Веселый бизнес

Новый бизнес
Москва, 18.08.2014
«Эксперт Сибирь» №34 (426)

Что происходит с КВНщиками, когда они заканчивают учебу и перестают играть в «веселых и находчивых»? А они не перестают играть! Бывших КВНщиков не бывает — тяга развлекать у них в крови! И если этим позитивным людям удается сделать развлечение своей профессией, то в индустрии веселья они, как правило, добиваются успеха. В Новосибирске этот постулат доказывают вчерашние игроки КВН, а ныне бизнесмены Олег Светашев и Евгений Протоковило, несколько лет назад открывшие творческое объединение «За двумя зайцами». Их «хлеб» — проведение корпоративов, свадеб, презентаций, юбилеев и прочих массовых мероприятий, как правило, праздничных. Кстати, у обоих предпринимателей на визитках написано «ведущий».

Креативный бизнес

«Изначально мы назывались «Три тополя». С нами тогда работала девушка, тоже в прошлом КВНщица. Но когда она ушла, сохранять прежнее название было как-то совестно. Все-таки это был бренд, под которым трудились три человека. Но раз нас осталось двое, значит «За двумя зайцами». К тому же зайцы быстро плодятся. Мы стали быстро расти, генерируя новые идеи и привлекая новых сотрудников», — объясняет происхождение названия компании Евгений Протоковило.

Но прежде чем открыть полноценный бизнес, Олег и Евгений пару лет занимались халтурой — работали массовиками-затейниками на другие компании, проводя свадьбы и корпоративы. «У нас было немало смешных номеров, и нас охотно приглашали разные агентства. Мы вели новогодние корпоративы и утренники для детей. Постепенно появились хорошие заказы от крупных клиентов, и однажды мы поняли, что можем работать самостоятельно. К тому же захотелось открыть бизнес. Думали даже об открытии пивной точки, но это не позитивно. А вот организация праздников — то, что нужно, и то, в чем мы хорошо разбирались», — вспоминает Олег Светашев. Впрочем, вскоре после создания собственной компании бизнесмены отказались от проведения детских праздников. Детская аудитория требует от ведущего и аниматоров большей отдачи. «Многие думают: ну что там — детский праздник провести. Ерунда. На самом деле детский праздник — это самое сложное в нашей профессии. Дети — очень искренние, и с ними нужно быть искренними. Если ты приходишь к взрослым и у тебя плохое настроение, то ты иногда можешь схалтурить, и этого никто не заметит. С детьми такое не проходит», — говорит Олег.

По словам создателей «За двумя зайцами», успеху компании на рынке способствовал нетривиальный, «КВНовский», подход к проведению праздников. Начинающие предприниматели ориентировались на свое представление веселого торжества, и этот взгляд оказался новым и востребованным. Если вначале у компании было два–три заказа в месяц, которые Олег и Евгений выполняли собственными силами, то сегодня это три–четыре мероприятия в неделю, и на компанию работают еще два ведущих и три ди-джея. Тем не менее примерно половину свадеб и корпоративов собственники проводят сами.

«Постоянно нужно придумывать что-то новое. Повторов быть не может. Иначе к тебе перестанут обращаться. Если пару лет назад в моде была «Гангстерская вечеринка», то сегодня это уже никому не интересно. Люди хотят, чтобы их удивляли. И мы придумываем, и чаще всего — КВНовским штурмом. Потом выбираем лучшие варианты, при необходимости привлекаем сторонних аниматоров, артистов, дизайнеров и — вперед! Например, придумали корпоратив «Люди в черном» с немыслимыми инопланетными существами. Прошел на ура», — рассказывает Евгений. Нередко концепция праздника рождается на основе увлечений заказчиков. Если молодожены любят ездить на велосипеде, то почему бы не пустить свадебный велокортеж? А если они путешественники, то это хобби можно обыграть, например, чемоданами в интерьере свадебного торжества. При этом клиенту никогда не показывается сценарий мероприятия, с ним обговаривается только концепция. Дело в том, что как такового сценария просто не существует, многое на торжествах происходит экспромтом.

