Поставить на карту

Общество
Москва, 25.08.2014
«Эксперт Сибирь» №35-36 (427)
«Яндекс» отснял панорамы пяти самых известных заповедников России — в том числе в Сибири

Фото: Вера Сальницкая

В течение лета «Яндекс» снимает панорамы российских заповедников для сервиса «Яндекс.Карты»: съемки с «панорамомобиля» в сверхбольшом разрешении уже прошли в Пятигорске, в горах под Воронежем, Горном Алтае и окрестностях озера Байкал, на очереди — Карелия. В компании надеются, что новый проект позволит не только совершать виртуальные экскурсии по самым живописным местам страны, но и поспособствует развитию внутреннего туризма — прокладывать автомобильные маршруты, зная, как будут выглядеть основные пункты будущего путешествия, гораздо удобнее. «Эксперт-Сибирь» наблюдал, как создаются панорамы Горного Алтая, и узнал, когда «Яндекс» обновит карты сибирских мегаполисов.

«Голова» на крыше

Сейчас на «Яндекс.Картах» представлены панорамы более 300 городов России и ближнего зарубежья — или, если суммировать протяженность всех отснятых участков, более 58 тысяч километров улиц, проспектов, трактов и магистралей. В прошлом году экспедиция «Яндекса» добралась до самой северной территории России — архипелага Земля Франца-Иосифа, а нынешним летом занялась природными заповедниками. В число избранных вошли две «сибирские жемчужины» — Байкал и Горный Алтай.

— На десятках тысяч круговых панорамных фото, точно привязанных к карте и спутниковым снимкам, можно будет увидеть красоты Чуйского тракта и Телецкого озера, а также более прозаические, но не менее полезные гостиницы, кафе и сувенирные лавки, — делится планами регио­нальный представитель «Яндекса» в Сибири и Дальнем Востоке Ольга Молодан.

Все съемки панорам для «Яндекс.Карт» осуществляет компания NEQ4, главным партнером и инициатором проекта стал Ford. Автомобильный гигант обеспечил подходящую технику — в Сибири ожидаемо понадобились полноприводные внедорожники.

Экипаж одной экспедиции состоит из двух–трех человек, на крыше каждой машины установлена «голова» — устройство, объединяющее четыре фотоаппарата с разрешением до 100 мегапикселей, салон оборудован GPS-модулем и «хвостом» — многочисленными проводами. Фотоаппараты синхронно снимают окружающее пространство, обеспечивая обзор 360°, причем одна камера направлена строго вверх и незаменима в условиях мегаполиса, а также в горах — никак иначе высотные объекты в их реальных пропорциях не передать. Представители «Яндекс» шутя вспоминают, что первые панорамы имели как раз такой недостаток и были «обрезанными».

Маршрут движения детально просчитывается задолго до экспедиции, его готовят специалисты «Яндекса» (от картографов до краеведов), они же намечают планы и график проекта, который, впрочем, может заметно меняться, так как зависит от множества факторов. В первую очередь от погоды: иногда съемки откладываются на несколько дней или и вовсе переносятся на более подходящий период. В большинстве случаев съемки проходят утром в ясные солнечные дни, но буквально несколько месяцев в году, с мая по сентябрь. В связи с этим Россия на «Яндекс.Картах» выглядит вопреки укоренившимся в нацио­нальном сознании образам не заснеженной и малонаселенной пустошью с разбросанными как попало городами, а компактной страной с теплым и мягким климатом, где жизнь — курорт, а зима — аномалия.

Снимок на память

В Горном Алтае корреспондент «Эксперта» застал «фотографов» «Яндекса» на Ороктойском мосту уже после того, как они отсняли Телецкое озеро, Чемальскую ГЭС, остров Патмос, несколько пещер и водопадов.

Скорость панорамомобиля в природных условиях редко превышает 40–50 км, иногда автомобиль и вовсе останавливают, чтобы снять труднодоступные места — фотокамеры устанавливают на треногу и берут все необходимые устройства с собой. И если в старинных городах с узкими улочками и большим количеством достопримечательностей камеры делают панорамные снимки каждые 20–30 метров, то в спальных районах, частном секторе или за городом — каждые 50. Впрочем, оператор может «щелкнуть» объект или его окрестности по собственному желанию в любой момент, если сочтет увиденное интересным.

