Свои деньги

6 октября 2014, 00:00
  Сибирь

Алтайский край зарабатывает на мощном агропромышленном комплексе, развивающейся промышленности и на активно растущем туристическом потоке

В 2013 году крупнейшие предприятия Алтайского края, участвующие в рейтинге, показали общий рост выручки на 7,5% (годом ранее — 15,2%). Их совокупные доходы превысили 318 млрд руб­лей (см. таблицу 1). Выручка промышленных и непромышленных предприятий сохраняет почти равномерное распределение (54% и 46% соответственно), вместе с тем наблюдается небольшой тренд к росту доходов компаний промышленной сферы. Сегмент оптовой и розничной торговли (крупнейшие торговые компании — «Мария Ра», «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и ТД «Аникс», «Росбыттехника» и «НОВЭКС») в рейтинге самый масштабный по объему реализации — 126,8 млрд руб­лей. Чистая прибыль ранжированных компаний снизилась на треть — до 8,6 млрд руб­лей.

Второй промышленный эшелон крупнейших компаний Алтайского края (см. таблицу 2) — наглядный пример набирающей экономический вес производственной сферы: темпы роста здесь в два раза выше темпов основного рейтинга (18,8% против тех самых 7,5%). При этом доминирующими направлениями здесь являются пищевое и агропромышленное производство, а также лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасль.

Сибирская территория аграриев

В целом рост регио­нальной экономики в прошлом году оценивается в четыре процента. На фоне замедления экономики в большинстве российских регионов это является хорошим результатом. Итоги работы промышленных предприятий края оказались очень схожи со средними показателями по стране.

Несмотря на засушливые сезоны, которые два предыдущих года преследовали земледельцев Алтайского края, собран достойный урожай, заготовлен двойной запас кормов, наращены мощности в животноводстве. ГК «ПАВА» увеличила обороты на 5,4%, достигнув показателя в 6,98 млрд руб­лей. Сегодня предприятие вкладывается в новые агропроекты: глубокая переработка пшеницы на реконструированном мелькомбинате в Ребрихе, в этом же селе уже введен в эксплуатацию цех экструдированных пищевых зерновых продуктов под торговой маркой «Секреты Живы», строятся цеха переработки гречихи мощностью 70 тонн в сутки, а на Михайловском зерноперерабатывающем комбинате возводится комплекс углубленной переработки пшеницы.

«Алейскзернопродукт» — мощный агропромышленный комплекс с полным технологическим циклом по выращиванию и переработке зерна, производству и упаковке продукции. Выручка от реализации возросла на 15%, до 5,9 млрд руб­лей. Агропромышленная компания «Мельник» нарастила доходы на 11% до 4,8 млрд руб­лей и сегодня занимает 59% алтайского и 7% российского макаронного рынка. В 2013 году выработка муки составила 270,9 тыс. тонн, макарон — 55,5 тыс. тонн, круп — 12,5 тыс. тонн, масла — 1,99 тыс. тонн.

Ведущий сектор краевой экономики — промышленное производство — за 2013 год возрос только на 0,3%, продукции потребителям отгружено на общую сумму 240 млрд руб­лей. Продолжает наращивать мощности добывающая промышленность — ее темпы превысили 41%. За 2006–2013 годы доля добывающего сектора в общем объеме промышленного производства увеличилась в шесть раз, а объемы отгрузки — в 16 раз.

Основной вклад в формирование объемов промышленного производства вносит обрабатывающая отрасль. Тренд последних лет для алтайского машиностроения — открытие новых сборочных производств, расширенный и обновленный ассортимент, совершенствование качественных характеристик выпускаемой продукции, выстраивание внутренних кооперационных связей крупных и мелких производителей, в том числе на кластерной основе. На алтайских предприятиях появилось около десятка новых образцов сельскохозяйственной техники и агрегатов, а всего в прошедшем году на их базе выпущено более 700 различных единиц техники.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности показали неплохой результат (прирост в 2013 году — 3,4%). По сравнению с 2005 годом объем производства пищевых продуктов вырос в 1,7 раза, это один из лучших показателей в стране. Алтайский край продолжает оставаться на лидирующих позициях среди регионов по производству муки, крупы, жирных сыров, сухой молочной сыворотки, макаронных изделий, животного и растительного масла, мясной продукции.

