает самостоятельно спутники, это технически сложный, дорогой и рискованный процесс, который возможен только на государственном уровне, — поясняет Ставропольцев. — Здесь все может происходить только по принципу межотраслевой и международной кооперации». Спутник «Экспресс-АТ1» изготавливало ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева» (Красноярский край), а до этого компания довольствовалась схемами резервного вещания. В частности, еще в 2008 году Сибирь стал обслуживать спутник Bonum-1, а с 2010 года — подержанный американский спутник DirectTV-1R. «Эти три года были для нас постоянным стрессом, да и для клиентов тоже. Приходилось постоянно что-то менять в настройках, разъяснять абонентам, выслушивать претензии от них, естественно, — признается Сергей Ставропольцев. — Теперь благодаря новому спутнику обо всем этом можно будет раз и навсегда забыть. Представьте себе, что у вас был старенький советский «жигуленок». А потом вы пересели на полноприводный современный автомобиль с кондиционером, встроенной навигационной системой и прочими достижениями автопрома, — вот это оно и есть, только на уровне космических аппаратов».

Именно поэтому запуск 16 марта «Протона» с двумя спутниками (второй предназначается для Дальнего Востока) с космодрома Байконур для многих отраслевых компаний означает новую страницу развития. «Экспресс-АТ1» к началу апреля был выведен на расчетную орбиту 56° в.д. 23 апреля ГПКС (федеральное предприятие, отвечающее за развитие спутниковых технологий в России) отчиталось об успешном вводе спутника в эксплуатацию. Теперь «Экспресс-АТ1» должен обеспечить жителей Сибири Интернетом, качественной телевизионной картинкой и сотовой связью. «Запуск спутников непосредственного вещания «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» крайне важен для развития рынка отечественного непосредственного вещания. Жители Сибири и Дальнего Востока получат доступ к новым российским и зарубежным телеканалам»,— заявил генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров.

Однако нам, естественно, интересна телевизионная сторона вопроса. Немного технических деталей. «Триколор ТВ» на спутнике Bonum-1 имел 2,5 транспондера (по 33 МГц), на DirecTV-1R — пять транспондеров (по 26 МГц). Для сравнения: на «Экспрессе» у оператора зарезервировано 10 транспондеров (33 МГц). То есть технические возможности для вещания увеличиваются в разы. «Если перевести эти сухие цифры на понятный потребителям язык, это означает, что жителям Сибири станут доступны более 100 телеканалов, около семи–восьми пакетов вещания, в том числе наш премиальный кинопакет. Это уравнивает возможности Сибири с теми услугами, которые мы уже оказываем в европейской части России», — объясняет Ставропольцев.

Передела не будет. Пока

Последнее обстоятельство заставляет предположить, что в краткосрочной перспективе рынок платного ТВ ждет передел. Главная стратегическая линия «Триколор ТВ» — дешевизна доступа, минимальный пакет услуг «Оптимум» стоит всего 600 руб­лей в год, что в разы дешевле аналогичных кабельных провайдеров. Это позволяет предположить: новые пакеты вещания будут пользоваться успехом не только в небольших городах и сельской местности, но и в сибирских миллионниках: Омске, Новосибирске, Красноярске.

Причина интереса к «Триколор ТВ» именно горожан — телевидение высокой четкости (HDTV), главным евангелистом которого в России является этот спутниковый оператор. «С марта 2012 года европейская часть России получила возможность смотреть нас в HD-формате. И мы мгновенно получили значительный кусок «городских» клиентов — в частности, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и других городах. Нас стали смотреть в мегаполисах. В Сибири будет то же самое. Мы предлагаем нашим сибирским абонентам за 100 руб­лей в месяц смотреть 25 HD-каналов плюс 100 каналов стандартной четкости там, где другие операторы все еще относятся к HDTV как к какой-то премиальной услуге и просят за нее куда большие деньги», — констатирует Сергей Ставропольцев. Однако он не ожидает массового и агрессивного передела рынка. Во-первых, уверен исполняющий обязанности генерального директора «Триколор ТВ», ниша платного телевидения еще не заполнена — многие операторы могут расти «вширь», не вступая в борьбу с конкурентами. А во-вторых, средний чек растет как раз за счет внедрения новых услуг и стандартов, так же, как, например, растет рынок мобильных услуг за счет новых смартфонов.

С этим согласны и кабельные операторы. «Мы сталкиваемся с любопытными тенденциями. Например, оказывается, что один человек может быть абонентом сразу и нашим, и спутникового телевидения. Дома у него кабель, а на даче — спутник. Кроме того, телевидение заходит на мобильные устройства — смартфоны и планшеты. И это рынок, где еще три–пять лет места будет хватать всем», — уверен коммерческий директор оператора «Сибирские сети» (развивает платное ТВ с лета прошлого года) Сергей Вепренцев.

В борьбу вступает государство

Есть и еще один фактор, который может существенно повлиять на расстановку сил в этой отрасли. Это, как ни странно, одна из государственных инвестиционных программ, направленная на «преодоление цифрового неравенства». Речь идет о переводе аналогового российского телевидения (которое мы смотрим при помощи обычных антенн бесплатно) на «цифру». Программа запущена в 2009 году и предполагает масштабную реконструкцию существующих сетей распространения сигнала, а также строительство новых объектов. Например, в Новосибирской области в рамках «цифровизации» всего будет реконструировано 29 объектов (в основном, мощные телерадиопередающие станции РТРС в крупных регио­нальных поселениях), а построено новых — 30 единиц. Из них на 18 объектах уже ведется тестовое вещание.

Для потребителя это означает, прежде всего, существенное улучшение качества картинки. А также расширение количества каналов (до двадцати–двадцати пяти). Предполагается, что к 2018 году на 98% территории России при наличии оборудования, поддерживающего формат DVB-S2, можно будет принимать цифровой сигнал. То есть в прошлое должны уйти сельские телевизоры, которые показывают полтора канала, да и то — с помехами, и если знать, куда правильно направить антенну. Кстати, именно это обстоятельство и вынуждало многих сельских жителей покупать спутниковые тарелки — от безысходности и жгучего желания смотреть цветное телевидение. Но теперь государство готово с этой безысходностью бороться. «Если у жителя есть возможность купить тарелку — хорошо. Нет — тогда государство дает ему возможность смотреть цифровое эфирное телевидение. И, с другой стороны, доносить до гражданина свое видение информационной картины», — говорит директор филиала РТРС «Сибирский регио­нальный центр» Александр Отцецкий.

«В России действительно очень хорошее эфирное телевидение, такого нет ни в одной европейской стране. И когда через несколько лет начнется битва за потребителя, то это будет битва контента, в том числе, с государственным эфирным телевидением», — соглашается директор по контенту «Триколор ТВ» Михаил Горячев.

Правда, участники рынка в один голос утверждают, что конкуренции между этими форматами телесмотрения не будет. Скорее всего, речь пойдет о некоей конвергенции: «социальный пакет» из государственных телеканалов — бесплатно, а любимые телевизионные пакеты — за деньги. «В ближайшее время мы выведем на рынок комбинированный приемник, который будет поддерживать и «Триколор ТВ», и эфирное телевидение. Если нет возможности бороться с процессом, то его надо возглавить», — резюмирует Сергей Ставропольцев. Такое двуединое предложение, скорее всего, — действительное будущее рынка. Хотя бы потому, что люди наконец-то приняли факт: телевидение может быть платным.

Крупнейшие операторы платного ТВ в Сибири
Крупнейшие операторы платного ТВ в Новосибирской области

У партнеров

    Реклама