В ожидании роста

Кичанов Михаил
9 июня 2014, 00:00

Пережив затяжной спад спроса на уголь, сибирские производители уже в следующем году рассчитывают получить стабильную прибыль от черного золота

Фото: Виталий Волобуев
Несмотря на кризис и профицит угля на рынке, шахтеры Кузбасса продолжают ставить рекорды производства

После непрерывного трехлетнего падения цены как на коксующийся, так и энергетический уголь стабилизировались. Уже в следующем году Сибирские угледобывающие компании ожидают небольшой рост стоимости черного золота, а в перспективе трех-пяти лет — восстановление былых цен. Если прогноз верен, то увеличение спроса на сибирский уголь будет сопровождаться инвестиционной активностью компаний и ускоренным увеличением объемов добычи.

Оптимистические надежды игроков угольного рынка и экспертов во многом базируются на возросшем внимании государства к проблемам угольной отрасли. Так, на апрельском совещании в правительстве РФ под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева была рассмотрена Программа развития угольной отрасли до 2030 года общей стоимостью более пяти триллионов руб­лей. По заявлению министра энергетики Александра Новака, к окончанию реализации стратегической программы добыча угля в стране вырастет с существующих 350 млн тонн до 480 млн тонн (пессимистический прогноз — 410 млн тонн). Только в Кузбассе, где добывается две трети российского угля, рост составит 15% — до 238 млн тонн. На 70 млн тонн вырастет и экспорт. Произойдет это экономическое чудо за счет увеличения поставок российского угля на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, емкость которого к этому времени возрастет в полтора раза. Если сегодня Россия занимает шесть процентов этого рынка, то через 15 лет ее доля должна достигнуть 15%. Но это расчетное будущее, которое на фоне профицита угля внутри страны и его низкой конкурентоспособности из-за высоких транспортных расходов на внешних рынках кажется фантастикой.

Рост при падении

Несмотря на то что за последние 10 лет объем добычи угля в стране вырос на четверть и горняки Кузбасса каждый год ставят производственные рекорды, отрасль переживает тяжелые времена. Причем не только в России. По данным генерального директора, председателя правления Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Владимира Рашевского, до половины всех угольных предприятий в мире работают в убыток. Падение мировых цен на уголь партнер практики «Инфраструктура» Консалтинговой группы «НЭО Центр» Инна Карпова объясняет бумом сланцевого газа в США, который привел к вытеснению из американской энергетики угля и началу его поставок на экспорт. 

«Сегодня происходит замедление инвестиционного процесса. Российская отрасль в 2013 году получила консолидированный убыток — 22 миллиарда руб­лей против почти 60 миллиардов прибыли в 2012 году. Но даже опаснее ситуация, когда происходит существенное снижение инвестиций — 116 миллиардов в 2012 году и только 75 миллиардов в 2013-м — падение более чем в полтора раза. Не ошибусь, если скажу, что можем ожидать подобного замедления и в 2014 году», — подчеркивает Рашевский. По его прогнозам, только в Кемеровской области можно ожидать закрытия и консервации полутора десятков предприятий и сокращения до 10% численности занятых в угольной отрасли рабочих и специалистов. Это около 10 тыс. человек. В прошлом году работу в Кузбассе потеряли 6 тыс. человек, или 5% отрасли.

По итогам 2013 года убытки показали практически все крупные компании. ОАО «СУЭК-Кузбасс» объявило о получении 4,2 млрд руб­лей чистых убытков против 3,67 млрд чистой прибыли годом ранее. Выручка компании при этом увеличилась на 7,44 млрд руб­лей. Выручка ОАО «Южный Кузбасс» (группа «Мечел») сократилась на 7,9% и составила 29,1 млрд руб­лей. И вместо чистой прибыли в 2,8 млрд руб­лей в 2012 году компания получила убыток в 1,1 млрд руб­лей. Чистый убыток ОАО «Распадская» составил 126,16 млн долларов (4,4 млрд руб­лей). ОАО «Белон» сообщило о получении убытка в 1,97 млрд руб­лей, притом что годом ранее компания показала чистую прибыль в размере 7,74 млн руб­лей. Выручка этой компании сократилась на 21,3% и составила 13,8 млрд руб­лей. При этом в прошлом году «Белон» продал действующий угольный разрез «Новобачатский» за 1,09 млрд руб­лей.

