«Люди берут то, что доступно»

Тема недели
Москва, 08.12.2014
«Эксперт Сибирь» №50 (436)

Руководитель отдела продаж красноярской компании «Автомир» Андрей Окладников — о рыночных позициях и перспективах бренда LADA в Сибири

— Андрей Валерьевич, можете охарактеризовать предпочтения красноярцев в выборе автомобилей LADA?

— Денежный вопрос является очень важным фактором. Молодежь выбирает LADA Priora и LADA Granta. Любят спортивные модели — LADA Kalina Sport, LADA Granta Sport. Кто-то берет машины для охоты, рыбалки. Это уже полноприводные автомобили. В основном — «Нивы». Возрастные люди, из районов, у кого есть дачи, земельные участки, берут универсалы. У нас сейчас практически весь склад распродан.

— Существует ли зависимость мотивации покупателя от географических факторов?

— Конечно. В западной части России не очень хорошо продаются «Нивы», но зато хорошо идут Priora. И это обусловлено местом расположения и временем года. В Сибири же «Нивы» берут в любое время года.

— Занимаясь продажей LADA, что вы отвечаете многочисленным критикам отечественного автопрома?

— Всю жизнь я любил «Жигули» и «Лады». Каких-то особых проблем, чтобы давало повод «хаять», никогда не испытывал. Моя первая машина — «шестерка», потом была «девятка», «четырнадцатая», «десятка». Сейчас на Priora езжу. Она стоит своих денег. Многие не понимают, что сравнение с иномарками — некорректно. Новая топовая Granta или Priora со всеми мелочами стоит 470 тысяч руб­лей. Говорят, что можно, чуть добавив, взять Volkswagen Polo или Hyundai Solaris, к примеру. Не уточняя комплектацию данных автомобилей, не упоминая систему курсовой устойчивости новой LADA, антиблокировку, кондиционирование, климат-контроль, всякие мультимедийные штуки. За те же деньги в названных иномарках не будет из указанных вещей ничего. А в их топовом варианте — все это будет в два раза дороже.

— А если сравнить с «японцем»?

— Легко. Но ведь это также будет не новый автомобиль. Да еще с правым рулем. И никаких гарантий качественной работы его систем. Проблема в том, что многие люди не считают это как пункт при выборе автомобиля. Поездив на новой LADA, лично для меня, будет сложно думать о подержанной машине. Никто не оспаривает качеств Toyota или Volkswagen — они хороши. Но когда они новые — это совсем другая ценовая политика.

— Как складываются отношения «Автомира» с остальными участниками красноярского рынка, имеющими статус официальных дилеров «АВТОВАЗа» («Лада Центр», «Красноярск-Лада», «Бугач-Авто»)?

— Мы — прямые конкуренты. Но, как говорил мультяшный персонаж Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» Стараемся по возможности решать все мирным путем, но какие-то трения, конечно, существуют. Они объективно есть. Изначально здесь был один дилер — «Красноярск-Лада». Так исторически сложилось, эта структура была собственностью «АВТОВАЗа». Но потом появились частные компании-салоны. «АВТОВАЗ» продает свою продукцию только через дилерскую сеть. В настоящий момент он пытается ее подчистить. Кто-то не выполняет требований или не соответствует нормам и регламенту. Их либо подтягивают к нужному уровню, либо закрывают. Это связано также со сменой руководства предприятия. Мы стараемся держаться на уровне.

— Какова доля «Автомира» на рынке города и в целом Красноярского края?

— «АВТОВАЗ», на самом деле, использует замечательную «фишку», — у кого машины есть, тот и торгует. Это некая рачительность хозяина дилерского бизнеса. Если все правильно спланировал, то и работай. Есть квоты. Есть план. Выполняешь, — вперед. У нас — красноярских официальных дилеров — эта квота примерно равна. Плюс-минус несколько процентов. Но нет такого, что одни торгуют, а другие нет. Мы — сосуществуем. Почти — на равных.

— Пользуются ли услугами центра жители малых городов и районов региона?

