Станет дороже!

Тема недели
Москва, 08.12.2014
«Эксперт Сибирь» №50 (436)
Продажи новых легковых автомобилей в Сибири продолжают снижаться. В 2015 году негативный тренд только усилится, чему «в помощь» ослабление руб­ля и рост ставок по банковским кредитам

Автомобильный рынок Сибири неуклонно падает. Тенденция снижения платежеспособного спроса на новые отечественные и импортные автомобили, зафиксированная по итогам 2013 года, в текущем году только усилилась.

«По итогам 10 месяцев 2014 года продажи новых легковых автомобилей в России снизились на 11,2%, до 1,85 миллионов штук. В Сибирском федеральном округе продажи сократились на 16,5% и составили 128 тысяч машин, — констатирует аналитик агентства «АВТОСТАТ» Алексей Муханов. — Заметно хуже в Сибири чувствует себя LADA, продажи которой упали на 27% против 16,9% в целом по стране. Аналогичная ситуация у корейских производителей. Hyundai, нарастившая, несмотря на кризис, продажи в России на 2,4%, в СФО потеряла 10,7%. Результат KIA: минус 6% в целом по стране и минус 22,7% в СФО. Toyota за 10 месяцев текущего года смогла реализовать в Сибирском регионе на 8,2% меньше автомобилей, хотя в целом по стране у марки отмечается незначительный рост в 0,7%». Рост продаж «АВТОСТАТ» зафиксировал у Nissan. Компания увеличила продажи в СФО на 22,7%, а в целом по России рост продаж японского автопроизводителя составил 15,6%.

Тем не менее, в среднесрочной перспективе на автомобильном рынке Сибири ожидаются позитивные перемены. Прежде всего, они коснутся отечественного автопрома. В 2017 году в Усть-Каменогорске (Республика Казахстан) запустят первую очередь совместного российско-казахского предприятия по производству автомобилей марки LADA. Инициаторы проекта — «АВТОВАЗ» и казахстанский «БИПЭК АВТО» — преследуют цель продвижения LADA в СФО.

Бюджетные бренды

Тройка брендов-лидеров в СФО по итогам 10 месяцев в сравнении с 2013 годом не изменилась (см. таблицу). На первом месте LADA (21,2 тыс. штук), вторая позиция у Toyota (14,4 тыс. штук), третья у Hyundai (10,6 тыс. штук). С седьмого на четвертое место удалось подняться Nissan (10,1 тыс. штук), а Renault, напротив, опустилась с четвертой строчки на пятую (9,4 тыс. штук). «Сильнее всего снизились продажи Ford — на 50,5% до 2,2 тысяч автомобилей. Suzuki удалось реализовать по итогам 10 месяцев на 31,8% меньше машин, чем за аналогичный период прошлого года», — отмечает Алексей Муханов.

Успех Nissan эксперты склонны объяснять успешной маркетинговой политикой компании, выводом на рынок новых моделей — Qashqai, Terrano, Teana, Almera. В модельной линейке Toyota наибольшим спросом у сибиряков пользуются автомобили RAV4, Corolla и Camry. Лучшие позиции у этой японской марки сейчас в Иркутске. Примерно 60% продаж Hyundai приходится на бюджетный Solaris и кроссовер ix35. Наиболее уверенно корейский бренд чувствует себя на рынке Омска. Лучшие продажи в Новосибирске у французской марки Renault, где ее продвижением занимаются сразу два дилера — «Автомир» и «МАКС Моторс», благодаря чему бренд занимает первое место среди иномарок.

Несмотря на падение объемов продаж «АВТОВАЗа», LADA сохраняет звание бренда номер один на рынке новых автомобилей, с большим перевесом опережая иностранных конкурентов. Почти треть продаж приходится на Granta — самый продаваемый автомобиль в Сибири. Ее догоняют модели Largus и Kalina.

«Востребованы все новые и обновленные модели LADA. Качество сборки и конструкторских решений постоянно растет. У нас отсутствует очередь на гарантийное обслуживание как в прошлые времена», — рассказывает генеральный директор компании «ГАРАНТ» (Омск, официальный дилер LADA) Олег Дынников. По его словам, конкурируют дилеры LADA, прежде всего, в качестве послепродажного обслуживания клиентов: «Качество же автомобилей и их ценовое позиционирование является задачей производителя. Но вместо этого зачастую дилеры одного бренда стремятся конкурировать между собой. Что негативно отражается на имидже марки. В наших правилах — только положительно отзываться в общении с клиентами о наших коллегах по бренду».