Кризис в добывающей отрасли неизбежно сказался и на сопутствующих производствах. С 1 июня «Евраз-ЗСМК» остановил производство металлургического кокса в коксохимическом цехе на рельсовой площадке в Новокузнецке. Решение вызвано снижением цен на кокс и высокой стоимостью производства, объяснили в компании. Объективное снижение потребления кокса на рынке связанно и с введением технологии ПУТ (пылеугольное топливо). В прошлом году убытки новокузнецкого производства «Евраз-ЗСМК» составили 182 млн руб­лей. В случае сохранения производства в этом году компания могла потерять до 700 млн руб­лей. Из-за сокращения заказов с убытками столкнулся и Анжерский машиностроительный завод. В I квартале чистый убыток компании составил 9,7 млн руб­лей против 39,1 миллиона чистой прибыли за аналогичный период 2013 года. «Вертикально интегрированные холдинги, работающие на рынке энергетических углей, такие как «Северсталь», чувствуют себя более уверенно, чем неинтегрированные структуры типа «Мечела». Угольные убытки они компенсируют прибылью на других производствах цепочки. При этом мы видим, что в условиях роста конкуренции и падения цен на внешнем рынке коксодобывающим компаниям стал интересен рынок внутренний, хотя он и профицитен. Цены на уголь находятся на уровне себестоимости производства, — рассказывает старший аналитик БКС Олег Петропавловский. — Что же касается рынка энергетических марок угля, то поставлять их за границу невыгодно из-за дорогой логистики. Компании сейчас стараются работать на внутренний рынок. Но, как и с ситуацией с коксующимся углем, энергетический — в избытке».

«Предложение на коксующиеся угли на мировом рынке существенно превышает сегодня уровень спроса в первую очередь со стороны Китая, — комментирует пресс-служба ЕВРАЗа. — Ввод в действие новых месторождений в Австралии в начале 2014 года, наращивание добычи в таких странах, как Южная Африка, Индонезия и Мозамбик, при сохраняющейся низкой конъюнктуре на мировом рынке стали привели к дальнейшему падению цен на коксующиеся угли в первом и особенно втором кварталах 2014 года».

Будущее сибирской угольной отрасли будет целиком зависеть от масштаба присутствия России на мировом рынке, где сейчас идет жесткая конкуренция между американскими и австралийскими компаниями 030_expert-sibir_24.jpg Фото: Виталий Волобуев
Будущее сибирской угольной отрасли будет целиком зависеть от масштаба присутствия России на мировом рынке, где сейчас идет жесткая конкуренция между американскими и австралийскими компаниями
Фото: Виталий Волобуев

Уперлись в дно

Несмотря на крайне неблагоприятную рыночную конъюнктуру, объемы производства угля в Кузбассе продолжают увеличиваться. В 2013 году шахтеры Кемеровской области подняли рекордные 203 млн тонн угля, что на 1,5 млн тонн больше, чем годом ранее. За четыре месяца 2014 года горняки Кузбасса добыли 68,7 млн тонн угля, что на 4 млн тонн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля коксующихся марок угля — 19,4 млн тонн. Это на 1,4 млн тонн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С ростом сработали «СДС-Уголь» (+1,7 млн тонн), УК «Южкузбассуголь» (+1 млн тонн), «СУЭК-Кузбасс» (+0,7 млн тонн) и холдинг «Сибуглемет» (+0,5 млн тонн). Экономическую аномалию Петропавловский объясняет ошибками в прогнозах угольных компаний: «В прошлые годы в угольной отрасли Кузбасса было запущено много инвестиционных проектов, направленных на расширение добычи. Останавливать их сейчас экономически дорого. Поэтому компаниям приходится продолжать работать в тех негативных рыночных условиях, которые мы сегодня видим. Уверен, если бы тогда инвесторы знали, какие цены ожидают рынок, ни один из проектов не был бы начат».

