Замкнутый круг

Закрытие крупных туристических компаний, резкий спад спроса на отдых за границей и колебания курса валют — все это накладывает негативный отпечаток на туристическую отрасль в Новосибирске

Высокая стоимость авиабилетов не позволила Крыму войти в число самых востребованных туристических направлений

По итогам летнего сезона-2014 новосибирский рынок туризма показал стабильность — список из 17 стран, в которые чаще всего едут отдыхать новосибирцы, вот уже несколько лет остается неизменным. Открывать же новые маршруты компаниям в этом году не позволила сложная геополитическая и экономическая ситуации в стране и мире. Спрос на рынке значительно отставал от предложения, операторам даже пришлось сократить количество туров.

В то же время эксперты минувшим летом зафиксировали возросшее число туристов, вылетевших на отдых из Новосибирска (+7%). «Подавляющее большинство новосибирцев предпочитают летать за рубеж именно из Новосибирска», — констатирует член правления Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО), директор «Центрального бюро путешествий» Игорь Соловьев.

Берег турецкий

Последние пять лет наиболее популярным направлением в летний сезон у жителей Новосибирска остается Турция, особенно после того, как Стамбул превратился в удобный транспортный хаб. Из крупнейшего города Турции сегодня можно улететь, например, во Францию и Италию — прямых рейсов из Новосибирска ни в Париж, ни в Милан пока нет. Совсем недавно подобным хабом для сибиряков был Киев, но после известных событий в качестве такового его сегодня не рассматривает ни одна из компаний региона.

«В Стамбул ежегодно прилетают восемь–девять тысяч новосибирцев. Только по итогам минувшего сезона спрос на отдых в Турции вырос на 10%. Если в прошлом году эту страну посетили 77,5 тысячи человек, в этом — 85,3 тысячи», — приводит статистику Соловьев.

На второе место в списке наиболее востребованных у новосибирцев стран мира поднялся Китай, а Таиланд наоборот опустился на третью строчку, потеряв 23% турпотока. Впрочем, если смотреть статистику с начала года, то Таиланд вдвое опережает Турцию по количеству отдыхающих. В НАТО констатируют и стремительный рост спроса на Вьетнам (+66%). В этом государстве Юго-Восточной Азии в сезон побывали 14,8 тыс. человек.

Египет, который в прошлом году терял туристов из-за революции и народных волнений, под влиянием которых туроператоры отменили рейсы, в этом году восстановил позиции в глазах новосибирских путешественников. Эксперты отмечают мощный рост спроса на отдых в этой стране — на 95%.

Стабильным остался спрос на отдых и в таких европейских странах, как Греция, Кипр, Германия и Чехия. А вот Испания потеряла туристов, причем сразу на 20%. Например, на Пальма-де-Майорку улетело всего 602 новосибирца против 2,6 тыс. человек годом ранее.

Дорогой Крым

Подводя итоги сезона, НАТО традиционно формирует список из 15 наиболее востребованных для отдыха зарубежных стран и двух отечественных зон, среди которых стабильно оказываются Анапа и Сочи. В то же время, Крым, которому еще в начале сезона пророчили судьбу главного российского курорта, а власти обещали соотечественникам льготные билеты, несмотря на объективно возросшее количество отдыхающих, так и остался во второй десятке рейтинга.

«В прошлом году, когда Крым еще был украинским, туда съездили 2 242 человека. В этом году — 9 416 человек. Хотелось бы порадоваться за Крым, но есть такое выражение — «эффект низкой базы». Несмотря на то, что количество туристов выросло в четыре раза, Крым оказался только на 11 месте. Дело в том, что билеты в Крым весьма дороги, для подавляющего большинства людей они были неподъемными. Безумная цена — 36 тысяч руб­лей за авиабилеты туда и обратно. Во всех странах из первой десятки рейтинга в такую стоимость вошел бы весь пакет услуг: перелет, проживание и питание. А ведь в Крым ежегодно из Новосибирска могут летать до 50 тысяч человек, были бы адекватные цены. Например, такие, какие государство озвучило сразу после присоединения полуострова — девять тысяч руб­лей. И если бы билеты по такой цене были в продаже постоянно», — восклицает Игорь Соловьев.

Туристов стало меньше

Тенденция падения спроса на туристические путевки наметилась еще зимой. Тогда операторы на треть, и даже вдвое, снизили количество предложений для отдыха за границей. Это настолько встревожило рынок, что бизнесу пришлось делать заявление, что это, мол, плановое снижение, а не предвестник чего-то ужасного.