Лучше всего на рынке дела у автодилеров, работающих в сегменте дорогих брендов. Продажи премиум-брендов в СФО в первом полугодии выросли на 16%, преодолев отметку в четыре тысячи автомобилей. Одни из лучших показателей здесь у Mercedes-Benz. «У премиум-сегмента приличный рост был в 2013 году, но он оказался меньше, чем в 2012-м. В прошлом году мы почувствовали замедление темпов, которые сейчас стали реальной проблемой. Тем не менее, в течение 2014-го мы каждый месяц продавали около 50 автомобилей Mercedes. Были всплески до 80 машин в месяц. Думаю, по итогам года мы суммарно продадим порядка 600 автомобилей. В общем-то, неплохой показатель», — комментирует вице-председатель Сибирской Ассоциации Автомобильных Дилеров, член совета директоров ЗАО «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирске) Виктор Борицкий. Результат компании по итогам 2013 года — 650 «мерседесов». Успех Mercedes-Benz на новосибирском рынке Борицкий объясняет широкой линейкой моделей, включающей относительно недорогие марки, базовой стоимостью от 800 тыс. руб­лей — класс А и CLA.

Уверенно чувствуют себя на сибирской земле японский Lexus, немецкие Audi и BMW.

Нащупать дно

Нисходящий тренд на рынке новых отечественных и импортных автомобилей продолжится и в 2015 году, убеждены эксперты. Этому поспособствуют ослабление руб­ля по отношению к ведущим мировым валютам, санкции против России со стороны стран Запада и усугубляющиеся кризисные явления в российской экономике.

«Вероятнее всего, продажи автомобилей продолжат свое падение в 2015 году, когда экономика страны может погрузиться в рецессию. Помимо этого, многие покупатели планировавшие приобретение автомобиля в 2015 или даже 2016 году, сделали это сейчас, опасаясь повышения цен, что также сыграет свою роль. Можно ожидать, что в следующем году продажи новых легковых автомобилей в России будут на уровне 1,7–2 миллионов штук», — прогнозирует Алексей Муханов из «АВТОСТАТа». «Скорее всего, снижение продолжится из-за грядущего роста цен на новые иномарки, который составит от пяти до 20% уже с начала 2015 года. Данные по постановке на учет по Алтайскому краю показывают по новым авто минус 16% к уровню прошлого года, это с учетом продаж отечественных машин», — соглашается с коллегой директор по развитию автоцентра «Реал» (Барнаул, официальный дилер KIA, Suzuki, Subaru, Mazda, Chevrolet) Ольга Частухина. По ее словам, потребительский трафик в среднем просел на 20–30%, при этом процент продаж в кредит остался на уровне прошлых лет — 35–37%.

Коммерческий директор ГК «Агат-Авто» (Иркутск, официальный дилер Nissan, KIA, Hyundai, Truck&Bus, GreatWall) Эдуард Борисов прогнозирует в 2015 году падение рынка новых автомобилей на уровне не менее 15%. «В нашем порт­феле очень сильные бренды с высокой долей производственной локализации, много новинок, что поддерживает интерес клиентов к бренду. Экономика компании в 2014 году — приемлемая, снижения в 2015 ждем, но не сильного, а вот рентабельность, конечно, пострадает», — дает неутешительные прогнозы Борисов, который считает, что в следующем году выживут сильнейшие бренды.

При этом эксперты не прогнозируют заметных негативных изменений среди участников сибирского автомобильного рынка. По данным «АВТОСТАТа», в 2014 году число автомобильных дилеров в Сибирском федеральном округе выросло с 383 до 410-ти. «Основные проб­лемы могут возникнуть у монобрендовых салонов, особенно специализирующихся на импортных автомобилях. У марок, не имеющих локализованного в России производства, на фоне дорожающей валюты остается намного меньше инструментов по сдерживанию роста цен», — уверен Алексей Муханов. В этих условиях он рекомендует дилерам «менять стратегию работы, оптимизировать издержки и искать новые источники дохода, в первую очередь в виде сервиса и автомобилей с пробегом»: «Придется пересматривать методику работы с клиентами, привлекая новых и увеличивая лояльность уже существующих».

Что в зоне наибольшего риска находятся монобрендовые игроки, уверен и Виктор Борицкий: «Конкуренция, конечно, становится жестче. Если раньше на рынке были настроения «хи-хи–ха-ха», то сейчас компании реально борются за покупателя. Возрастает ценность каждой продажи. Раньше не нужно было убеждать человека в необходимости пересесть с «Волги» на Mercedes, сегодня же люди становятся требовательнее, они в хорошем смысле избалованны. При этом не думаю, что на фоне ужесточения конкуренции количество участников сократится. Например, в Новосибирске оправдано, когда марка представлена двумя дилерами. Так что прогнозирую небольшое прибавление в семействе дилеров. Кто-то станет вторым продавцом Toyota, кто-то возьмет еще Hyundai. К тому же у нас нет Volvo, а марка очень интересная. Лучшие шансы сохранить позиции на рынке именно у мультибрендовых компаний». Например, в Новосибирске такой компанией является «МАКС Моторс» — крупнейший автодилер Сибири по портфелю брендов, а в Красноярске — ГК «Крепость». Сегодня эта красноярская компания представлена в Восточной Сибири восемью дилерскими центрами — Toyota (два салона в Красноярске, Абакан, Ачинск), Lexus (Красноярск), Volvo (Красноярск), Mazda (Абакан), представительством марок в Иркутской области — мультибрендовым салоном ООО «ТЦ Братск».