В этих условиях нужно максимально задействовать новые факторы развития, направленные на развитие агропромышленного и пищевого комплексов. Прежде всего — создавать благоприятный бизнес-климат для агробизнеса и перерабатывающих сельхозсырье производств, привлекать производства с современными агротехнологиями и комплексным высокопроизводительным оборудованием для пищевого производства, повышать качество профессио­нального образования и формировать гибкий рынок труда.

Агропромышленный комплекс является передовым по объему привлекаемых инвестиций, выпуску современной конкурентоспособной продукции, внедрению инновационных технологий в производство. За пять лет на техническое перевооружение АПК направлено около 33 млрд руб­лей. Мощности по переработке зерна увеличены в 1,4 раза, молока — в 1,2 раза, скота и птицы — в 2,7 раза, масличных культур — в 2,4 раза, сахарной свеклы — в 1,3 раза (единственный за Уралом регион, выращивающий эту культуру). Дальнейшее наращивание потенциала связывается с использованием технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья.

Кроме того, агропромышленный комплекс нужно поддерживать за счет развития современных систем сбыта сельхозпродукции. Прибыль от ее продажи должна доставаться в первую очередь производителям, а не торговым посредникам. Здесь нужно развивать оптовые продовольственные центры, хранилища сельскохозяйственной продукции, что позволит аграриям обеспечить стабильный сбыт. Это приведет к реальному росту заработных плат людей, работающих на селе (20% населения края живет в сельской местности). Они должны чувствовать, что их работа приносит в дом, в семью достойный доход. По производству сельскохозяйственной продукции (около 40 тыс. руб­лей в год на душу населения) Алтайский край лидирует в Сибири. Работники должны иметь возможность взять участок земли и построить новый дом, завести свое дворовое хозяйство, приобрести личную технику, инвентарь, автомобиль.

Более двух лет назад президент России Владимир Путин обращал внимание на то, что нужно поддержать создание информационных банков, содержащих образцы готовых решений (например, типовые проекты семейных ферм, в том числе в комплексе с жильем для фермеров). Алтайский край должен стать одним из первых пилотных регионов, в которых за два–три года могут появиться десятки таких высокодоходных семейных ферм.

Прошедший год существенно укрепил сырьевую базу для дальнейшего устойчивого развития пищевых и перерабатывающих производств. В непростых погодных условиях собрано 4,9 млн тонн зерновых культур, это четвертый результат в России, а по объемам производства гречихи край является лидером. Урожайность сахарной свеклы (376,7 центнера с гектара) стала самой высокой за всю историю развития свекловодства в крае, валовый сбор свеклы составил более 660 тыс. тонн.

В 2013 году сохранен третий результат в России по объему производства молока (1 364 тыс. тонн), девятый — по производству скота и птицы на убой (336,1 тыс. тонн). По производству говядины край вышел на лидерские позиции в округе и занял третье место среди российских регионов. Значительно нарастить объемы производства говядины позволила реализация программы по поддержке мясного скотоводства. Поголовье мясного и помесного крупного рогатого скота в регионе увеличилось за шесть лет почти в 2,5 раза, а производство высококачественной говядины — в 5,7 раза. Это неудивительно, ведь в регионе появилось 12 крупных животноводческих комплексов с новыми технологическими решениями и качественными стандартами. Сейчас в стадии реализации находится четыре проекта (их стоимость — более семи миллиардов руб­лей). На подготовительной стадии находятся проекты создания крупнейшего за Уралом откормочного комплекса компании «Алтайское мясо» на 20 тыс. голов крупного рогатого скота мясных пород и молочного комплекса компании «Холод» на 2,2 тыс. голов.

