Поймать в сети

Михаил Кичанов
22 сентября 2014, 00:00
  Сибирь

Сфера деятельности: поиск клиентов в социальных сетях

Андре Сидор

Что на поиске информации в Интернете можно хорошо заработать, доказали и «Яндекс», и Google. Но поиск может вестись не только по сайтам магазинов, производственных фирм и информационных агентств, на чем и специализируются поисковые гиганты. «Шерстить» можно и социальные сети. И поиск этот тоже монетизируем. Это убедительно показывает опыт трех молодых предпринимателей, которые в конце прошлого года запустили в Новосибирске интернет-проект под названием «Социальный сканер» (Socscan.ru). В интересах бизнеса сервис успешно ищет обращения пользователей социальных сетей, содержащих любую мало-мальски коммерческую составляющую, что открывает новые возможности для компаний, ориентированных на B2C. К тому же аккумулируемая «Социальным сканером» информация позволяет анализировать спрос и предложения самых разных рынков.

Туристы подсказали

«Самые обычные люди оставляют в социальных сетях множество сообщений коммерческого характера. Кому-то нужен фотограф на свадьбу, кто-то сколачивает группу единомышленников для поездки на Алтай. Люди просят помощи и совета на личных страницах и в группах. Они задают вопросы о ценах, использовании, разновидностях товаров и услуг. И часто эти обращения остаются без ответа, они не доведены до продаж. Вот такие-то обращения мы и ищем, группируем и аккумулируем их на своем сайте. По сути, мы помогаем малому бизнесу продавать в соцсетях,— объясняет работу сервиса «Социальный сканер» один из авторов проекта Андрей Сидоров. Сейчас «Социальный сканер» отбирает сообщения по заданным ключевым словам в «ВКонтакте» и Twitter.

По словам авторов «Социального сканера», учредителей компании «Джонатан Ливингстон», на момент запуска проекта в ноябре 2013 года они не смогли найти аналогов своей поисковой системе. Только через несколько месяцев новосибирским бизнес-партнерам станет известно об аналогичных сервисах: одном российско-украинском стартапе и еще трех из США и Канады. Последние, естественно, работают на англоязычный рынок и ведут поиск в Facebook и Twitter.

«Идея сканера родилась совершенно случайно, — вспоминает Татьяна Полякова. — Мы тогда работали над совершенно другим проектом, занимались поиском контрагентов для организации отдыха на Алтае. Искали в соцсетях предложения по проживанию в гостиницах, базах отдыха, а также организаторов туров. И заметили, что пользователи соцсетей много и конкретно пишут о своих планах на отдых и туристических предпочтениях. Например, человек говорит, что у него есть 15 тысяч руб­лей, и он за эти деньги хотел бы отдохнуть на Алтае. И просит сообщество подсказать базу отдыха с оптимальным ценником. Но часто подобные вопросы остаются без ответа. И мы на них стали отвечать сами. А потом увидели, что поиск запросов можно коммерциализировать. А искать можно далеко не только потенциальных туристов».

Татьяна Полякова 016_expert-sibir_39-40_3.jpg
Татьяна Полякова

Не для всех

Работа над первым вариантом сайта заняла около двух месяцев. Но все сомнения в перспективности потраченных средств и времени были отметены в первые же два дня работы сервиса, когда компания получила 350 заявок на поиск. Пилотный проект тут же превратился в источник дохода. А первые заявки подсказали список тем, которые интересуют покупателей поиска потенциальных клиентов. Сейчас таких тем 15. Среди них туризм, интернет-магазины, фото и видео, ремонт и дизайн, оформление праздников, платья и автозапчасти. Но можно создать и протестировать свою тему.

За все время существования «Социального сканера» им воспользовались около 2,5 тыс. человек. Только за последний месяц сервисом проанализировано 25 млн сообщений и обнаружено 156 тысяч потенциальных клиентов.

Несмотря на эффективный поиск, «Социальный сканер» подходит далеко не каждому бизнесу, который ориентирован на работу с конечным покупателем. «Услуга или товар должны обязательно вызывать эмоцию. Это свадебные услуги, услуги адвоката, фотографов. Но если человек продает, скажем, кирпич или хлеб, то никто вопросы по этим товарам задавать в сетях не будет. Один из наших потенциальных клиентов искал в соцсетях упоминания о промышленных насосах, которые продавал, мы помочь ему не смогли. Просто никто «ВКонтакте» и в Twitter об этих агрегатах никогда не спрашивал», — разводит руками Полякова.

 «Социальный сканер» позволяет найти запрос с актуальностью в три часа, но в зависимости от бизнеса разработчики проекта рекомендуют обрабатывать сообщения давностью до одной недели. Например, если речь идет о путешествии или покупке платья. Естественно, если кто-то хочет купить букет цветов, то бизнесу нужно поспешить, потому что уже на следующий день заявка, скорее всего, потеряет свою актуальность. «Мы делим всех найденных потенциальных клиентов на прямых и косвенных. Прямые — это когда человек пишет в соцсети, что именно он хочет. Можно даже понять, на какой ценник он ориентируется, то есть сколько на нем можно заработать, и исходя из этого решить, интересен он как клиент или нет. Косвенные же — это когда человек формирует группу заинтересованных лиц, например, для поездки на отдых. Он вроде и не клиент, потому что организует все сам, но его можно попробовать заинтересовать и тем самым получить сразу большой заказ на несколько человек», — рассказывает Сидоров.