 012_expert-sibir_50.jpg

«Сейчас главная задача — выжить! Особенно актуально это будет в первый квартал следующего года. Совершенно неясно, насколько затянется эпопея со скачками курса валют, и вполне возможно, что повышение уровня цен в начале 2015 года, которого мы страшимся, окажется лишь первой волной роста цен. Впрочем, на типовое возражение клиента: «Дорого!» в арсенале рынка всегда есть спекулятивный аргумент: «А будет еще дороже!» — подчеркивает Ольга Частухина.

Эффективная утилизация

В начале декабря стало известно о том, что федеральное правительство приняло решение продлить на 2015 год государственную программу утилизации автомобилей. В следующем году на программу господдержки автопрома власть выделит 10 млрд руб­лей, плюс 2,9 млрд руб­лей — на завершение программы в этом году, так как рынок успел выбрать весь имеющийся объем субсидий. С сентября по ноябрь за счет утилизационных скидок удалось продать более 130 тыс. машин. Ожидается, что доход бюджета от программы до конца 2014 года составит 12,5 млрд руб­лей. По данным Минпромторга, выделенные 10 млрд руб­лей на 2015 год обеспечат до 170 тыс. проданных автомобилей.

Условия госпрограммы поддержки автопрома в следующем году останутся прежними — скидки 40–350 тыс. руб­лей при утилизации старой машины или сдаче ее в trade-in. «Продление программы утилизации на следующий год сможет несколько затормозить падение продаж, однако рост цен на новые машины и ставок по кредитам в банках могут заметно снизить ее эффективность, тем более что возращение программы льготного кредитования пока не ожидается», — отмечает Алексей Муханов.

«Запуск программ утилизации и trade-in существенно подтянули уровень продаж автомобилей LADA. По итогам октября рост составил один процент к объему продаж в октябре 2013 года. И коснулось это не только LADA, еще ряд брендов подтянулся к показателям прошлого года и даже превысил их. Это наглядно показывает действенность подобных инструментов стимулирования спроса», — убежден Олег Дынников.

Приграничная LADA

Наиболее значимым событием на сибирском автомобильном рынке, способном изменить соотношение сил, эксперты считают запуск у юго-западной границы СФО совместного российско-казахского предприятия по производству автомобилей LADA, в который холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» инвестирует 1,1 млрд долларов. Запуск первой очереди завода в Усть-Каменогорске мощностью 60 тысяч автомобилей в год запланирован на 2017 год. Ввод второй очереди (120 тыс. ед.) запланирован в 2022 году (см. «Сибирь в фокусе нашего внимания» в текущем номере журнала «Эксперт-Сибирь»). Ожидается, что в регионы Сибири и Дальнего Востока будет поставляться порядка 70 тысяч автомобилей, выпускаемых в Усть-Каменогорске, или более половины объемов производства завода.

По оценке Алексея Муханова, запуск завода в Усть-Каменогорске позволит сделать автомобили LADA «ближе к сибирским покупателям в прямом и переносном смысле»: «Сокращение расстояний от сборочного завода до дилерских центров позволит оптимизировать логистику и быстрее реагировать на изменение спроса, а также улучшит ситуацию на рынке запчастей. Решение передать продвижение бренда в Сибири казахстанским партнерам выглядит логично, поскольку они как владельцы производственной площадки напрямую заинтересованы в увеличении спроса».

Ожидается, что под контроль новой российско-казахской структуры перейдут сразу несколько крупных сибирских дилеров LADA. Речь идет об «Омск Ладе», «Кузбасс Ладе», «Алтай Ладе», «Новосибирск-Ладе». Но Олег Дынников вовсе не уверен, что казахстанские партнеры окажутся более подготовленными к продвижению бренда, чем другие дилеры LADA, работающие на территории Сибирского региона. «Российско-казахское соглашение преследует внешнеполитические цели. Рост продаж обеспечит новый имидж бренда и своевременный запуск новых анонсированных моделей. При грамотном ценовом позиционировании это главный козырь LADA», — уверен топ-менеджер. Он считает, что между дилерами LADA не должно быть конкуренции, их должен объединять дух партнерства и сотрудничества в целях продвижения бренда в том или ином сибирском регионе. В то же время Эдуард Борисов считает, что на фоне активного развития в Сибири бюджетной японской марки Datsun «АВТОВАЗу» будет сложно удержать, а тем более увеличить продажи.

Динамика продаж новых автомобилей на территории СФО

У партнеров

    Реклама