«Вообще, нездоровая ситуация, когда путевок больше, чем туристов. Она грозила обернуться всплеском предложений горячих путевок, которые в большинстве случаев продаются ниже себестоимости. И каждая такая продажа добавляет тур­оператору финансовых проблем. Другое дело, что сократить туристические программы бизнесу не так легко: есть конкуренция, и каждый оператор боится, что если он сократит свою программу, то другой — нарастит и тем самым вытеснит его с рынка. Процесс болезненный и очень сложный», — комментирует Соловьев.

В качестве наиболее яркого примера ужесточения конкуренции на туристическом рынке эксперты приводят ситуацию с Гоа. Минувшей зимой количество вылетов в этот индийский штат было втрое больше, чем в прошлом. При этом, путевка на 10–12 дней продавались всего за 14–15 тыс. руб­лей, включая перелет. Цена совершенно необоснованная для экономики туристического бизнеса региона. Понятно, что ни Сочи, ни Крым не могут конкурировать с таким предложением.

«Туристический бизнес — плоть от плоти российской экономики. Если не растут зарплаты и население закредитовано, доходы падают. Чтобы как-то довести летние программы до окончания сезона (снимать рейсы было практически невозможно), большинство туроператоров вынуждены были продавать туры за копейки, значительно ниже себестоимости», — констатирует управляющий директор туроператора «АКРИС» Владимир Коуров.

«Мы почувствовали падение спроса еще в начале года, правда, не в том объеме, какой по факту получили летом. Помог наш опыт работы на рынке: мы понимаем, какие рыночные индикаторы нужно отслеживать и как реагировать. Мы уменьшили объемы продаж, убрали из программы некоторые города. Кто-то из туроператоров пропустил сигналы рынка и в результате обанкротился», — заключает Коуров.

В то же время федеральный туроператор Tez Tour не заметил явного снижения спроса, турпоток в компании оценивают на уровне прошлого года. «Мы не можем сказать, уменьшилось или увеличилось количество путешествующих. Но их требования изменились. Если раньше туристы планировали дорогие пятизвездочные отели, то сейчас предпочитают что-то подешевле. Люди поджимаются и по количеству дней отдыха. Если раньше новосибирцы уезжали на 14–16 дней, теперь чаще на 10–12 дней», — комментирует руководитель представительства компании Tez Tour в Новосибирске Галина Машухова.

В свою очередь турагентства отмечают другую тенденцию — люди перестали заранее бронировать путевки. По оценке генерального директора агентства «Сити Тур» Светланы Игониной, сократилось не количество туристов, а частота путешествий: «Те, кто раньше ездил раз в год, те так и планируют, те же, кто летал четыре раза в год, конечно, уже столько не летают. Естественно, туроператоры сократили рейсы, программы, и это сильно сказывается на рынке. Остается меньше выбора, приходится предлагать то, что есть», — сетует Игонина.

Пузырь лопнул

Еще одним звеном в цепочке факторов, приведших к тому, что рынок туризма сейчас переживает серьезный кризис, стала нестабильность курса валют. Сегодня, когда курс доллара пересек границу в 40 руб­лей, а евро достиг 51 руб­ля, туристы не рискуют тратиться на поездки. Они не могут предугадать, что будет с экономикой дальше. «Если бы мы привыкли к тому, что у нас вечная инфляция, каждый день курс рос бы на 20 копеек, то экономика бы к этому приспособилась, турбизнес просто закладывал бы динамику курса в стоимость путевок. Когда же человек не знает, что будет с рублем дальше, он предпочитает не дергаться. Это приводит к тому, что люди перестают ездить, откладывая отдых за границей до лучших времен. Получается замкнутый круг: туризму деньги нужны как воздух, а люди ждут и говорят: «Поедем потом, летом». Но до «лета» не многие доживут», — предполагает Игорь Соловьев.

Продолжается на рынке череда банкротств. «С экономикой все плохо. Поскольку мы предлагаем услугу не первой необходимости, то туристические путевки первыми идут под нож в семейном бюджете. Ведь без поездок можно прекрасно жить», — с грустью замечает Соловьев.

Некоторые участники рынка считают, что банкротства очистят рынок от компаний, не сумевших правильно построить свою финансовую политику. «Существующее законодательство не позволяет Ростуризму нормально регулировать туристический рынок, а Центробанку — страховать туруслуги. Поэтому и возникали возможности для финансовых пирамид. Последние два года закрытие турфирм шло с возрастающей динамикой, а в нынешнем году этот пузырь наконец лопнул. Одно дело конкурировать с компанией, работающей по модели дискаунтера, и совсем другое — с пирамидой. Изменения в законодательство, регулирующее рынок туристических услуг, еще готовятся, поэтому условия деятельности компаний не изменены, соответственно, слабые моменты в этой сфере остались. Вывод из этого один — закрытия турфирм вероятны, и не только в Москве, а по всей России», — заявил управляющий директор туроператора «АКРИС».