Оператор Сергей Бобак рассказывает, что далеко не все, с кем приходится сталкиваться во время съемок, понимают, что именно он делает и как работает «панорамомобиль». За несколько лет наблюдателями высказывались самые невероятные версии, включая обвинения в шпионаже и вопросы, не железнодорожная ли это касса на колесах.

— Нередко просят сделать снимок на память и даже предлагают за это деньги, — признается он.

Тем не менее, по его словам, в Сибири люди относятся к подобным съемкам гораздо спокойнее, чем в других регионах России, и подходят узнать, что происходит, достаточно редко.

— Вот на Украине все очень разговорчивые и темпераментные. Прямо так и говорят: «Сними мою дачу!» А в Ленинградской области за нами гонялась дама на джипе, чтобы выяснить, зачем мы сняли ее особняк.

Говорят, что в городах, где появлялся панорамомобиль, местные активисты устраивали разного рода флешмобы, подкарауливая экипаж в костюмах или с заранее заготовленными приветствиями. Как правило, подобные казусы не вырезаются из съемок и остаются в панорамах, добавляя сервису просмотры за счет таких вот мемов «Яндекс.Карт». Например, на картах Санкт-Петербурга до сих пор есть снимок, на котором строгий мужчина в темном костюме передает кому-то винтовку.

Отснятый материал автоматически преобразуется в панорамы, а после отсматривается специалистами «Яндекса». Финальная обработка происходит уже в офисе, где цифровые версии городов хранятся в ящиках, заполненными жесткими дисками. Посчитать, сколько в среднем «весит» российский мегаполис, в компании затрудняются, но сообщают, что на данный момент в их распоряжении находится почти 5 млн фотографий.

— Обычно у нас достопримечательности и природа как приложение к картам городов, но в этот раз все наоборот. До конца года съемки пройдут в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Барнауле и Омске, — озвучивает планы руководитель группы геоинформационного контента «Яндекс.Карт» Николай Калашников. — Схемы городов обновляются ежемесячно, панорамы стараемся обновлять не реже, чем раз в три–четыре года, но и за это время города успевают очень сильно поменяться. Сменить вывеску можно в считанные часы, перекрасить фасад — за день, дома тоже относительно быстро возводятся — небольшие перемены происходят все время, поэтому мы стараемся по возможности оперативно их отражать.

Небесполезный досуг

По оценке Калашникова, самые популярные места, которые пользователи чаще других смотрят на сервисе, — это центральные районы городов, различные достопримечательности и здания с не­обычной архитектурой, театры, музеи, храмы и торговые центры. Иногда — из обычного интереса и любопытства, иногда — из сугубо прагматичных соображений, чтобы знать, как подъехать и припарковаться.

В беседе с корреспондентом «Эксперта» Калашников пояснил, по каким критериям «Яндекс» отбирает точки, в которых появляются панорамы. В первую очередь это мегаполисы и города, являющиеся туристической достопримечательностью (даже если они совсем небольшие; например — Великий Устюг), во-вторых, — города, входящие в агломерации (вместе с Иркутском был снят соседний Ангарск, вместе с Новосибирском — Бердск, и так далее).

После Алтая внедорожник «Яндекса» отправится в Карелию — последнюю точку проекта «Заповедники России на «Яндекс.Картах». Запустить его компания планирует уже осенью.

Варианты коммерциализации панорам пока не рассматриваются — интерактивные изображения являются не более чем опцией «Яндекс.Карт» и удобным помощником для ориентации на местности. Речь может идти разве что о контекстной рекламе. Кроме того, онлайн-экскурсии могут составить неплохой досуг, позволяя всем желающим посетить, пусть и виртуально, ранее неизвестные, но по-настоящему уникальные места. Увидеть знакомые городские улицы тоже небесполезно. Более того, подобные сервисы, кажется, могут без особой натяжки считаться самым амбициозным проектом по обновлению «немытой» России: население привыкает заново открывать для себя надоевшие фрагменты городской реальности сквозь новую оптику и с новым ощущением — здесь, оказывается, есть на что посмотреть и есть зачем оставаться.          

У партнеров

    Реклама