Время — деньги

Новый бизнес
Москва, 18.08.2014
«Эксперт Сибирь» №34 (426)

Антикафе как новое модное веяние появилось в России в 2010 году, когда молодому писателю Ивану Митину под влиянием путешествий по миру пришла в голову идея «третьего места» (наравне с домом и работой), где можно встретиться за чашечкой чая с друзьями, почитать книгу, провести деловую встречу, заплатив лишь за время, проведенное в кафе. Идею подхватили предприниматели крупных российских городов, а известное выражение Бенджамина Франклина «Время — деньги» стало основным принципом работы антикафе. Впрочем, термин этот появился чуть позже как противодействие или отрицание основных принципов традиционных мест общепита. Кафе без меню, официантов, чаевых, а также табака и алкоголя, получило еще одно название — «свободное пространство».

Просто и демократично

«Доброе творческое место для знакомств и новых идей», так характеризуют свой бизнес иркутские предприниматели, основавшие два года назад в самом центре города антикафе под названием 4Room. В Иркутске подобного рода заведения, несмотря на популярность в более крупных городах, стали появляться совсем недавно, но новый формат кафе почти сразу нашел своих ярых сторонников и постоянных клиентов. «Название изначально было выбрано по количеству комнат, а позже выяснилось, что оно как нельзя лучше отражает суть нашего заведения: форум в Древнем Риме был местом собрания людей для обмена информацией, новостями, тематического общения», — объясняет логику наименования антикафе основатель и главный учредитель проекта Александр Соболев.

Действительно, помещение антикафе разделено на четыре тематические комнаты: игровая — зона с приставками, видео- и настольными играми; деловая — с компьютерами, принтером и высокоскоростным wi-fi (так называемый «коворкинг»); большой кинозал для просмотра фильмов и гостиная, где проводятся все массовые мероприятия, вечеринки, танцы, игра в «Мафию» и шахматные турниры. На кухне часто проходят кулинарные мастер-классы, после которых гостей угощают разными блюдами и напитками. Все очень демократично и просто. «Открывая подобное заведение, мы долго списывались с основателями питерских антикафе, раздумывая, стоит ли брать франшизу. Но после долгих переговоров решили, что сможем самостоятельно сделать интересный продукт, ведь главное в этом деле — создать атмосферу, а это не может дать ни одна франшиза», — вспоминает Соболев. Свое заведение предприниматели позиционируют как место отдыха и неформального общения студентов и активной молодежи.

«Гопникам» неинтересно

«Первые месяцы после открытия были довольно активные, было много клиентов, новый формат заведения был интересен людям, при том что конкуренции практически не было. Но через некоторое время почувствовали спад, — вспоминает соучредитель 4Room Александр Фролов. — Начали работать над тем, чтобы в нашем антикафе постоянно что-то происходило, стали придумывать какие-то новые фишки. Если раньше интересные мероприятия проходили только по выходным, то сейчас мы перешли на формат «тридцать одно событие в месяц». «Хорошо помогли представители антикафе из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока: мы обменивались опытом, подсказывали друг другу тематические вечера, делились идеями, — добавляет Александр Соболев. — И на настоящий момент могу с уверенностью сказать, что в России сообщества антикафе дружат. Абсолютно нет зависти и конкуренции». По словам Фролова, «понимание, что 4Room нашел свою нишу и получил признание у коллег по бизнесу», пришло, когда в Иркутск приехали основатели большой питерской сети антикафе. «Когда они увидели наше заведение, были приятно удивлены: им настолько понравился формат, что они готовы были сами отправить к нам своих людей на обучение», — с гордостью вспоминает Фролов. Место действительно получилось популярным, возможно, из-за небольшого пространства (4Room расположен на ста двадцати квадратах), делится своими наблюдениями Соболев.

Впрочем не обошлось без неприятных моментов. За два года работы антикафе произошли две кражи, пришлось устанавливать камеру. «Несколько раз приходили «гопники», но потом сами уходили, им у нас неинтересно, — улыбается Сергей Кипсар. — Хотя на этот случай у нас есть такое правило: без объяснения причин мы можем попросить человека уйти».