Санкции на путешествия

С появлением конфликта между Россией и Западом, вооруженных действий на территории Украины и введением взаимных санкций люди начали бояться путешествовать. «Политическая ситуация в мире повлияла на туристов в моральном плане. В то же время зарубежные консульства выдавали визы быстро и практически ни одному новосибирцу не отказали. Никакого негатива по отношению к нашим туристам не было», — подчеркивает Галина Машухова.

«В этом году на отдых за границу не поехали многие представители силовых структур: армия, МВД, ФСБ, прокуратура, Следственный комитет, а также их семьи родственники, которым раньше государство оплачивало перемещение внутри страны. Рынок полон слухов о том, что сегодня нежелательно выезжать в страны, с которыми у США есть соглашение о выдаче подозреваемых. Мол, если у вас есть какие-то грехи перед Америкой, то вас могут арестовать на территории третьей страны и выдать штатам. Отсюда люди предпочитали летать в Турцию и Таиланд», — рассказывают в НАТО.

Вопрос доверия

Новосибирские турфирмы можно пересчитать по пальцам одной руки. По мнению Игоря Соловьева, их главным плюсом является то, что финансовые гарантии у них такие же, как у федеральных операторов, а рисков меньше — если что-то случится, они способны вернуть туристам все вложенные ими деньги, из-за чего отпадает вопрос доверия к местным компаниям. Тем не менее, рынок нуждается в большем внимании к нему со стороны страховых компаний.

«Пока банкротились операторы не из первой даже, а из второй десятки, а людям достается по три–семь процентов от стоимости путевок. Это очень мало. А вдруг грохнется кто-то из первой десятки? Финансовые гарантии должны быть увеличены в 10–20 раз. Но возникает другая проб­лема: страховые компании отказываются страховать турфирмы на такие суммы. Вопрос серьезный, и решать его надо не в пожарном порядке, а доско­нально прорабатывая вопрос. Наше предложение: страховать не оптом, а персо­нально каждый туристический пакет. Человек должен быть уверен: что бы ни случилось, ему вернут всю сумму. Мы пробиваем это вопрос уже пять лет», — рассказывает Соловьев.

Пока такой страховой продукт есть только у компании «Ингосстрах», но стоимость его велика — около 10% цены тура. «Но отдыхающие готовы платить. Если такая страховка будет введена законодательно, как ОСАГО, то чем больше людей ее купят, тем меньше станет ее цена — не более четырех процентов от стоимости тура», — замечает Соловьев.

Не настолько богаты

Не менее печально ситуация складывается и у внутреннего туризма. Слом туристической парадигмы, как говорят эксперты, произошел после 2008 года, когда на новосибирский рынок вышли федеральные тур­операторы. Если раньше самым бюджетным вариантом отдыхающие считали местные санатории, далее шли Алтай, Байкал, Краснодарский край, а вершиной была заграница, то с 2009 года ситуация резко изменилась. Появилась поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы отдыхать на Алтае».

«Все легко просчитывается. Десять дней отдыха в любом санатории Новосибирской области стоят 25 тысяч руб­лей. За эти деньги можно купить путевку в Турцию, Китай, Таиланд или Грецию. Сложилась ситуация, когда зарубежные туры начали конкурировать с Краснозеркой на одном поле. В наши санатории в основном ездят те, кому отдых оплачивают предприятия. Но к туризму это уже никакого отношения не имеет. Владельцы санаториев говорят, что по-другому они не могут. В итоге народ просто перестает к ним ездить. Проблема системная, надо что-то менять на глобальном уровне», — убежден Игорь Соловьев.

Таиланд популярен у новосибирцев и летом, и зимой 044_expert-sibir_43-45.jpg
Таиланд популярен у новосибирцев и летом, и зимой

По мнению участников новосибирского туристического рынка, среди зимних направлений в сезоне 2014–2015 приоритетным направлением остается Таиланд, который будто создан для сибиряков: почти нет разницы во времени, а курс бата по отношению к доллару такой же, как у руб­ля. Кроме того, солнце, фрукты и море продолжают завлекать туристов.

Вторым актуальным направлением обещает стать Вьетнам. Его выбирают те, кто уже неоднократно был в Тае и хочет чего-то нового. «Нам не хватает европейских направлений. Если брать по году, то порядка 80% туров — Азия, а 15% — Европа. Не хватает прямых рейсов в Париж, Милан. Если бы такое направление появилось, то это пользовалось бы спросом», — подытожил Соловьев.