— Конечно, покупают. В районах тоже есть мелкие дилеры. Но у них и квоты, и планы — меньше. И стандарты не всегда выполнены. Поэтому те, кто живет ближе к Красноярску, едут сюда. По большому счету, в Красноярске и в крае нет ленивых дилеров. Все работают, стараются, свои планы выполняют. Но все равно многие из районов едут сюда. Больше шансов взять то, что планировал. Более того, из Хакасии едут. В Абакане один центр, у нас — четыре. В принципе, — машин больше. И, в любом случае, человек без машины из Красноярска не уедет. Если у нас не возьмет — у вторых или третьих, но все равно возьмет. Здесь есть у кого выбрать. Рынок насыщен.

— Можете обозначить ежегодный объем продаж?

— В среднем каждый красноярский официальный дилер продает около полутора тысяч автомобилей «АВТОВАЗа» в год. Это достаточно много. Но ситуация каждый сезон меняется. Разумеется, в прошлом и нынешнем году наблюдается спад продаж. Но он касается не только линейки LADA, он идет по всем позициям авторынка. И он довольно большой.

— Существует ли конкуренция между дилерами среди регио­нальных центров Сибирского федерального округа?

— Практически нет. Каждый торгует в своем «углу». Стычек мало. Стараемся не мешать друг другу. Получается. Проблем в этом аспекте нет.

— Можно ли оценить долю, которую занимает продукция «АВТОВАЗа» на рынке в сравнении с иномарками?

— Мы такую статистику сами не ведем, но внимательно отслеживаем. Здесь важно понимать, о каких иномарках мы говорим. Их спектр можно разделить на несколько составляющих. Есть рынок новых иномарок, есть рынок подержанных дилерских иномарок и праворуких машин. Их — три. Сейчас, по моим оценкам, в тренде — именно второй сегмент. Но, по большому счету, рынок ориентирован на покупательские возможности. На деньги. Люди берут то, что доступно.

— Насколько сильно повлияли на вашу работу кризисные ожидания и рыночные реакции, связанные с экономическими санкциями и валютными колебаниями?

— Не могу сказать, что происходит нечто жесткое. Обвала нет. Некие колебания, шероховатости появились. Да. И это не без причин.

— В конце ноября некоторые дилеры «АВТОВАЗа» заявили, что с 1 декабря повысятся цены на модели LADA в среднем на пять процентов. Однако почти сразу производитель официально уведомил о планах сохранить текущие цены на все модели LADA до конца 2014 года, пояснив, что сложности с поставщиками преодолены. Не было ли это своего рода «маркетинговым ходом» — побудить сделать покупку до Нового года?

— «АВТОВАЗ» никогда не повышал цены в конце года. На моей памяти такого не было. Наоборот, дилеры пытаются распродать все до первого января. Понятно, что прошлогодние машины все равно остаются, но их очень немного. Организовываются всяческие акции, маркетинговые кампании. Но увеличение цены не влечет внимания к бренду и салону. Но того, что сделано это, чтобы встряхнуть людей, я не исключаю.

— Какова зависимость наших автомобилей от деталей и составляющих, произведенных за рубежом?

— В комплектации LADA используется достаточно много импортных деталей: электроника, датчики и прочее. Соответственно, есть задержки в поставках. Это влияет на сборку, увеличивает сроки готовности автомобилей. Но мы торгуем. Пока это на наши дела не влияет.

— Могли бы вы обозначить основные тенденции, в которых в ближайшее время будет «жить» авторынок Красноярска, Сибири, России?

— По моим ощущениям, объем продаж в 2015 году именно по бренду «Лада» должен остаться на уровне 2014 года. Он не вырастет, но, думаю, и не упадет. На общем фоне падения автомобильного рынка в будущем году «АВТОВАЗ» запустит несколько новых моделей LADA. Будет бюджетная поддержка программ утилизации старых ВАЗов. Все это, как мне кажется, компенсирует интерес россиян к нашим машинам.

У партнеров

    Реклама