Гостиничный «Макдональдс»

Русский бизнес
Москва, 23.06.2014
«Эксперт Сибирь» №26 (423)
В Новосибирске открылся первый в городе пятизвездочный отель Marriott, возведенный «Сибирскими отелями» Александра Бойко. Это означает признание перспективности города и вряд ли всерьез скажется на других гостиничных операторах

Фото: Виталий Волобуев

Открывшийся на минувшей неделе отель Marriott в центре Новосибирска уникален сразу по нескольким параметрам. Это первый пятизвез­дочный отель в городе. Это первое возведенное здание на главной площади Новосибирска за последние десятилетия. Это первый в Западной Сибири отель оператора Marriott. Наконец, пока это единственный в России отель этой категории, которым Marriott будет управлять напрямую, без франчайзингового партнера.

Очередной проект Бойко

О том, что известный новосибирский предприниматель Александр Бойко будет строить собственный пятизвездочный отель, стало известно в 2008 году. К тому времени Бойко был владельцем сети АЗС «Транссервис» (двумя годами позднее он продаст ее дочерним структурам «Газпрома), двух бизнес-центров и компании «Пекинский джип». Общий оборот холдинга «Транссервис» в том году составлял около восьми миллиардов руб­лей.

Под строительство нового отеля была зарегистрирована компания «Сибирские отели» (60% у Александра Бойко, остальное — у его жены Маргариты Риттер). Согласно первоначальным планам, на месте старых административных зданий на центральной площади Новосибирска должны были построить восьмиэтажный пятизвездочный отель на 100–120 номеров общей площадью около 12 тыс. кв. м. Общая стоимость проекта оценивалась на уровне 500 млн руб­лей, из которых 400 млн — кредитные средства. Наконец, стоимость проживания в стандартном номере в сутки была названа в промежутке 260–270 долларов. Отель планировалось ввести в строй еще весной 2010 года.

Если бы аналитики, которые тогда давали комментарии о новой инициативе Бойко, сейчас перечитали сказанное, это было бы забавно. Потому что всего лишь за несколько лет ситуация изменилась радикально. Тогда, в 2008 году Бойко со своими «Сибирскими отелями» казался запрыгивающим в уходящий поезд и неизбежно отстающим. В частности, ему предрекали крах, поскольку, по уже принятым планам, ранее его гостиницы должны были быть построены пятизвез­дочные отели компаний L&RP и «Сиб­академинвест». Сейчас об этих компаниях уже никто даже не вспоминает, а Бойко в результате стал первым, кому удалось достроить пятизвездочную гостиницу в Новосибирске до конца.

Найдет своих клиентов

В реальности стройка лишь началась в 2010 году и стоила Бойко в три раза больше запланированного изначально — около 1,5 млрд руб­лей. Изменились и другие параметры проекта: в частности, в уже построенном отеле 175 номеров, то есть почти в два раза больше первоначальных объемов. Но весной 2013 года, как и было обещано еще в 2008 году, Бойко подписывает соглашение об управлении отелем с оператором Mariott. Ситуация сложилась как нельзя более удачно для предпринимателя: годом ранее Marriott и Трансстройбанк объявили о планах строительства в России 20 отелей к 2015 году, готовя масштабную регио­нальную экспансию. В Сибири она началась в том же 2012 году, когда компания ввела в строй в Иркутске отель своего «вторичного» бренда — Courtyard by Marriott. Поэтому формально отель в Новосибирске стал вторым проектом Marriott в Сибири, но необходимо учитывать, что этот отель открылся под флагманским брендом компании. Кроме того, впервые в России Marriott применил практику «прямого» управления отелем, не ища партнера через систему франчайзинга. Как тогда объявили в компании, это сделано для более тщательного соблюдения стандартов корпоративного обслуживания. Генеральным управляющим отеля в Новосибирске стал Самвел Манукян, работающий в сети Marriott уже 18 лет.

«Я не закладывал в планы какие-либо сроки окупаемости проекта, хотя, конечно, мы их просчитывали, и названная цифра — это, пожалуй, самый пессимистичный вариант. Основной целью проекта являлось построить в Новосибирске красивое здание и качественный отель, который мог бы стать его визитной карточкой, а не перепродать его кому-либо через пару–тройку лет», — заявил Бойко после открытия отеля. Кстати, ценовые параметры оказались даже ниже тех, что планировались в 2008 году: стоимость стандартного номера в отеле Novosibirsk Marriott Hotel начинается от 120 евро. Для пятизвездочного отеля это фактически демпинговая цена.