В направлении инфраструктурного развития приоритетно жилищное строительство. В 2013 году в эксплуатацию введено более 663 тыс. кв. метров жилья, в том числе 350 тыс. кв. метров индивидуального. За год более 9,6 тысячи семей решили свои жилищные проблемы за счет нового строительства, что является главным показателем результативности работы в этой сфере. По объему вводимого жилья край занимает шестое место среди субъектов СФО, третье место — по объемам введенного жилья населением и лидирует (в течение ряда лет) по объемам жилья, построенного в сельской местности. Но в Алтайском крае важны не только метры, но и качество жилья. Оно должно обеспечиваться строительством коммерческого жилья разного уровня комфортабельности и ценовых категорий в зависимости от районов расположения и уровня качества жизни, включая дома для малосемейных и молодежных жилых комплексов.

Туристы, вперед!

Алтайский край входит в пятерку самых экологически благоприятных для проживания, труда и отдыха регионов нашей страны. По итогам прошедшего туристического сезона, Алтайский край посетило около 1,6 млн туристов. В 2013 году на строительство туристских объектов частные инвесторы направили 247,9 млн руб­лей.

Здесь действуют 44 санаторно-курортных учреждения, два из которых — компания «Курорт «Белокуриха» (1,274 млрд руб­лей, темп прироста — 4,8%) и «Санаторий «Россия» (750,1 млн руб­лей, темп прироста — 6,5%) — представлены в рейтинге крупнейших компаний края. Туристов принимают 176 комфортабельных гостиниц, около 150 туристических баз и столько же «зеленых домов».

В особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» уже инвестировано более 5,8 млрд руб­лей частных и государственных средств. Сегодня здесь зарегистрировано 17 компаний-резидентов с общим объемом заявленных инвестиций около 30 млрд руб­лей (к 2020 году). Из них три уже ведут активное привлечение туристов, а одна выполнила свои инвестиционные обязательства в полном объеме и готовится принять первых отдыхающих в следующем сезоне. На сегодня еще девять потенциальных инвесторов заявили о своих планах пополнить ряды резидентов.

Компаниями введены в эксплуатацию 18 туристских объектов (в 2013 году — шесть), завершено строительство гостиницы, кафе, первого этапа горнолыжного комплекса, водных горок на искусственном наливном водоеме и объектов пасеки (гостевой дом, дом пасечника, омшаник, беседка и пр.). Продолжается строительство кафе с административными и выставочными помещениями у Большой Талдинской пещеры (на границе Алтая и Алтайского края), гостиничного комплекса на 80 мест и первой очереди комплекса на 140 мест. Завершаются фасадные и внутренние работы в кафе и в культурно-познавательном центре (в нем будет представлен информационно-справочный блок, посвященный русскому художнику, писателю и путешественнику Николаю Рериху). Ведется подготовка к строительству гостиницы для горнолыжников на 250 мест размещения. Остальные резиденты находятся в стадии предпроектных работ и проектирования.

Сейчас на территории особой экономической зоны готова к вводу в эксплуатацию первая очередь объектов внутренней инфраструктуры (дороги с ливневой канализацией, сетями наружного освещения и стоянками, сети газо-, электро-, тепло-, водоснабжения, а также канализации и связи). Несмотря на то, что на территории «Бирюзовой Катуни» ведется строительство инфраструктуры, всего с 2007 года особую экономическую зону посетило более 1,6 млн человек, а в 2013 году — 387 тыс. туристов.

На территории игорной зоны «Сибирская монета» компания «Алти» заканчивает работы по созданию первого игорно-развлекательного комплекса «АЛТИ», его ввод в эксплуатацию запланирован на конец текущего года. Только в 2013 году «Алти» затратила 679,4 млн руб­лей (всего, с момента реализации проекта, — более 780 млн руб­лей).

В крае формируются и другие предложения санаторно-курортных и туристско-рекреационных услуг. Проект туристско-рекреационного кластера «Белокуриха» расширяет привычный «белокурихинский» потенциал санаторно-курортного комплекса Алтайского края. Здесь будет реализовано девять крупных инвестиционных проектов строительства объектов туристской инфраструктуры, организовано более трех тысяч комфортабельных мест размещения. Общий объем инвестиций в формирование кластера на территории площадью около 7,7 тыс. гектар составит 7,2 млрд руб­лей.

