Лес для Китая

Русский бизнес
Москва, 16.02.2015
«Эксперт Сибирь» №8 (442)
ЗАО «РосКитИнвест», принадлежащее китайской корпорации AVIC-Forestry, запустило первое предприятие Асиновского лесопромышленного парка в Томской области. Инвестпроект, реализуемый уже не первый год, становится реальностью

«РосКитИнвест» запустил первое предприятие Асиновского лесопромышленного парка — завод по производству шпона проектной мощностью 115 тыс. кубометров в год. Завод является составной частью лесопарка, а кроме него предполагается построить и сдать в этом году лесопильный завод мощностью 220 тыс. кубометров в год и в дальнейшем дополнить парк предприятиями по выпуску МДФ-плит (200 тыс. кубометров), ДСП (300 тыс. кубометров), фанеры и ламината (по 80 тыс. кубометров каждый), а также мебели (200 тыс. комплектов). Кроме этого, предполагается строительство собственной ТЭЦ мощностью 48 МВт. Всего китайский инвестор до 2022 года планирует вложить в проект 30 млрд руб­лей, на текущий момент уже инвестировано 17 млрд. Строящийся лесопромышленный парк — один из крупнейших в России совместных межгосударственных проектов — является также одним из звеньев инновационного территориального центра «ИНО Томск» и ключевой площадкой лесопромышленного кластера.

Напомним, что предприятие по производству шпона ЗАО «Роскитинвест» расположилось на площадях ликвидированного в свое время Асиновского ЛПК, ранее бывшего градообразующим. Сейчас аналогичная роль отводится новому лесопромышленному кластеру (по итогам реализации проекта будет создано пять тысяч рабочих мест для жителей Асиновского, Верхнекетского и Тегульдетского районов Томской области). Первоначально ввод в эксплуатацию нового российско-китайского производства был запланирован на май–июнь 2010 года, но из-за кризиса и организационных проблем был перенесен. В очередной раз AVIC Forestry перенесла сроки ввода лесопромышленного комплекса в 2012 году. Тогда причиной стали проблемы с подключением к энергомощностям, которые китайцы решили в итоге радикально — строительством собственной электростанции.

Соответственно, запуск первого завода, входящего в кластер, состоялся 11 февраля. До конца 2015 года будет завершен монтаж оборудования на заводе лесопиления и запущено в эксплуатацию второе производство комплекса. «Продукция предприятий лесопарка будет в основном экспортироваться, в частности, в Китай, Корею и Японию, куда уже в конце прошлого года были отправлены первые небольшие пробные партии шпона», — подчеркнул заместитель генерального директора «РосКитИнвеста» Борис Казначеев.

За последнее время в Томской области появилось несколько предприятий глубокой переработки лесоматериалов. В конце 2010 года в Томске начал работу лесоперерабатывающий комбинат «Партнер-Томск», предприятие выпускает 264 тыс. кубометров МДФ-плит в год. В 2013 году ООО «Томлесдрев» начало производство ДСП (15 тыс. кубометров в год) и ламинированных ДСП (14 тыс. кубометров в год). Эксперты сходятся в том, что конкуренцию эти два предприятия китайскому ЛПК составят слабую, в первую очередь потому, что «РосКитИнвест» ориентировано на экспорт, а «Партнер-Томск» и «Томлесдрев» — на российский рынок и страны СНГ. Однако, по данным аналитической группы WhatWood, конкурентами на рынках продаж шпона могут стать другие компании: RFP Group (Хабаровский край), ОАО «Тернейлес» (Приморский край), Енисейский фанерный комбинат (Красноярский край). «Тем не менее, в случае успешного выхода производства на проектную мощность предприятие станет одним из лидеров отрасли по производству лущеного шпона в России», — отмечает главный редактор портала WhatWood Кирилл Баранов. Как отметил Баранов, объемы производства лущеного шпона в России оцениваются в 650–700 тыс. кубометров в год. «Следовательно, если предприятие выйдет на проектную мощность, то может занять долю на российском рынке производителей 15–20%, войдя при этом в тройку лидеров».

Расчетная лесосека в Томской области составляет около 40 млн кубометров древесины в год, но используется ежегодно не более 8–10% этого объема (около трех миллионов кубометров в год), так как лесные ресурсы расположены в труднодоступных районах (Томская область — слаборазвитый в транспортном отношении регион, к тому же солидную часть его территории занимают болота). Соответственно, одним из рисков проекта может стать, как и у любого российского лесопромышленного производства, обеспечение завода сырьем для его бесперебойной работы. Из этого вытекает и проблема доставки сырья, а также высокая стоимость транспортировки готовой продукции. Заместитель губернатора Томской области Леонид Резников ранее предлагал проработать вопрос о софинансировании из федерального бюджета реконструкции автомобильной дороги «Камаевка–Асино–Первомайское» на участке «0–53 км», который является элементом транспортной инфраструктуры лесопромышленного индустриального парка. Сегодня Первомайский, Асиновский, Зырянский и Тегульдетский регионы связаны с областным центром единственной автомобильной дорогой общего пользования «Томск–Асино–Первомайское». На самом грузонапряженном участке этой автодороги, от Камаевки до Асино, объем перевозок грузов лесопромышленного комплекса к 2025 году достигнет 1,2 млн тонн в год.

У партнеров

    Реклама