Лазерный пейнтбол

Новый бизнес
Москва, 18.08.2014
«Эксперт Сибирь» №34 (426)

«Идеологический отдых, полезный для здоровья и культивирующий семейные ценности», — так характеризует недавно появившуюся в Иркутске игру лазертаг инвестор и старший учредитель компании LaserPeople Александр Соболев. Лазертаг (от англ. laser — лазер, и tag — метка) — спортивная командная игра, имитирующая современный пехотный бой, где участникам при помощи специальных автоматов-бластеров нужно поразить противников, их мишень («базу») и набрать максимальное количество баллов. Игра ведется в специальном закрытом помещении — арене, напоминающей лабиринт с различными звуковыми, световыми и дымовыми спецэффектами, где можно почувствовать себя настоящим героем «Звездных войн» или бойцом популярной компьютерной игры Counter strike.

Собственники бизнеса LaserPeople предлагают более емкое и лаконичное определение игры — лазерный пейнтбол. Отличие киберспорта — выстрелы лазерным лучом абсолютно безболезненны, количество жизней неограниченно, а попадания регистрируются специальными датчиками, которые крепятся на жилетах участников. Лазертаг изначально разрабатывался как военный симулятор огневого контакта, с момента создания и по нынешний день принципы внеаренного лазертага активно используются для обучения войск блока НАТО и других стран.

Больше — только в Берлине

Идея открытия аренного лазертага принадлежит Андрею Машанову и Константину Лылову. Друзья детства и партнеры по предыдущему бизнесу долго искали что-то принципиально новое, масштабное, чего еще не было на тот момент в Иркутске. Рассмотрев немало вариантов, предприниматели остановили свой выбор на лазертаге как одном из наиболее перспективных и интересных видов развлекательного бизнеса, только-только зарождающегося в крупных городах России, но уже успевшего завоевать любовь и признание в США, Австралии и других странах. Александр Соболев, предприниматель и бизнес-партнер Андрея и Константина, поддержал идею, и после долгих подсчетов, сбора информации и составления бизнес-плана компаньоны взялись за дело.

Начав переговоры с поставщиками оборудования, выяснили, что в Иркутске уже есть небольшой лазертаг — и у бизнесменов возникли разумные сомнения: нужен ли городу второй аналогичный комплекс? «Есть норма, которая пошла еще из Австралии, что на город с населением 500 тысяч человек нужен один лазертаг. Поэтому, когда мы решили рискнуть и все-таки открыться, важно было сделать его на порядок лучше и масштабнее, — рассказывает Александр Соболев. — Мы вышли на австралийскую компанию Laser Force, лидера международного рынка оборудования, и были первыми в России, кто заказал у них оборудование».

Как оказалось, партнеры не прогадали: данное оружие позволяло использовать разные режимы, было легче, точнее и удобнее, чем другие предложения на рынке. «Можно задавать различные ролевые игры, самому придумывать сценарии, что очень нравится поклонникам лазертага, — объясняет Константин Лылов. — Обычно команды состоят из пяти–шести игроков, но очень увлекательна стратегия одиночной игры с противником, игры в абсолютной темноте и другие технологии, которые позволяет использовать наше оборудование». Масштабность и зрелищность LaserPeople стали важными конкурентными преимуществами на рынке и сделали компанию известной далеко за пределами Иркутска. «По общим правилам минимальная площадь для игры — 150 квадратных метров, у нас же 777 квадратных метров только игрового пространства, что в пять раз превышает стандартные размеры. А общая площадь комплекса с танцполом, тиром, Playstation, кафе и различными подсобными помещениями — одна тысяча квадратных метров», — с гордостью рассказывает Александр Соболев. Как заявляют поставщики оборудования, арена иркутского LaserPeople сейчас крупнейшая не только в России, но и в Восточной Европе. Больше — только в Берлине.

Все с нуля

При организации бизнеса главной задачей предпринимателей стало формирование спроса и популяризация игры в Иркутске. «Это совершенно новая игра, а все новое тяжело донести, — делится опытом андрей Машанов. — Есть люди, которые постоянно ищут новинки, а есть те, кто привык к одним развлечениям и не готов экспериментировать. Это сейчас у лазертагов появляются свои поклонники, постоянные игроки, проводятся турниры между коман­дами, а два с половиной года назад приходилось буквально каждому объяснять, чем мы занимаемся».

Еще на этапе бизнес-планирования партнеры сделали ставку на проведение различных мероприятий в лазертаге, так что у компаньонов были особые требования к месту. «Сразу же решили делать холл, где можно будет уютно посидеть, отдохнуть, отпраздновать мероприятие. Найти такую площадь было не так-то просто, — признается Константин. — Долго искали, пока наконец не нашли подходящий вариант рядом с крупнейшим торговым центром Иркутска, «Jam Молл». Ремонт в новом помещении пришлось делать с нуля, начиная от сантехники и электрики и заканчивая обустройством самой арены. Задерживалась и поставка оборудования. «На первое время поставщикам пришлось даже высылать нам на подмену российское оружие, смешное такое, собранное на коленке. Так что начинали работу с него. А вот персонал набрали быстро, все-таки уже имелся опыт руководящей работы», — рассказывает Андрей.