Понять и помочь

География поиска «Социального сканера» охватывает всю страну. Наибольшее количество пользователей сервиса живет в европейской части страны. Среди городов-лидеров — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск. Оказывая бизнесу услуги поиска клиентов, компания помогает ему понять и психологию пользователя социальной сети и с наименьшими потерями превратить простой вопрос на стене сообщества в контракт. «Мы подсказываем наиболее перспективные направления бизнеса с точки зрения продаж в соцсетях, учим, как работать с пользователями «ВКонтакте» в момент желания сделать покупку. Объясняем, как максимально расширить воронку продаж в соцсетях на каждом ее уровне. Мы в этом заинтересованы не меньше пользователей нашего сервиса. От этого зависит будущее проекта. Если кто-то в цепочке «продавец–покупатель» недоволен — система не работает», — указывает Андрей Сидоров.

«Мы пытаемся обеспечить быстрый вход человека, который ни разу не продавал в соцсетях, — со своей стороны замечает Татьяна Полякова. — Здесь много нюансов. Нельзя в соцсетях продавать так же, как в оффлайне. Соцсети — это совершенно особая среда. С одной стороны, это личное общение, как в оффлайне, но с другой — это Интернет. Грубейшая ошибка, когда в ответ на запрос на стене «ВКонтакте» менеджер в первом же предложении своего сообщения — ответа на запрос — пытается пригласить человека в офис и продать ему услугу или товар. Ведь человек потому-то и написал в соцсети, что не хочет идти в офис, а хочет купить удаленно».

Андрей Краменов 016_expert-sibir_39-40_2.jpg
Андрей Краменов

Помимо организации поиска «Социальный сканер» позволяет создателям сервиса анализировать рынки, а в перспективе и зарабатывать на этом. Так, анализ данных показал, что в августе этого года произошло стремительное падение спроса на туристические услуги. Если в июне в «ВКонтакте» было 35 тысяч запросов, а в июле — 39 тысяч, то в августе — всего 19 тысяч, то есть на уровне мая. «Это конечно аномалия. Август — туристический сезон. Мы склонны объяснять такое падение интереса нестабильностью на туристическом рынке, банкротством сразу нескольких крупных туроператоров», — говорит Сидоров.

Калькулятор

Основные затраты на старте проекта «Социальный сканер» — это собственное время авторов проекта, хостинг и аренда офиса. Дизайн и техническую начинку авторы сервиса сделали собственными силами. «Если бы мы заказывали сайт у сторонней веб-студии, то с учетом переделок, которыми мы подвергли наш сервис в первые полгода работы, нам пришлось бы выложить порядка миллиона руб­лей», — считает Андрей Сидоров.

Будучи резидентами бизнес-инкубатора технопарка новосибирского Академ­городка (Академпарка), авторы «Социального сканера» несут чисто символические затраты на аренду. Три рабочих места обходятся им в три тысячи руб­лей в месяц. При этом в их распоряжении переговорки, кафе, встречи с состоявшимися предпринимателями, которые выступают с лекциями и проводят мастер-классы в Академпарке. Правда, резидентами бизнес-инкубатора можно быть только три года.

Пользователям своего сервиса создатели «Социального сканера» предлагают на выбор четыре пакета услуг. Первый, стоимостью 1,5 тыс. руб­лей в месяц, позволяет искать до 500 сообщений в месяц и только по одной теме. Второй — до тысячи сообщений и двум темам (2,8 тыс. руб­лей), третий — до двух тысяч и четырем темам (5,2 тыс. руб­лей), и четвертый — до четырех тысяч и восьми темам (9,6 тыс. руб­лей). Первые три тарифа ориентированы только на поиск в «ВКонтакте», и лишь последний дает возможность искать потенциальный клиентов и в «ВКонтакте», и в Twitter. «Конечно, все начинают работать по первому пакетному предложению, тем более что пять дней человек по нему может пользоваться сервисом бесплатно. Но потом, как правило, останавливаются на втором тарифном плане», — рассказывает Сидоров. В месяц пакеты сканера покупают порядка 30–35 человек.

«В основном для продвижения проекта мы используем социальные сети: как бесплатные фишки, так и таргетинговую рекламу. Сейчас также мы тестируем эффективность контекстной рекламы. Хорошую обратную связь о сервисе дает участие в различных мероприятиях для предпринимателей и конференциях по маркетингу, SMM. Но только обратную связь. Большого потока клиентов от таких мероприятий мы не ждем», — отмечает Татьяна Полякова.

Планы

«Мы стремимся к тому, чтобы наш «Социальный сканер» стал для пользователей социальных сетей волшебной палочкой. Сказал в небо, а точнее написал на стене в соцсети: «Хочу в Турцию». Бах — и тут же получил три хороших конкурентных предложения, из которых выбрал лучшее. Эта задача требует от нас постоянного улучшения сервиса», — отмечает Андрей Сидоров. Компания рассматривает и возможность организации поиска в Facebook и даже выход на англоязычный рынок. «Российский Facebook с точки зрения объема коммерческих запросов от пользователей пока заметно отстает от «ВКонтакте». Поэтому мы не спешим заходить в эту социальную сеть. Но все быстро меняется, и мы должны быть готовы к расширению нашего предложения. То же можно сказать и о российском Twitter, в котором «сидят» либо политики, либо бизнесмены, либо хипстеры, либо роботы. Соответственно поток запросов будет более специфическим и меньшим по объему», — констатирует Андрей Сидоров.