Чисто для студентов

Новый бизнес
Москва, 18.08.2014
«Эксперт Сибирь» №34 (426)

«Идея открыть прачечную возникла из личных потребностей и благих намерений. Я училась в университете, около семи лет жила в общежитии. Мне просто надоело стирать в тазу. Ставить стиральную машинку в комнату общежития официально запрещено, да и места там нет, а в университетской прачечной стирали как попало, нередко портя белье. Хорошие вещи туда отдавать было жалко. И вот тогда я решила: а почему бы не открыть свой бизнес?» — вспоминает Александра Пимоненкова. А после завершения учебы на экономическом факультете и наскучившей работы аналитиком в компании Coca-Cola это желание только усилилось. Дело оставалось за малым — найти первоначальный капитал.

Чужой дядя

Энергичная, жизнерадостная и обаятельная Александра с детства умела нравиться людям и добиваться поставленных целей. Поэтому она нисколько не сомневалась в том, что соберет нужную сумму и откроет прачечную, хотя ее знакомые были не столь оптимистичны. «Никто меня всерьез не воспринимал. Многие говорили, что у меня ничего не получится. Это было так странно. Я думала, как у них вообще язык поворачивается мне такое говорить. У меня была цель, и я верила в свои силы, не обращая внимания на хор скептиков», — улыбается состоявшийся молодой предприниматель.

Долго искать инвестора не пришлось. Помог случай. Прислушавшись к совету своего друга, Александра Пимоненкова решила принять участие в образовательной программе MBA Region. В качестве одного из вступительных испытаний нужно было провести презентацию перспективного проекта. По ее словам, проект прачечной «всем показался прикольным» и обладающим «фишкой». А после демонстрации проекта на международном молодежном инновационном форуме Interra она даже получила право на льготный кредит в 150 тыс. рублей для организации своего дела. «Эта сумма мне была ни туда, ни сюда. Нужно было 1,5 млн рублей. Я в то время помогала делать бизнес-план для организации ресторана, и меня попросили рассказать о нем потенциальному инвестору. Я рассказала, а заодно и про свой проект упомянула. Так как я всегда улыбаюсь, и у меня огонь в глазах, этот человек мне поверил, и я получила необходимые деньги. Даже кредит брать не пришлось», — рассказывает свою вдохновляющую историю Александра. Кто это частное лицо, она не раскрывает, но подчеркивает, что когда прачечная окупится, она окажется ее единственным собственником. Срок окупаемости проекта, по ее расчетам, не превысит 2,5 лет.

Ради смеха

Прачечная Александры носит необычное или, как она говорит, прикольное название для клиента — студента одного из престижнейших вузов Сибири, НГУ, — «Баба Шура». Еще в детстве Александра представляла себе, как в старости ее будут называть бабой Шурой и она будет пользоваться огромным уважением среди взрослых людей и любовью детей. «Когда я была маленькая, то думала, что у меня мальчишеское имя. И мне это не нравилось. Но потом мне объяснили, что мое имя очень красивое, женственное — Александра. Понравился мне и возрастной вариант для внуков — баба Шура. И вот когда обсуждалось название прачечной, я ради смеха предложила назвать ее «Бабой Шурой». В качестве вариантов был еще «Полный чистец». Мне кажется словосочетание «У бабы Шуры полный чистец» — звучит очень хорошо. Может быть, мы еще с этим поработаем. Студентам, живущим в общежитиях НГУ, понравится», — смеется предприниматель.

Своими руками

Поскольку основным клиентом будущей прачечной Александра Пимоненкова видела студентов из НГУ, она рассчитывала открыть стирку, сушку и глажку белья в одном из общежитий университета. Но сделать ей это администрация вуза не разрешила. Пришлось искать подходящее место по соседству. Таковое нашлось в цокольном этаже относительно нового жилого дома в десяти минутах ходьбы от главного корпуса НГУ. «В организации бизнеса мне очень помогли родители. Папа провел проводку, смонтировал сантехническую систему, подключил оборудование. Это позволило заметно сэкономить на услугах профессионалов. А мама научила пользоваться стиральными и сушильными машинами. Я ведь даже не знала, как они включаются», — вспоминает Александра.

Стоимость оборудования составила большую часть вложений в бизнес — около 1,3 млн рублей. На эти деньги было закуплено семь шведских стиральных машин, шесть сушильных и одна гладильная. Еще около 200 тысяч потребовалось вложить в ремонт помещения. Несмотря на то, что стиральные машины в прачечной по внешнему виду и габаритам очень похожи на домашние, они все-таки имеют существенное отличие — способность долгой беспрерывной работы. Для обычной бытовой стиральной машинки две стирки подряд — это уже много. А три она может просто не выдержать, для профессиональной — и девять часов безостановочной работы не предел.