Поэтому аналитики тут же оценили срок окупаемости проекта в 15–20 лет, учитывая, что с приходом Marriott Новосибирск не закрывается от других международных гостиничных брендов. «Активный приход международных операторов в регио­нальные города России отмечается уже примерно в течение 10 лет. Это закономерный процесс, который говорит о зрелости рынка, спросе на объекты международного стандарта под профессио­нальным управлением. Существует большой интерес к регио­нальным городам таких известных западных операторов, как Accor с брендами Ibis и Novotel, который, кстати, первым начал активную экспансию в регионах. Это также Rezidor, Intercontinental. Очень активен в последние годы Hilton, который выводит новые бренды на рынок, такие как Hilton Garden Inn и Hampton by Hilton. Ценовая категория и набор услуг в таких отелях полностью соответствуют требованиям и возможностям рынка», — говорит представитель GVA Sawyer в Сибири Лариса Логинова.

А уже работающие на рынке игроки в большинстве своем вряд ли заметят какие-то существенные изменения просто потому, что в Новосибирске есть всего два отеля, которые условно можно назвать работающими в той же нише, что и Novosibirsk Marriott Hotel — это RiverPark и Hilton. Но и эти гостиницы, скорее всего, почувствуют только снижение трафика на несколько процентов: заполняемость в новосибирских отелях подобного класса невысокая, на уровне 40–50%. «При расчете технико-экономического обоснования любого гостиничного проекта закладывается следующий подход: прибыль должна покрывать инвестиции не более чем за восемь лет при средней загрузке отеля на 50 процентов. Если удается отбить вложения быстрее — молодцы, повезло. Если срок окупаемости больше восьми лет — проект теряет смысл. Из-за высоких предпроектных затрат на землю и получение технических условий окупить гостиницу в Новосибирске очень сложно. И когда Александр Бойко в интервью говорит о том, что строительство Marriott — это социальный проект, он не лукавит. Базовые подходы к девелоперскому проекту здесь были нарушены. Рынок не позволит ему выйти на тариф, который в обозримом будущем окупит вложенные инвестиции. Разумнее было за те же деньги построить пятизвез­дочный отель в Москве, где цена номера минимум вдвое выше», — говорил «Эксперту-Сибирь» генеральный директор новосибирского отеля River Park Олег Торопкин.

Правда, на стороне Marriott — удачное расположение, которое «перетянет» как физических лиц, так и корпоративных клиентов. Например, известно, что «Аэрофлот» уже забронировал места для экипажей в новой гостинице.

Знак качества

Другое дело, что приход Marriott — это своеобразный знак качества для города. Как заявил «Эксперту-Сибирь» генеральный менеджер Novosibirsk Marriott Hotel Самвел Манукян, стратегическое решение о выходе в тот или иной город «принимается на глобальном уровне и на уровне регио­нального европейского офиса сети Marriott International. Анализируется множество факторов: от географического местоположения и логистического потенциала территории до экономической ситуации и состояния рынка гостиничных услуг в каждом конкретном регионе». По аналогии с McDonald’s, для целого ряда категорий людей, приход в город оператора вроде Marriott означает, что здесь сосредоточены существенные перспективы для развития бизнеса. Тем более что в Новосибирске уже работает отель сети Hilton. Рискнем предположить, что этот эффект «знака качества», возможно, даже более значителен для города, чем перераспределение потоков среди гостиничных операторов.

В дальнейших планах Marriott International — завершение строительства отеля в Красноярске. Объект планируется сдать в начале 2015 года, его стоимость оценивается в 3,5 млрд руб­лей. Отличия в цене с новосибирским отелем объяснимы разницей объемов: в Красноярске планируется возведение 21-этажного здания на 216 номеров. Значительная часть инфраструктуры гостиницы расположится на семи подземных этажах. Оператором проекта в Красноярске стало ОАО «Крепость-отель».              

Новости партнеров

Реклама