Тем не менее эксперты единодушны — кризис на угольном рынке достиг своего дна и в ближайшее время начнется медленное восстановление цен. Но оно займет от трех до пяти лет. Будут этому способствовать и инвестиции, заложенные в стратегической программе развития угольной отрасли до 2030 года. В правительстве ожидают ввод новых мощностей общей производительностью 505 млн тонн и масштабную модернизацию существующих (370 млн тонн). «В будущем мы рассчитываем на постепенное восстановление рынка, но делать ставки на резкий рост рынка нельзя. Можно попытаться попросить помощи у государства, например, на субсидирование ставок по инвестиционным программам, но в условиях бюджетного дефицита на это вряд ли можно рассчитывать. Угольщикам даст позитивный эффект девальвация, но ее возможности пока что исчерпаны, рубль снова укрепляется. Однако кризисная ситуация — хороший повод для сокращения раздутых штатов и оптимизации логистики, а также более рачительного отношения к финансам», — считает председатель совета директоров QB Finance Роман Шпаков.

На Восток

Будущее сибирской угольной отрасли будет целиком зависеть от масштаба присутствия России на мировом рынке, где сейчас идет жесткая конкуренция между американскими и австралийскими компаниями. Причем уже не европейский, характеризующийся небольшой емкостью и низкими темпами роста, а самый перспективный — тихоокеанский, где присутствие России ничтожно мало. Основной тормоз для внешнеэкономического развития страны — слабая дорожная инфраструктура при удаленности основных угледобывающих мощностей от рынков сбыта (расстояние от Кузбасса до портов 4–5 тыс. км). «Сегодня доля затрат на транспортировку занимает более 60% в цене угля. При этом фактические издержки на транспортировку по факту превышают и этот показатель за счет «узких» мест транспортной инфраструктуры. Кроме того, отсутствует специализированная портовая инфраструктура для перевалки углей на Черном море, которая ограничивается сегодня фактически одним терминалом в Туапсе», — объясняют в ЕВРАЗе.

Правительство РФ приняло решение увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали и БАМа. Также планируется расширить мощности комплексов по перевалке угля в морских портах — с 91 млн тонн до 190–230 млн тонн. Большая часть вводимых портовых мощностей придется на Дальний Восток — к 2030 году мощность портов здесь составит 155 млн тонн. Для повышения рентабельности продаж угольной продукции правительство приняло решение сохранить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на уровне 2013 года и в последующем индексировать их с учетом инфляции.

Уже сегодня крупные угольные компании ставят задачу выхода или расширения присутствия на рынках Китая, Японии, Южной Кореи и Тайваня. «Стратегическими приоритетами СУЭК являются увеличение экспортных поставок угля в первую очередь на быстрорастущем рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, сохранение лидирующих позиций на внутреннем рынке, а также увеличение доли ценных марок в портфеле продаваемых углей. В ближайшие 5 лет СУЭК ставит цель увеличить добычу угля на 10–15 миллионов тонн и нарастить объемы экспорта угля на 10–12 миллионов тонн в зависимости от рыночной конъюнктуры и темпов развития железнодорожной инфраструктуры, — заявили в пресс-службе компании. — Эти планы предполагается реализовать путем увеличения мощности действующих шахт и разрезов с соответствующим развитием транспортной инфраструктуры. Общий объем инвестиций в добычу, переработку угля и транспортную инфраструктуру в 2014–2018 годах оценивается в среднем в 18–19 миллиардов руб­лей ежегодно без учета НДС». При этом СУЭК рассчитывает сохранить позиции одного из основных поставщиков энергетического угля на атлантический рынок.