Особый подход

Прачечная «Баба Шура» открылась в феврале 2012 года, всего через два месяца после того как Александра официально стала предпринимателем. И первое, с чем столкнулась бизнес-леди, — привлечение клиентов, которые не спешили нести «бабе Шуре» свои грязные вещи. Хотя уже в первый месяц работы новая прачечная сработала в плюс. «Необходимого опыта в раскрутке бизнеса у меня не было. Не обошлось и без ошибок. Первое, с чего я начала рекламировать прачечную, — это раскладкой листовок в почтовые ящики близлежащих домов. Ведь студенты — это клиент сезонный. Летом и в январе — в период каникул — их количество падает в разы. Но я сделала листовку просто информативной, и она не сработала. Нужно было предложить бонус, например, бесплатную первую стирку. Поэтому первые вложенные в продвижение 30 тысяч рублей принесли лишь одного клиента», — констатирует Александра Пимоненкова. Но она признает, что самым эффективным способом продвижения прачечной оказалось сарафанное радио. А вот сайт («думаю, заглушку на него поставить») и наружная реклама («висит баннер на торговом центре — ни одного звонка за два месяца») — не сработали. Среди прочих каналов коммуникации «Баба Шуру» неплохо удается продвигать в социальных сетях.

По факту «Баба Шура» сегодня загружена работой примерно на треть. Около 80% клиентов составляют студенты, еще 10–15% — население верхней зоны Академгородка (как правило, из близлежащих домов), и около 5% — юридические лица. При этом клиент-студент ходит к «Бабе Шуре» гораздо чаще, чем просто житель района. Но и жители услугу тоже постепенно «распробовали» — этим летом спрос по сравнению с летом 2012 года вырос примерно на 50%. В среднем люди хотят выстирать за раз около пяти килограммов белья. «Стирают все. Белье нижнее, верхнее, постельное, пуховики, мягкие игрушки, кто-то даже умудряется подсунуть кеды. Стирали часы, мобильные телефоны, деньги. Все возвращаем чистым, высушенным, а по желанию — и отглаженным», — улыбается Александра.

Конкуренция

Сегодня единственным заметным конкурентом «Бабы Шуры» на рынке грязного белья в пределах НГУ является только студенческая прачечная, расположенная в одном из университетских общежитий. Но ее техническая база и объемы стирки несопоставимо малы. Только четыре бытовые стиральные машины и сушка «на веревке». «Сервис там совковый. Если мы клиенту, принесшему белье до обеда, готовы выполнить заказ всего за три часа, то студенческая прачечная — через день, а то и два», — приводит сравнение Александра. Тем не менее, рынок развивается, и не исключено, что успех молодой предпринимательницы приведет к появлению в Академгородке новых игроков. Например, студентов НГТУ и СГУПС с недавнего времени обстирывает и отглаживает питерская сеть прачечных самообслуживания Prachka.Com. А недалеко от НГАСУ в прошлом году открылась небольшая прачечная «Чисто-Да!».

Калькулятор

Аренда 112 квадратных метров прачечной обходится в 40 тыс. рублей в месяц. Фонд оплаты труда составляет 12 тыс. рублей. В «Бабе Шуре» посменно работают два человека — Александра и женщина пенсионного возраста. Сейчас предприниматель ищет второго администратора себе на замену. Коммунальные расходы — 10 тыс. рублей ежемесячно. Траты на порошки и прочую чистящую химию составляют около 15 тыс. рублей в месяц. В среднем прачечной пользуются около 15 человек в день — выходит, оборот держится на уровне 150 тыс. рублей в месяц. Неплохо!

Планы

Александра Пимоненкова намерена довести выручку до 500 тыс. рублей в месяц. При этом предприниматель все-таки не теряет надежды договориться с администрацией НГУ об организации своего «чистого бизнеса» на площадях университета, тем самым став еще ближе к студентам. Кроме этого, она рассматривает возможность открытия еще одной прачечной возле одного из вузов города. Александра уверена, что, как и в цивилизованной Европе или Америке, по мере роста материального благосостояния люди будут все активнее отдавать стирку белья на аутсорсинг.

А еще Александра хочет учиться. Думает защитить диплом магистра и поступить в аспирантуру. Свой проект «Баба Шура» Александра считает вполне успешным для тиражирования. Думается, что франшиза не за горами. «Я идейный человек. Да и девочка, наверное, не должна сильно много зарабатывать. Для меня важна атмосфера. Прачечная — это прекрасное место для общения. Вот почему я больше люблю клиентов-студентов, а не юридических лиц. С ними можно поболтать», — объясняет довольная своим первым бизнес-опытом Александра, которая не против стать бабой Шурой.

ЭКСПЕРТ-СИБИРЬ № 32 за август 2013

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№34 (426) 18 августа 2014
Новый бизнес
Содержание:
Реклама