Продумано до мелочей

Организация лазертага не требует особых разрешений и лицензий. Единственное — при покупке оборудования оформляется сертификат соответствия. «В LaserPeople не продается алкоголь, сигареты, у нас спортивная организация, так что нам не нужно было получать дополнительные лицензии. Конечно, посетители могут принести что-то с собой, но это уже будет их личный выбор», — комментирует Константин Лылов. «Мы могли сделать бюджетный вариант лазертага, но мы решили потратить больше денег и сделать все на совесть: посетители неоднократно отмечали, что у нас уютно», — дополняет коллегу Александр Соболев. В комплексе действительно все продумано до мелочей: новейшая система вентиляции, автоматизированная система пожаротушения, видеонаблюдение. «Большое впечатление на меня произвела трагедия в клубе «Хромая лошадь» несколько лет назад, поэтому мы сделали все по максимуму. И даже если в комплексе находится больше 150 человек, я абсолютно спокоен», — заверяет Александр.

«Совсем недавно поставили камеры даже на арене: в будущем в холл будут транслироваться игры, чтобы можно было смотреть, как проходят бои, это добавит лазертагу зрелищности», — рассказывает Андрей Машанов. Но главным секретом успеха LaserPeople бизнесмены считают все же оборудование. «Если вы в первый раз придете поиграть, вы, может, и не заметите принципиальной разницы, но уже на второй–третий разы это будет ощутимо», — заверяет Андрей.

Клиенты

Поскольку бизнесмены заранее определили свою нишу — проведение мероприятий, то и стратегия лазертага была направлена на организацию корпоративов, детских дней рождений и т.п. «Мы стараемся вовлечь в киберспорт и студентов, активно приглашая их на мероприятия. Но, как правило, молодежь больше интересуется ночными клубами, дискотеками, тусовками, — рассказывает Андрей Машанов. — Зато общие городские турниры стали в LaserPeople постоянными: собирается иногда более 100 команд, в основном это школьники». «Когда заходили в бизнес, обратили внимание, что по всему миру 70% продаж делается с команд, — рассказывает Александр Соболев.— В России же такая культура посещения лазертага еще не сформировалась, по­этому у нас эти показатели не превышают 10–15%. Парадоксально, но зарабатываем мы 70% прибыли на детских днях рождения. Это связано с тем, что, в отличие от западных стран, у нас не так много мест, куда можно выйти с ребенком. Рестораны приелись, а у нас есть специально разработанные пакеты, куда входит игра, праздничный обед, танцы, тир, Playstation, аниматоры. Родители имеют возможность отдохнуть и пообщаться, пока дети бегают».

Есть в компании и внеаренный лазертаг, более популярный летом, поскольку проводится на открытом воздухе на турбазах, загородных дачах, различных недостроях. «Мы закупили на заводе «ИЖМаш» макеты настоящего боевого оружия, такие как АК-105, ППК «Кедр» (пулемет), СВД (снайперская винтовка). Это облегченные модели: все-таки с полноценным «Калашниковым» не всем под силу бегать,— улыбается Константин Лылов. — А так клиентам очень нравится, появились уже любимые места».

Все по наитию

«Когда мы только открылись, непонятно было, как рекламироваться, поэтому делали все по наитию, очень много работали по бартеру, предлагая рекламным компаниям, журналам и телевизионщикам провести у нас корпоративы. И в определенные моменты нам это помогало. Сейчас уже проще, появилась популярность. Туристы, путешествуя через Иркутск, приезжают посетить самую большую арену России», — рассказывает Андрей Машанов. Очень хорошо, по его словам, работает реклама в социальных сетях.

Конкуренция ограничена численностью населения: в Иркутске работает всего два лазертага, и, по словам бизнесменов, этого более чем достаточно. Зато на внеаренном рынке предлагают свои услуги уже восемь компаний, чувствуется переизбыток предложения. «Вообще любая конкуренция всегда мотивирует работать более эффективно, пользователи от этого получают только плюсы, — считает Константин Лылов. — И нам приятно, что своим примером мы в чем-то подвигли конкурента сделать ремонт своего помещения, обновить холл».

Калькулятор

Чтобы открыть такой бизнес, нужно от двух до десяти миллионов руб­лей. Собственники LaserPeople только в ремонт комплекса вложили 5,5 млн руб­лей, включая затраты на системы пожаротушения, вентиляции и видеонаблюдения. «У конкурентов были случаи, когда люди ломали себе руки, поэтому мы потратили дополнительные средства на безопасность конструкций, заказав специальную обшивку по всему периметру арены, сделав мягкие полы, широкие проходы», — рассказывает Соболев. В оборудование кафе было вложено еще около двух миллионов руб­лей. «Аренное оборудование обошлось в 3,5 млн руб­лей, и еще один миллион — во внеаренное оружие, но эти траты оправдались почти сразу же. Сейчас ежемесячно нас посещает пять тысяч человек, «уникальных клиентов», а это хороший показатель», — заверяет Александр Соболев.

Вообще поиграть в лазертаг стоит совсем не дорого: от 200 до 300 руб­лей на человека за одну игру продолжительностью 15 минут. Есть и комплексные услуги: в 10 тысяч руб­лей обойдется стандартный пакет дня рождения, а в 25 тыс. руб­лей — VIP-пакет, куда входит больше функций и дополнительных бонусов. «Расходов, конечно, много — аренда тянет вниз, финансовые показатели удовлетворительные, но пока далеко не отличные. Мы как собственники бизнеса могли бы все заставить игровыми автоматами — место позволяет, по деньгам это очень выгодно, — но мы принципиально отказываемся от этого в пользу здоровых развлечений. У меня четкая позиция, что даже если бы лазертаг был еще менее рентабелен, я бы его все равно открыл, потому что людям нравится сюда приходить, здесь здоровая атмосфера, и я точно знаю, что это безопасный, позитивный и интересный вид отдыха и спорта», — подводит итог Александр Соболев.           

ЭКСПЕРТ-СИБИРЬ № 15 за апрель 2014

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №34 (426) 18 августа 2014
    Новый бизнес
    Содержание:
    Реклама