И сувениры, и консервы, и ночные рубашки

Тема недели
Москва, 09.06.2014
«Эксперт Сибирь» №24 (421)
Председатель фонда «Сибирский вернисаж», автор и многолетний организатор известного фестиваля «Артания» Анна Наволоцкая рассказала об особенностях организации выставок в Новосибирске и Томске, специфике фестивалей в «чистом поле» в городе и взаимодействии с муниципалитетами

— Вашего самого известного детища — фестиваля «Артания» — на центральной площади Новосибирска не существует уже третий год. Как изменилась отрасль за это время?

— Запрет проведения «Артании» — это исключительно волюнтаристское решение. С другой стороны, вместо этого власти разрешили много небольших ярмарок, которые, прямо скажем, совершенно иного качества. Стали появляться клоны нашего фонда. Например, одна из коммерческих организаций называется центром народной ремесленной культуры — я иногда и сама путаюсь в названиях. Но то, что проводят такие компании, — обычные вещевые рынки низкого качества. Посетители их спрашивают: «Это «Артания»?» Ответ: «Да, конечно». То есть они называют палатки художественными ярмарками и эксплуатируют бренд. Но продают там и сувениры, и консервы, и ночные рубашки.

Но «Артания» существует. Мы проводим ее в Бердске, в Академгородке, в конце мая – начале июня впервые провели фестиваль в Томске. Там пока такого ничего нет, но я уверена, как только мы проведем пару раз — сразу появится. Это законы бизнеса. И выход один — быть на полшага впереди.

— Выходя в Томск, вы выиграли какой-то конкурс, получили грант?

— Ничего мы не выиграли. Мы написали письмо в мэрию Томска, там его спустили в управление культуры. Там сказали: приезжайте, это интересно. Мы два месяца туда ездили, согласовывали площадку, но затем в работу включилось управление торговли. То есть ранее эти подразделения между собой не общались: у них разные мероприятия, разные сферы влияния. И в управлении торговли выяснили, что у нас 80 торговых палаток, следовательно у нас ярмарка, а не фестиваль. Они нас отправили на другую площадку, там, где у них обычно проходят концерты и располагаются ярмарки.

— То есть из бюджета такие фестивали не финансируются?

— Софинансируются бюджетами республик, областей и других городов, но не в Новосибирске. Такие мероприятия мы делаем на деньги тех людей, которые хотят торговать. Мы аккумулируем финансы экспонентов, а дальше тратим их на рекламу, аренду площадки, инфраструктуру, охрану, и так далее. Кстати, немногие подходят к организации ярмарок именно так. Например, на рекламу «Артании» в Новосибирске мы тратили около 500 тыс. рублей. Те ярмарки, которые пришли нам на смену, не тратят на рекламу вообще ничего. А стоимость квадратного метра у них подчас в два раза выше, чем в действующей «Артании» в Академгородке. То есть за счет эксплуатации раскрученных мест они повышают свою прибыль.

— Сколько человек необходимо, чтобы организовать ярмарку?

— Немного. Штат «Сибирского вернисажа» — четыре человека, еще столько же постоянно работают неполный рабочий день. Но на площадке мы добираем людей для погрузки аппаратуры, проведения мастер-классов и так далее. Аналогично и в других компаниях — там штат два-три человека.

— Есть ли какая-то специфика проведения фестивалей и ярмарок за городом, грубо говоря, в чистом поле?

— Это совершенно другое. Мы ведь проводили такие ярмарки, в том числе в селе Турнаеве Болотнинского района. Чтобы проводить такие фестивали, нужны бюджетные деньги. Потому что для торговцев вовсе не очевидна коммерческая выгода от участия в проектах в чистом поле — хорошо, если люди туда поедут. А на инфраструктуру все равно нужны бюджетные деньги: довезти палатки, смонтировать аппаратуру и так далее. Но обычно случается так: мы пишем бюджет, получается, например, затрат на 800 тысяч рублей. Но в итоге бюджет дает 100 тысяч рублей. А мы все равно проводим, вкладывая что-то с других своих проектов.

— А как такие фестивали проводят другие компании?

— В последний год ответ на этот вопрос очевиден. Когда торги начали проводиться в электронной форме, стало понятно, что конкурсы выигрывают одни и те же фирмы. И быстро выяснилось, что конкретные чиновники тесно связаны с определенными компаниями. Это удобно всем: компании имеют гарантированные заказы, а чиновники точно уверены, что мероприятие будет организовано.

— С новым мэром Новосибирска Анатолием Локтем вы надеетесь исправить ситуацию с «Артанией» и другими вашими проектами?

— Я надеюсь, что мы сработаемся. По крайней мере 7 июня мы участвовали в организации ярмарки в рамках «Дня Правды» (праздник посвящен газете «Правда» и проводится еще с тех пор, когда Локоть был первым секретарем новосибирского обкома КПРФ. — Ред.) в Первомайском сквере.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №24 (421) 9 июня 2014
    Ярмарочный бизнес
    Содержание:
    И сувениры, и консервы, и ночные рубашки

    Председатель фонда «Сибирский вернисаж», автор и многолетний организатор известного фестиваля «Артания» Анна Наволоцкая рассказала об особенностях организации выставок в Новосибирске и Томске, специфике фестивалей в «чистом поле» в городе и взаимодействии с муниципалитетами

    Реклама