Неслучайные люди

В зависимости от сезона в антикафе работают от семи до пятнадцати сотрудников. В обязанности входит создание особой атмосферы, за которой сюда и приходят люди. «Наши администраторы работают по принципу McDonald’s: есть время –пришел поработал, потом сходил на лекцию. Это удобно, — отмечает Александр Соболев. — Еще одним важным нашим преимуществом стало расположение — мы действительно в центре студенческой жизни: рядом несколько крупных вузов, набережная, места скопления активной молодежи». Преимущество действительно серьезное. Несмотря на то что в антикафе приходят самые разные люди, ядро аудитории все же составляют студенты — обычно им негде собраться: в кафе — дорого, дома — родители. Вторая часть завсегдатаев подобных локаций — люди творческих профессий (журналисты, дизайнеры, фотографы, музыканты, ИТ-специалисты) и молодые предприниматели. Им нужны не помещения в бизнес-центрах с дорогой арендой, а места для рабочих встреч и общения с коллегами.

«Как показала практика, двадцать процентов наших гостей — случайно зашедшие люди. Некоторые из них становятся постоянными клиентами, приводят с собой друзей. На тематические вечеринки приходит не только молодежь — люди среднего и старшего возраста с удовольствием посещают наши мероприятия», — рассказывает Сергей Кипсар. «Пять–десять процентов аудитории приходится на путешественников и бэкпекеров из других городов и стран, — делится своими наблюдениями Александр Соболев. — Была бы у нас возможность расшириться — обязательно сделали бы комнату под хостел, часто гости остаются с ночевкой, сейчас это достаточно востребовано. Вот недавно к нам заезжал турист, пока жил у нас неделю, успел отремонтировать все полки и провести мастер-класс «70 рецептов драников». Семьдесят, конечно, не показал, но рецептов десять было точно. А вообще большинство лекторов и тренеров — это наши гости. Если есть какой-то интересный навык, можно прийти к нам и поделиться». 

Продвижение 4Room в основном идет через социальные сети. «Наша группа «ВКонтакте» перевалила за семь тысяч человек — это тот круг активной молодежи, который интересуется жизнью антикафе. Но основной приток людей все же идет посредством «сарафанного радио». Сейчас аудитория антикафе — около 1,5 тыс. уникальных посетителей в месяц, а это хороший показатель», — считает Соболев. «Что же касается конкуренции — здесь все неоднозначно. С одной стороны, сегодня в Иркутске работает четыре антикафе (одно из которых открыто по франшизе), с другой, как показала практика, — окупаются не более десяти процентов таких заведений, остальные оказываются нерентабельными», — утверждает Сергей Кипсар.

Калькулятор

Открытие антикафе обойдется предпринимателю в сумму от 250 тысяч до 2,5 млн руб­лей. Основные траты придутся на ремонт помещения и такое трудно просчитываемое дело, как «создание атмосферы». Но именно от того, насколько хорошо удастся создать стиль и дух заведения, будет зависеть успех бизнеса. «Мы вложили в бизнес около трех миллионов. Хорошо потратились на внутреннюю отделку (миллион руб­лей), мебель (500 тыс. руб­лей), а также техническое оснащение помещения. Поскольку здание старое, с нуля делали санузел, усиливали балконы и лестницу. Много денег «съела» кухня», — рассказывает Александр Соболев. Львиную долю ежемесячных расходов составляет аренда — 150 тыс. руб­лей. Минута пребывания в антикафе обойдется посетителю в два руб­ля. Но есть и абонементы: будний день стоит 350 руб­лей, выходной — 450 руб­лей, а для завсегдатаев есть безлимитный абонемент — 4 тыс. руб­лей в месяц. Окупаемость вложений — два года. «Зарабатывает 4Room по-разному: бывают очень удачные месяцы с хорошим доходом, но в плохие пока уходим в минус. Прошлое лето оказалось тяжелым для становления бизнеса», — вспоминает Соболев.

Планы

Соучредители 4Room думают над увеличением числа мероприятий и заполнением дневного времени в антикафе. Это задача номер один. «С осени появятся новые услуги, интересные тренинги. Хотим, чтобы наше антикафе стало не просто «третьим местом», а вторым домом для наших друзей и гостей», — резюмирует Александр Соболев.

ЭКСПЕРТ-СИБИРЬ № 23 за июнь 2014

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№34 (426) 18 августа 2014
Новый бизнес
Содержание:
Реклама