Так, в 2013 году за счет субсидий из федерального бюджета закончено строительство автомобильных дорог, соединивших туристские объекты города-курорта федерального значения Белокуриха с туристскими объектами субкластера «Сибирское подворье». Разумеется, туристско-рекреационный кластер «Белокуриха» привлекателен для частных инвесторов. В 2013 году на строительство объектов в Смоленском районе и городе-курорте Белокуриха компаниями направлено порядка 334 млн руб­лей, всего с 2011 года — 784,2 млн руб­лей. В настоящее время уже принимают туристов туристские комплексы «Конный двор», «Рыбацкая деревня», «Сибирская деревня», составляющие субкластер «Сибирское подворье» и туристско-развлекательный комплекс «Водный мир». В высокой степени готовности находятся новая комфортабельная гостиница «Радуга» и оздоровительный центр.

Особое место занимает автотуристский кластер «Золотые ворота», который предназначен для рекламы и анонсирования туристических и природных объектов Алтая, бронирования мест и продажи путевок, предоставления мест общественного питания разного уровня, услуг автосервиса, гостиничных услуг. В результате такого «инфраструктурно-периферийного» проекта можно удержать и увеличить транзитный поток туристов. Предполагаемая стоимость строительства этого кластера составляет 1,4 млрд руб­лей.

Свои деньги

Конкурентоспособным сегодня может быть только регион с развивающейся экономикой. Мы неоднократно подчеркивали (см. «Спешить работать», «Эксперт-Сибирь» № 43 за 2013 год, «Все возможно», там же, № 39 за 2012 год, «Патриоты инвестиций», там же, № 9–10 за 2011 год), что средства на создание инженерной инфраструктуры, социальной сферы краю необходимо зарабатывать самому, повышая доходную часть бюджета, выстраивая партнерские отношения с бизнесом, работающим или стремящимся работать в регионе. В крае должны быть свои, не заемные деньги. Это собственный финансовый и инвестиционный рычаг. В Алтайском крае это средства, заработанные не только в промышленности, в агропромышленном комплексе, но и благодаря богатому природному дару, привлекающему туристические потоки не только из регионов Сибири, но и из Центральной России и зарубежных стран.

Аналитический центр «Эксперт-Сибирь»


 032_expert-sibir_41-42_1.jpg
Генеральный директор ТТК-Западная Сибирь Александр Соловьев

— Какое место Алтайский край занимает в бизнесе ТТК? Как изменились показатели работы компании с начала текущего года?

— Для ТТК Алтайский край — один из самых успешных регионов Западной Сибири, по объемам выручки он занимает лидирующие позиции в бизнесе компании. На Алтайский край приходится 14 процентов всего технического охвата ТТК-Западная Сибирь.

За пять лет работы в Алтайском крае ТТК подключил более 84 тысяч пользователей домашнего Интернета, телевидения и телефонии. В отдельных городах региона, например, Заринске, доля ТТК на рынке интернет-доступа составляет более 50 процентов.

За 2013 год количество пользователей услуг ТТК в Алтайском крае увеличилась на 30 процентов. По итогам первого полугодия 2014 абонентская база компании как в сегменте B2C, так и в B2B выросла на шесть процентов.

— Как бы вы оценили инвестиционный климат в крае? Насколько он благоприятен для бизнеса в сравнении с другими сибирскими территориями?

— Алтайский край — один из самых благоприятных для развития бизнеса регионов Западной Сибири. Развитие ключевых отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли во многом зависит от возможности компаний пользоваться современными услугами связи. В Алтайском крае хороший спрос на телекоммуникационные услуги высокого качества, поэтому он является одной из наиболее перспективных территорий для развития инфраструктуры связи ТТК.

— Каковы ближайшие планы компании в Алтайском крае?

— ТТК планирует продолжить развитие розничного бизнеса, усилив свои позиции за счет расширения технического охвата на 5–10 процентов, а также планомерного наращивания абонентской базы и повышения лояльности клиентов. К концу 2014 года мы планируем нарастить абонентскую базу в Алтайском крае на 10 процентов и увеличить долю на рынке широкополосного доступа в Интернет до 27 процентов.