Конкуренция

У рынка индустрии праздников есть своя сезонность. Пик спроса приходится на лето (свадьбы) и вторую половину декабря (новогодние корпоративы). Мертвый сезон — после 8 марта и до начала мая. Примечательно, что это время совпадает с православным постом. Если в декабре ведущий работает каждый день без перерыва, то весной это может быть всего три–четыре заказа в месяц. Однако уровень конкуренции на новосибирском рынке свадеб и корпоративов Олег и Евгений оценивают как жесткий. Неуклонно растет число компаний, предлагающих те же услуги, что и «За двумя зайцами», при этом новички охотно прибегают к демпингу. «На рынке стало больше молодых, самоуверенных людей, которые охотно копируют чужие идеи. Это не конкуренция, это банальное подражание, — говорит Олег Светашев. — Те фишки, которые мы вдвоем придумывали, сегодня используют другие. Спрашиваем: «Почему вы так делаете?». Отвечают: «А что? Они запатентованы, что ли?». И клиент видит, что у всех примерно одно и то же. Зачем же ему переплачивать, если кто-то предлагает наши идеи дешевле? Как и мы, многие стали работать в парах и писать в рекламных сообщениях: «КВНовский стиль проведения праздников». Но, копируя идею, опыт повторить нельзя».

Об уровне конкуренции говорит тот факт, что ведущий на свадьбу летом «бронируется» в начале года, а классного массовика-затейника на новогодний корпоратив нужно «застолбить» за пару месяцев до мероприятия.

Элементом конкурентной борьбы на этом рынке является и хэдхантинг талант­ливых и перспективных ведущих. Работодатель заинтересован в том, чтобы молодой человек, который пришел к нему работать, оставался в компании как можно дольше, а не уходил в поисках лучшей доли сразу после того, как получит знания и опыт. «Риск ухода сотрудника, которому ты передал свои знания и опыт, существует всегда, и с этим приходится мириться», — сетует Олег Светашев.

Основным каналом продвижения услуг компании «За двумя зайцами» являются сами мероприятия. Людям нравится, они рассказывают об этом своим друзьям и знакомым, и те обращаются. «Сарафанное радио» обеспечивает более половины заказов компании. Кроме этого, услуги бизнеса продвигаются в социальных сетях, рекламой в Интернете и выкладкой буклетов в загсах. Проводит компания и «холодный обзвон» потенциальных клиентов на тему проведения корпоративных мероприятий.

Калькулятор

Стоимость стандартного комплекта оборудования для проведения торжественных мероприятий — около 250 тыс. рублей. Это звуковые колонки, световые системы, проектор, стойки, микрофоны, шнуры и т.д. Сейчас у компании «За двумя зайцами» три комплекта такого оборудования. Окупаемость одного комплекта бизнесмены оценили в один сезон — с  июня по сентябрь. Первое время компания арендовала оборудование. Предприниматели снимают офис площадью 54 кв. метра. Стоимость аренды — 30 тыс. рублей. Официально в компании трудо­устроены только организаторы бизнеса, остальные семь человек, включая менеджера по продажам и бухгалтера, работают по договору. Средняя заработная плата — 25 тыс. рублей. Стоимость проведения свадьбы (около шести часов) начинается от 35 тыс. рублей, корпоратива (около пяти часов) — от 40 тыс. рублей. Самое дорогое корпоративное мероприятие обошлось клиентам «За двумя зайцами» в два миллиона рублей — это был выезд для 300 сотрудников, с привлечением сторонних аниматоров. Расходы на рекламу — около трех тысяч рублей в месяц.

Планы

«Мы хотим пока приостановить свое развитие вширь, стараясь развиваться вглубь. Сейчас нас интересует качество, а не количество», — говорит Евгений Протоковило. Если сегодня свадьбы составляют около 70% от заказов, еще 30% приходится на корпоративы, то собственники «За двумя зайцами» хотели бы выровнять эту пропорцию, тем более что один корпоратив в среднем приносит денег столько же, сколько три свадьбы. Также в планах — проводить больше выездных мероприятий. Например, у компании был опыт работы в Подмосковье, Греции и на Бали. «Как творческие люди, мы не хотели бы замыкаться только на организации и проведении праздников. Нам хочется попробовать себя и в других интересных проектах. Например, мы снимаем смешные ролики. Пока только для себя. Но видим, что у нас получается. Теперь хотим заняться этим профессионально», — объясняет Евгений.

ЭКСПЕРТ-СИБИРЬ № 49 за декабрь 2013

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №34 (426) 18 августа 2014
    Новый бизнес
    Содержание:
    Реклама